Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Метапредметные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). | Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Предметные: описать признаки родственных слов, составят алгоритм определения родственных слов; - смогут подбирать родственные слова к заданному слову; - смогут обобщить полученные знания, оценить результаты своей деятельности и соотнести их с целью урока. |
Цель урока (с ориентацией на ученика): |
Научиться находить родственные слова в тексте, работая по алгоритму; |
Цель урока (педагогическая): | Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова |
Проблема: | Низкий уровень развития речи, |
Педагогические технологии: | Проблемно - диалоговый |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Формы организации деятельности |
-
Орг. момент Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте | словесный, слово учителя | Фронтальный, |
-
Чистописание | СЛАЙД 1 « Бывают языки, как реки А русский- это океан» - Как вы понимаете это выражение? - Для чего нужно учить русский язык? - Запишите, соблюдая правила каллиграфии. | Ответы детей ( обсуждение) Выполняют письмо по образцу | Практический. Письмо | Фронтальная, индивидуальная. |
-
Актуализация знаний Создание проблемной ситуации | СЛАЙД 2 - Ребята, посмотрите на слайд и все вместе прочитаем стихотворение «Моя семья» « У меня семья большая: Мама Нина, баба Рая, Папу Александром звать, Он бабуле просто - зять! Ну а я бабуле – внучка. И ещё собачка Жучка. С нами вместе проживает, Дом бабулин охраняет! Кто в большой семье хозяин? Ну, конечно, баба Рая. - Кто из членов семьи здесь перечислен? - Кого мы ещё относим к семье? СЛАЙД 3 ( Фотография семьи) Слова: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра | Смотрят на слайд, читают хором. Отвечают на поставленные вопросы, думают, анализируют | Практический | Фронтальная. |
-
Постановка учебной задачи | - Прочитайте ещё раз слова - Как можно назвать всех этих людей? - Ребята, а кого мы называем родственниками? - Родственники - это родные люди, у них много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. - А как вы думаете, среди слов есть «слова - родственники»? | Слушают, читают, отвечают. - Родственники - Тех , кто живёт вместе, одна семья, имеют одну фамилию. - Да, есть. ( Доказывают) | Словесный. Сообщение учителя. Беседа | Фронтальный. |
| СЛАЙД 3 ( Гусь, гусыня, гусята, гусеница)- иллюстрация и слова Послушайте рассказ: - Идут по лугу гусь, гусыня, гусята. Навстречу им ползёт гусеница . - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? - А я ваша родственница - гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? - Почему? - Кого здесь можно назвать родственниками? Почему? - Чем похожи эти слова? - Как называют такие слова, которые близки по смыслу, имеют общую часть? - Ребята, подумайте, как будет звучать тема нашего урока? - И какие задачи мы поставим перед собой на уроке? | Слушают рассказ учителя, анализируют, размышляют, принимают решение, Доказывают. Отвечают на поставленные вопросы Предположения, рассуждения, анализ - Родственные слова. - Тема урока - родственные слова. - Мы должны научиться определять родственные слова. | | |
-
Усвоение новых знаний и способов действий | 1) - Откройте учебник на с 58, у 77 - Прочитайте текст - Чем похожи выделенные слова? Что их роднит? Объединяет? - Прочитайте, на что надо обратить внимание, и скажите: - верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов 2) Упражнение 78 - Прочитайте слова 1 группы (так же с другими) - Можно ли эти слова назвать родственными. Почему? - Спишите любую группу. Выделите общую часть дугой ( корень) – образец на доске - Проверьте друг друга | Открывают учебник, находят, читают. Отвечают, предполагают. - Общая часть и близкое значение Находят, читают, слушают, объясняют Списывают, выделяют общую часть Проверяют друг друга | Словесный. Чтение. Наблюдение. Устные высказывания. Взаимопроверка | Фронтальный. Работа в парах Коллективная форма. |
Физкультминутка | « Не ленись и улыбнись. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, распрямились, Наклонились, распрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.» | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | | Коллективная. |
-
Закрепление знаний и способов действий | Упр 80 - 1 группа работает с 1 столбиком, -2 группа работает со 2 столбиком. (Устно) - Что можно сказать? Командир группы защищает задание у доски. - А сейчас я предлагаю вам построить дом. Как вы думаете, можно одному человеку выстроить дом? Правильно, одному очень трудно выполнять такую работу. Вот и мы с вами будем работать группой. Чтобы дом наш рос быстро, что для этого необходимо? Подойдите к столу командиры групп, выберете дом для своей команды (строить будем из родственных слов, как вы понимаете). Записываем на кирпичиках родственные слова. Для выполнения работы вам дается 5 минут, по окончании времени проверим, чей дом получится выше 1группа – сад 2 группа - дом 3 группа - ход 4 группа - вар - Проверяем по группам. Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. - Назовите корень ваших слов. ( Аналогично проверяется работа в других группах) - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием | Слушают, думают, читают Работают вместе, дружно Отвечают, доказывают свое мнение (слушать членов группы, работать дружно) Подбирают слова, записывают, обсуждают Защита работы, доказывают, аргументируют, | Словесный. Практический. Чтение. Письмо. Беседа. | Работа в группах |
-
Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание Упр 79 с 59 | - Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? - Что общего у синонимов и родственных слов? СЛАЙД 5 - Закончите предложения: Урок помог мне….. Для меня было сложным…… Мне понравилось….. На партах у вас лежат листочки, по окончании урока оставьте, пожалуйста , мне на столе одну из них : - я доволен уроком, урок был полезен, я понимаю все, о чем говорилось на уроке; - урок был интересен, я смог выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно; - я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи - Записать ещё несколько родственных слов ( ОЦЕНКИ за работу на уроке) - Спасибо за урок. | Ответы детей, анализ своей работы на уроке - Общее значение Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Выбирают нужный им листочек и кладут на стол учителя Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневник | Словесный. Беседа Словесный. Объяснение учителя | Фронтальный. |