СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Поход Александра   Македонского на Восток"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"»

Тема урока: Поход Александра   Македонского на Восток.


Цель: Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск.

Задачи:

Образовательные

  • ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

  • расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Развивающие:

  • продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.


Ценностно-ориентированные:

  • продолжить формирование коммуникативной компетентности;

  • формировать интерес к исторической науке.


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Презентация к уроку, учебник Вигасин А. А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. «История Древнего мира». Годер Г, И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. - М.,2004. , карта «Древняя Греция».


Основные события и даты:

  • Битва при Гранике – 334 г. до н.э.

  • Битва при г.Иссе – 333 г. до н.э.

  • Подчинение Египта – 332 – 331 г.г.до н.э.

  • Битва при Гавгамеллах – 331 – г .до.н.э.

  • Поход в Индию – 327 г. до н.э.

  • Возвращение в Вавилон – 325 г. до н.э.

  • Смерть Александра Македонского – 323 г. до н.э.


 Личность  в  истории:

Александр Македонский, Парменион, Дарий III.














Ход урока:


Сегодня на уроке речь пойдет о выдающемся полководце древности – Александре Македонском и его походе на Восток.


    План урока: (2 сл)

1.       Победы Александра Македонского.

2.       Гибель персидского царства.

3.       Поход Македонского в  Индию.

 

Работа с исторической картой.Учебник стр. 192


- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым)



- Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым)


Оцените территории стран.


Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (3 сл)

На этот вопрос мы постараемся с вами ответить в конце урока.

Может причина успеха Александра кроется в личностных характеристиках?

Работа с документом. Прил.1

(4 сл)Вопросы:

1.Какие качества присущи личности Александра Македонского?

2. Какие качества понравились Вам?

(5 сл)Александр получил хорошее образование, его воспитателем был крупнейший ученый Греции Аристотель.

Получив образование, Александр не расставался с поэмой Гомера «Илиада», которая всегда его сопровождала. ( Отвечают на вопрос.

«Илиада» повествует о Троянской войне, ее герое – Ахиллесе. Греки одержали победу, видимо, поэтому Александр возил ее везде. )



(6 сл.)Александр стал царем Македонии, когда ему исполнилось всего лишь 20 лет.

Посмотрите внимательно на карту и скажите, куда устремил свой взор Александр?

(Отвечают на вопрос. В Персию.)


Как Вы думаете, почему Александр пошел именно на Восток? (Так как к моменту восшествия на престол Греция уже завоевана, как и другие прилегающие к Македонии страны. )



Готовясь к походу на Восток, Александр отправился в Дельфы, чтобы вопросить оракула о своем будущем. Он приехал в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней сам и хотел силой заставить её исполнить свои обязанности. Вынужденная уступить царю, она воскликнула: «Ты непобедим, сын мой»!

Александр ответил: «Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!».

(7)Весной 334 г. до н.э. 160  кораблей македонского флота, груженные пехотой и конницей пересекли Геллеспонт, нынешний пролив Дарданеллы между средиземным  и Мраморным морями (Показывает пролив на карте).От сюда начинался поход Александра в сердце огромной персидской державы. Немного войска имел молодой царь. Всего 30 тыс. отборной и закаленной в боях пехоты, 5 тыс. всадников и корабли. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей. Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Многие народы давно уже страдали от власти персов и мечтали о том. Чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей.

Вспомните, какие государства были покорены персами? (Египет, Ассирия, Финикия.)

А что вам известно об армии персов? (Персидская армия была огромной, лучшую её часть составляла царская гвардия и наемники разных национальностей.)

Что отличало наемную армию из покоренных народов? (Наемники были плохо обучены, не выдерживали трудных походов.)

 

Преодолев быстрое течение и крутой берег, конница македонян вступила в бой. Александр вклинился в самую гущу персидских всадников. В схватке он сломал копье и был окружен врагами. Это была удача дня персов! Гибель Александра казалась неизбежной. В этот роковой миг подоспел ближайший друг царя Клит. Он бросился вперед и пронзил перса копьем. Жизнь Александра была спасена.

Читают диалог между Александром и Парменионом Прил. 2

Сражение продолжалось и завершилось победой македонян, которая отдала в их руки Малую Азию. Одни города без боя признавали власть Александра, другие он покорил силой оружия.

(Записывают дату битвы. 334 г. до н.э. – битва при Гранике. )





 Дарий IIIдвинул своё огромное  войско навстречу Александру. Персы и македоняне встретились близ города Исса  (показывает на  карте). Работа с учебником.

(8,9 )Чем закончилась битва под Иссом?( Дарий покинул поле битвы, македоняне захватили лагерь персов и семью царя – мать, жену и двух дочерей.)

Как поступил Александр по отношению к семье Дария III? (Александр сказал, что воюет только с Дарием, женщинам были оказаны почести, к которым они привыкли на свободе.) Запись в таблицу.

 


Дальнейшей целью Александра была Финикия.

    (Показывает на карте Финикию город Тир).

 Богатый финикийский город Тир решил сопротивляться. Более полугода длилась осада этого города. Жители сражались не за Дария, а за свободу. Город был окружен кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины. Стены Тира рухнули, македоняне ворвались в город, разграбили его и подожгли, мужественные защитники были убиты, жители города превращены в рабство.

         Александр получает от Дария письмо, где царь персов предлагает ему мириться, он готов был отдать в жены Александру дочь и полцарства- все земли до Евфрата.

