Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Определение"»
5 класс
Тема: Определение
Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи.
Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи.
Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для одноклассников высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Ход урока.
1. Выделить основы предложений.
Осень украсила листьями поляны. На тропинке лежат два красных листа осины. Мы любим гулять по осеннему лесу.
2. Игра «Кто быстрее?»
На доске изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться вверх. Но для этого необходимо выполнить следующее задание. К каждому слову подберите дополнение в том падеже, который указан.
Далеко от (Р.п.)
Охота на (В.п.)
Преодолеть (В.п.)
Опасаться (В.п.)
Ласкать (В.П)
Непримирим к (Д.п.)
Ехать на (П.п.)
Накормить (Т.п.)
Испугаться (Р.п.)
Ездить (Т.п.)
3.Объяснение нового материала.
Записываются предложения.
Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака.
Предложения разбираются по членам, выясняется, что прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос какой? Чей?
- Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени?
- Составьте рассказ об определении.
4.Закрепление.
Определите стиль текста.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
- Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?
Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, яркой, выразительной.
В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчёркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами.
- Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами.
5.Отгадайте загадки. Найдите в них определения.
- По синему небу
Белые гуси плывут. (облака)
- Рыжий Егорка
Упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (осенний лист)
- Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь проливает,
Когда это бывает? (осенью)
6.Записываются предложения. Подчёркиваются определения. Надо объяснить написание безударной гласной в корне слова.
Хорошо в осеннем лесу! На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов и осин. Тихо падают с берёз лёгкие листья. Шелестит под ногами сухая листва.
7.Рефлексия.
-Что такое определение?
-Что такое эпитет?