СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме" Непроизносимые согласные в корне слова" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" разработан по УМК "Планета Знаний" для 2 класса. Первый урок по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Непроизносимые согласные в корне слова" для 2 класса»













Проект урока по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова »

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ № _190 Автозаводского_района

ФИО Гагаринова Елена Александровна

Квалификационная категория 1

Стаж работы учителем начальных классов 28 лет

Контактный телефон: 8904 396 26 54









Н.Новгород

2016 год















Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова»

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств] и др. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах. Совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся. Учить подбирать проверочные слова для выбора правильного написания.

Ожидаемые результаты

Предметные: научатся разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; определять разновидность орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; распознавать непроизносимую согласную в корне слова и проверять её; использовать выведенный на уроке способ для решения новой орфографической задачи; объяснять, доказывать свои действия.

Метапредметные:

Познавательные (П): использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале; коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию

Коммуникативные (К): участвовать в групповой работе, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного, проявлять уважительное отношение к мнению другого

Регулятивные (Р): определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л): проявлять интерес к новым знаниям, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Оценивать свои достижения и трудности. Контролировать себя в форме сличения результата с заданным эталоном

Оборудование:  Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык, учебник для 2 класса; тетрадь, мультимедийный проектор.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети знают и умеют различать орфограммы: безударная гласная и парная согласная в корне слова. Умеют их проверять методом подбора однокоренных слов или изменением формы слова. Умеют решать следующие практические задачи: подбирать однокоренные слова; выделять корень, обозначать звуковую транскрипцию слов. Дети умеют работать в парах, знают критерии оценивания, имеют навыки самооценивания.


Этапы урока и хронометраж:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности– 2 мин.

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 6 мин.

  4. Постановка учебной задачи – 3 мин.

  5. Построение проекта выхода из затруднения – 6 мин.

  6. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи – 8мин.

  7. Самостоятельная работа – 14 мин.

  8. Рефлексия -4 мин.

  9. Домашнее задание – 1 мин.



















Содержание урока


1. Организационный момент. Проверка готовности.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность.

- Чему был посвящен предыдущий урок? (-Правилу проверки парной согласной в корне слова.)

Сегодня мы продолжим учиться приёмам проверки правописания однокоренных слов.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Чистописание.

-Запишите в тетрадь:

здк стр стн здр здн лнц

Учитель организует работу по классификации слов на изученные орфограммы в корне слова.

Жира., тр.ва, стол., звёз.ное, в.сенняя.

-Распределите слова в 2 столбика по видам орфограмм в корне слова. (слайд 2)

Учитель организует проверку. Помогает в постановке проблемного вопроса.

-Прочитайте слова в 1 столбике. (-Жираф, столб.)

-Какую орфограмму помогают вспомнить эти слова в записанном вами столбике? ( -Правописание парных согласных в корне слова.)

-Как их проверить? (- Нужно поставить их перед гласными или перед [н])

-Прочитайте слова во 2 столбике. Сравните. (Слайд 3) (-Трава, весенняя.)

-Что общего в словах? ( -В них безударная гласная в корне.)

-Как проверить правописание безударной гласной в корне слова? (_-Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласный стал ударным.)

-Что объединяет эти орфограммы? (-Они обе находятся в корне слов.)

-Почему для проверки подбираем однокоренные слова? ( -Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.

- Что заметили? ( -Одно слово «лишнее».)

-Почему? (- Ни одно из изученных правил не подходит, чтобы проверить его написание.)

-Составьте словосочетание со словом звёздное и запишите его.

-Как вы записали слово звёздное? (Слайд 4) (-Звёзное, звёздное.)

-Почему записи разные?

В чём затруднение? (-Не смогли найти правильный способ записи слова.)

4. Постановка учебной задачи.

Учитель помогает в постановке учебной задачи. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

-Какую цель вы поставите перед собой? (-Найти способ проверки этих слов.)

- Какой же будет тема нашего урока? (Слайд 5) (-Правописание новой орфограммы.)

-Как вы будете открывать новый способ? (-Пропущенная буква находится в корне. Будем подбирать однокоренные слова к слову звёздное, как и для других орфограмм в корне слова.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель организует построение плана выхода из проблемной ситуации.

-Построим план выхода из затруднения:

1 Подбираем однокоренные слова.

2 Выделяем корень во всех словах.

3 Сравниваем написание корня .

4 Делаем вывод.

5 Фиксируем новый алгоритм.

Учитель организует работу в парах.

-Работаем по плану в течении 2 минут.

-Зачитайте подобранные однокоренные слова. (-Звезда, звездопад, звездочёт…)

-Какой корень выделили? (--Корень –звезд-)

Учитель помогает сделать самостоятельный вывод, организует чтение правила, осуществлять синтез информации.

-Сравните корни и сделайте вывод. (Дети называют свой вариант правила. Затем после обобщения делают единый вывод.)

-Прочитайте слова: сер.це, со.нце, трос.ник.

-Сделайте звуковую транскрипцию этих слов.

-Определите, где в каждом слове находится слабая позиция?

Учитель обращает внимание детей на разные примеры стечений согласных. (Слайд 6) (-Слабая позиция при стечении нескольких согласных.)

-Что произошло с некоторыми согласными? (-Они не обозначили звук.)

-Как называется наша новая орфограмма? (-Непроизносимые согласные в корне слова.)

-Сделайте вывод о способе проверке данной орфограммы. ( -Если в слове встретится стечение согласных, то подбирай такое однокоренное слово, в котором этот согласный чётко произносится.)

-Назовите алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. (Дети самостоятельно называют его.)

Затем алгоритм демонстрируется на слайде 7.

-Проверим наш вывод по учебнику на с. 118 (Дети находят правило и сверяют с ним свои выводы.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель организует закрепление новой темы.

Большой, огромный, гигантский.

( Милый, прелестный, очаровательный.)

-Как мы называем такие слова? (-Синонимы.)

-В каком слове новая орфограмма? Как определили? (-Есть стечение согласных.)

-Запишите его. (Ученик работает у доски с проговариванием вслух всех шагов алгоритма.)

-Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах слова из упр 3 на стр. 119 (Учащиеся работают в парах.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель организует самопроверку. Оказывает дифференцированную помощь.

-Запишите словосочета-ния, заменяя имя прилагательное близким по значению с непроиз-носимым согласным

(проверь):

Правдивый человек-…

пасмурный день-…

отважный воин-…

знаменитый писатель-… писатель;

здешний житель-…

(Слайд 8)

-Кто испытывает затруднения, возьмите карточки для помощи (извес?ный, чес?ный, ненас?ный, мес?ный, доблес?ный)

Учитель организует самопроверку по эталону.

(Слайд 9)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

- Какую цель ставили перед собой?

-Достигли цели?

-Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова?

-Кто смог открыть новые знания?

-Докажите. (Произносят алгоритм.)

-Кто не смог (допускал ошибки)? Почему?

-Попробуем исправить-ся? Взгляните на слайд №10. Устно решите поставленную задачу: сн или стн?

-Что заметили? (-Не во всех словах на месте стечения согласных пишется непроизносимая согласная.)

- Работа с такими словами ждёт вас на следующем уроке.

Учитель организует самооценку учебной деятельности («волшебные линеечки» по критериям: аккуратность, старание, внимательность)

  1. Домашнее задание.

Предлагает выполнить задание дома и комментирует его (если есть такая необходимость)

Учебник: с 119 упр. 4

(Слайд 9)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!