Конспект урока: «Правление Ивана 4. Реформа Избранной Рады»
Цель урока:
- познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, используя учебник и дополнительные литературные материалы - художественные книги, исторические документы .
Задачи урока:
- предметные: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады .
- метапредметные: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
- личностные: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.
Оборудование урока: проектор, презентация учебник История России Торкунов 7 класс, книги:
Сочинения. Иван IV Грозный, Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного А. К. Толстой, Энциклопедия для детей. Том 5.
История России и ее ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.
Юлия Школьник: История России. Полная энциклопедия.
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года. Энциклопедия для школьника.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Тип урока - изучение нового материала
Ход урока
План урока
1.Боярское правление
2 Личность Ивана
3 Венчание на царство
4. Избранная рада
Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать правление Ивана IV, получившем прозвище Грозный. Познакомимся с первым периодом его правления и дадим ему оценку. Этот период реформ, серьёзно изменивших структуру государственной власти. Личность Ивана Грозного привлекала историков, писателей, режиссеров на протяжении многих лет. На уроке мы с вами будем работать только с учебником, но дополнительной исторической литературой по данной теме.
Боярское правление.
1)Характеристика Елены Глинской - образ в исторических источниках (предварительное индивидуальное домашнее задание) Заслушивают, кратко записывают черты Елены Глинской в тетрадь.
2)Работа с учебником и дополнительно литературой. Вопрос - Почему на ваш взгляд установилось боярское правление после смерти Василия 3?
Ребята работают с книгами, энциклопедиями. Устно обсуждаем прочитанное.
2Личность Ивана
1)Прочитайте отрывок о детстве Ивана в учебнике, а также используйте дополнительную литературу и ответьте на вопрос: « Какие детские впечатления отразились на характере будущего царя?» Устное обсуждение в классе, зачитываем из энциклопедий, книг отрывки о личности Ивана 4
2). Составьте портрет Ивана 4. Работа в тетради.
Положительные черты | Отрицательные черты |
| |
| |
| |
Изучаем дополнительную литературу. Какие точки зрения о личности Ивана 4 вы услышали? Обсуждение в классе.
Подводим итог-Иван Грозный противоречивая личность. Как современники, так и потомки давали разную оценку его персоне.
3. Венчание на царство.
На 17 году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение.
16 января 1547 года венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха.
Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.
В 1547 году состоялось венчание Ивана на царство.
- Каково было значение венчания Ивана 4 на царство?
4. Избранная Рада. Изучение основного состава участников. Образ Адашева, Курбского и митрополита Филиппа в исторических источниках. (Предварительное индивидуальное домашнее задание) – Обсуждение – какими качествами обладали ближайшие сподвижники Ивана 4? Записываем в тетради итоги обсуждений.
8 Реформы Избранной Рады.
Изучаем и записываем в тетрадь. Проверяем.
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.
1550 – принятие нового Судебника. Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне
Выборные органы: вершили суд; следили за соблюдением законов и порядка:
1550г. – военная реформа. Создание дворянской конницы и стрелецких полков.
Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения
1556г.- Реформа местного управления. Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в городах, уездах, волостях
Закрепление материала
Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково значение реформ Избранной рады?
С введением Земских соборов, на которые созывались представители почти всех сословий, в России складывается сословно-представительная монархия.
Венчание Ивана IV на царство; новый Судебник; развитие системы приказов.
реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства)
- Кроме этого в русской армии появились литые бронзовые пушки, легкие полевые орудия, тяжелые крепостные осадные орудия, Царь-пушка например. В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшее изобретение – гуляй-города – деревянные щиты, из которых можно было собрать стены от 2 до 10 км.
Учащиеся приводят свои аргументы.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что запомнили? Что было интересного? Что понравилось?
10. Домашнее задание. П.6 пункт 1-5, в р.т. по п.5 №1,3