«Будь я Александром, - сказал Парменион, - я бы принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было недостаточно. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он. Война продолжалась.

Запись в таблицу.

    (10,11,12)    Дальше путь великого полководца лежал в Египет.

Вспомните, когда Египет потерял свою независимость? (Персы захватили Египет в 525 г. до н.э).

   Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном солнца. Военные успехи вскружили голову Александру. В дельте Нила, на острове Фарос им был основан город Александрия. (Показывает на карте). Запись в таблицу

      (13)   В 331 г. до н.э. начался поход в персидские земли. Перейдя воды Тигра и Евфрата, войско Александра оказалось у селения Гавгамелы. Перед битвой Александр лег

спать и уснул так крепко, что Парменион с трудом его разбудил в то время, когда войско уже строилось к бою. Старый полководец предложил напасть на врага ночью, на что Александр ответил: «Я не краду побед!»

.

Характеристика битвы:

• Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).

• Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.

• За конницей – фаланга.

• Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.

• Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.

• Дария III убивают его же приближенные.

• Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Запись в таблицу.

Войско македонян было измотано, воины роптали, молодой царь менялся на глазах, власть и слава затмили ему глаза.

Как будущий владыка мира Александр стал носить роскошные одежды и требовать, чтобы все, даже друзья, приветствовали его глубоким поклоном или, стоя на коленях, обращались с ним как с богом.

Однажды на пиру Клит бесстрашно попрекнул своего царственного друга: «Александр, ты наш царь и великий полководец, но ты не бог!.. Все знают, что в боях мы равно проливали кровь и получали раны. Так почему ты все победы приписываешь себе?» Александр воспринял эти слова как неслыханную дерзость. Он выхватил из рук телохранителя копье и нанес Клиту смертельный удар. Посмотрите, сколько на карте городов с одним и тем же названием «Александрия». О каких чертах характера Александра это говорило?

327 г. до н.э.- поход в долину Инда. Запись в таблицу

Однако войско было против продолжения похода, и Александр вынужден был повернуть назад.

Как Вы считаете, почему войско было против продолжения похода?


Путь лежал через пустыню. Александр переносил тяготы наравне со всеми, по мере сил стараясь поднять дух воинов. Согласно преданию однажды он вылил на песок поданную ему воду, когда увидел, что ее не хватит на всех.

Как подобный поступок характеризует Александра?

     (14)   Десятилетний поход завершился в Вавилоне., город был захвачен им.  Жители города встретили его как освободителя. После Вавилона македонский царь овладел столицей персов городом Персеполем (показывает на карте). Александра овладело желание завоевать весь мир, которое многим его друзьям и соратникам казалось безумным, но они были вынуждены подчиниться. (15) После трех лет беспрерывных боев Александр вторгся в долину Инда, в кровопролитной битве македоняне столкнулись с боевыми слонами. Несмотря на трудности, войско Александра одержало победу, но дальше идти  отказалось. Запись в тетрадь.

Александр был вынужден повернуть назад.

Как вы думаете, почему войско Александра отказалось продолжать его замыслы? (Воины были измучены  долгими переходами  и сражениями.)

 (16, 17)Обратный путь был очень трудным. Вернувшись в Сузы, Александр женился на дочери Дария Статире. В 325 г. до н.э. он сделал столицей своей державы Вавилон, здесь завершился его десятилетний поход. Запись в тетрадь В Вавилоне он прожил два года, стал суеверным, окружив себя прорицателями.

(18)Александр помышлял о новом походе – на Запад, он мечтал покорить Карфаген, Сицилию и Италию. Внезапная смерть от малярии в 323 г. до н.э. положила конец всем его грандиозным планам.

Запись в тетрадь.





Дата

(до н. э.)

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария 3.

329

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

327

Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

323

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания великой державы – империи Александра Македонского.





























Закрепление изученного материала.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответ:

  1. Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

  2. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

  3. Покорённые и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

  4. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.



Начертите «ленту времени» и отметьте исторические события:

    • Битва на при Гранике

    • Битва при Гавгамелах

    • Поход в долину Инда

    • Поход в Египет



Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского? Найдите обоснования для своего ответа

Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей и род их занятий 

Филипп

Друг Александра, спасший ему жизнь

Парменион

Царь Македонии

Клит

Полководец, советник Александра

Аристотель

Царь Персидской державы

Дарий III

Философ, учитель Александра



Итог урока.

Значение восточного похода Александра Македонского было чрезвычайно велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый эллинистический мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы.

Домашнее задание:

  1. Прочитать & 42.















Приложение № 1.

  • Александр, когда был маленьким, не радовался успехам Филиппа и говорил мальчикам товарищам: «Отец мне ничего не оставит». Те отвечали: «Но он ведь для тебя все и добывает!». «Что толку, - сказал Александр, - если у меня будет много добра и мало дела!».

  • Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить среди бегунов в Олимпии. «Ладно, - сказал Александр, - если соперниками будут цари».

  • Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

  • В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

Вопросы:

  1. Какие качества присущи личности Александра Македонского?

  2. Какие качества понравились Вам?







Приложение № 2.

Парменион (военачальник):

- Жди утра, царь. Воины устали. Ни глубины реки, ни бродов мы не знаем…Нападай перед рассветом: застигнешь врага врасплох.

Александр:

- Стыдно нам, преодолевшим морской пролив, бояться ручейка! Трубите к наступлению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!