СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Права ребенка "

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Права ребенка "»

Познавательное занятие. Тема: «Права человека»

Цели: 1) обучающие: продолжить знакомство учащихся с основными правами человека, в частности с правами ребенка (по Конвенции ООН по правам ребенка); продолжить формировать умение работать с текстом источника (в данном случае правового источника и отрывка из художественной литературы);

2) развивающие: развить речевые навыки учащихся, умение отстаивать свою точку зрения, находить аргументы для ее подтверждения

3) воспитательные: воспитывать у учащихся сознательное отношение к своим правам, воспитывать уважение к правам другого человека

 Основные понятия и термины: право, права человека, декларация, конвенция, конституция, семейный кодекс

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, раздаточный материал, мультимедиапроектор, презентация игры «Права человека»

 

План проведения урока.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Устное повторение материала предыдущего урока.

4.Введение нового материала (подзаголовок «Права ребенка»):

А) задание для учащихся – «Какими правами должен обладать ребенок?»

Б) экскурс в историю – права ребенка в прошлом (с привлечением учащихся к рассуждениям, используя материалы уроков истории)

В) Конвенция по правам ребенка – история создания, основные положения, работа с текстом Конвенции

5. Письменное задание для закрепления нового материала (на оценку).

6. Итоговое закрепление правовых знаний, полученных на двух уроках, посвященных правам человека, с помощью игры «Права человека».

7. Заключительное слово учителя.

8. Оценка работы учащихся, домашнее задание.

 

Ход урока

1.Оргмомент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Вступительное слово учителя. «С древних времен люди полагали, что право – это одно из самых главных слов в жизни человека, это мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе. Право определяет те рамки, за пределы которых, с одной стороны, не может выходить в своих действиях человек, а с другой – государство».

3.Устное повторение материала предыдущего урока. На прошлом уроке мы с вами уже начали знакомиться с правами человека. Давайте вспомним, что нам уже удалось изучить. Вопросы классу: 1. Что такое право? 2. Какие группы прав вы знаете? (каждый учащийся называет по одной группе)? 3. Примеры на каждую группу? (каждый учащийся называет по одному примеру) 4. Чем ограничены наши права, наша свобода в реализации своих прав? 5. После каких страшных событий XX века люди начали по-другому смотреть на человека и его права, когда они решили, что необходимо защищать права человека?

4.Введение нового материала. Как вы думаете, какой категории людей было уделено особое внимание, кто в нашем обществе больше всего нуждается в защите своих прав, кто наиболее беззащитен и зависим от окружающих обстоятельств? Ответ: дети. И сегодня на уроке мы будем говорить о правах детей, т.е. о ваших правах. Запишите подзаголовок «Права детей». Как вы думаете, зачем вам надо знать, какими правами вы обладаете?Ответ: чтобы их не нарушали, чтобы уметь отстоять сове законное право, чтобы жить полноценной жизнью, чтобы другие люди не могли причинить вам вред. А еще, чтобы знать свои обязанности. Помимо прав у человека есть и обязанности. Каждому праву соответствует своя обязанность. Какой пример я вам приводила на прошлом уроке? Учащиеся вспоминают пример про дисциплину на уроке.

А) Задание. На специальных карточках (см. приложение 1) учащиеся записывают 5 прав, которыми, по их мнению, должен обладать ребенок.

Б) экскурс в историю – но вы уже поняли, что человечество признало ребенка полноценной личностью, т.е. личностью, обладающей правами, только в XX веке. Приведу вам 2 примера. Один – из истории Древней Греции – жители всех городов-государств, кроме Афин, могли продавать своих детей в рабство. Мы видим, что у детей не было никаких прав. Такое отношение к детям продолжалось и дальше в ходе истории. Считали ли детей детьми? Ответ: нет, к ним относились как к маленьким взрослым. Работы на шахтах – промышленный переворот. Много интересного и в самом происхождении слова «ребенок». Например, в Средние века во французском языке слово «дитя» обозначало человека низкого происхождения, зависимого, например, слугу. До XVIII века слово «бой» относилось не только к мальчику, но и к мужчине до 50 лет, находящемуся в зависимом положении. Многие ученые предполагают, что и русское слово «ребенок» произошло от слова «раб».

В) Конвенция ООН по правам ребенка. Теперь давайте зачитаем те права ребенка, которые вы указали в своих карточках. Учащиеся перечисляют те права, которыми, по их мнению, должен обладать ребенок. Теперь давайте с вами проверим, действительно ли дети, т.е. вы, обладаете теми правами, которые вы мне сейчас назвали. Для этого нам необходимо познакомиться с одним из основных документов, которые закрепляют и охраняют права ребенка. Это Конвенция ООН по правам ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года международной организацией ООН (ООН была создана 24 октября 1945 года, для поддержки и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами). Работа с термином: Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

         Г) Работа с текстом Конвенции. Вопрос учителя – ответ учащегося (с подтверждением из текста Конвенции).

Вопросы:

1.Прочитайте, с чего начинается Конвенция? С преамбулы. Что это такое? – вступление. Где мы уже встречались с преамбулой? В Конституции РФ

2.Чтение текста преамбулы: а) что является основой обеспечений свободы, справедливости и мира на Земле? (признание достоинства, равных и неотъемлемых прав людей)

б) что необходимо для полного и гармоничного развития личности ребенка?

в) почему ребенок нуждается в особой защите и помощи?

3. Работа с Конвенцией: а) кого мы называем ребенком?

б) постатейно – какие основные права закрепляет Конвенция. По ходу учащиеся дополняют карточку со своими правами.

5. Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа с художественным текстом. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ванька» (см. приложение 2), в котором вам необходимо будет найти примеры нарушения прав несовершеннолетнего Вани, а затем выписать примеры в свой рабочий лист (можно цитаты). По окончании выполнения задания рабочий лист сдается на проверку.

6Итоговое закрепление изученного материала с помощью игры «Права человека» (по типу «Своей игры»). За каждый правильный ответ учащийся получает звездочку, набравший 3 звездочки, получает пятерку.

7. Заключительное слово учителя. Вывод по уроку вместе с учащимися.

Что узнали нового? Что самое главное, что мы должны знать о правах? Примерный ответ: права – это одно из самых важных понятий в жизни человека; знание прав необходимо, т.к. это позволяет избежать нарушений прав, дает возможность отстаивать свои права, жить полноценной жизнью, пользуясь всеми правами, не позволяет причинить вам вред; границы наших прав заканчиваются там, где начинаются права другого человека!!!

 8.Оценки за урок.

 

   

Приложение 1

Подумай и напиши 5 прав, которыми, по твоему мнению, должен обладать каждый ребенок.

 

Право 1 –

 

Право 2 –

 

Право 3 –

 

Право 4 –

 

Право 5 –

 

 

Приложение 2 – отрывки из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

 

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»
Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

 

«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку…

 

Задание к отрывкам из рассказа

Определи, каким образом были нарушены нижеперечисленные права несовершеннолетнего Вани. Впиши примеры (цитаты) из текста в соответствующие пропуски.

 

1.Грубое отношение к ребенку, применение мер физического и психического насилия:

 

А)              

 

Б)

 

В)

 

     Г)

 

2.Унижение человеческого достоинства.

 

А)

 

Б)

 

 

3.Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

А)



4.Эксплуатация детского труда.

А)

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!