Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цели:
формировать умение проверять написание парных согласных; способствовать развитию речи учащихся; развивать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся применять правила правописания парных согласных; подбирать синонимы.
Оборудование:
рисунки к игре «Рыбалка»,
у учащихся - карточки с буквами,
карточки для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Поставьте ударение и назовите непроверяемую безударную гласную в слове завод. (Безударная гласная А в первом слоге.)
— Подберите однокоренные слова и выделите в них корень. (Заводик, завод, заводской.)
— Как пишется безударная гласная во всех этих словах? (Гласная пишется одинаково.)
— Что изготавливают на заводах? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадки. Слова-отгадки проговорите орфографически вслух и запишите, разделяя для переноса.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус.)
К. Чуковский
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн.)
2. Игра «Рыбалка»
Учитель показывает рыбку, учащиеся — одну из букв на ведерке, называя проверочное слово. !
(Лед, улов, крот, мороз, шубка, ложка, ковш, шарф.)
I I I. Самоопределение к деятельности
— В каких словах парный согласный находится в слабой позиции - произносится нечетко: лед, шарфы, шубка, крот, морозец? {Лед, шубка, крот.)
— Почему звук в этих словах произносится нечетко? (Он стоит в конце слова или перед глухим согласным.)
— Как называются буквы, написание которых надо проверять? (Орфограммы.)
— Откройте учебник на с. 24 и прочитайте название орфограммы, которую мы сейчас изучаем.
I V. Работа по теме урока
Упр. 38 (с. 24).
(Коллективное выполнение, предложения записывают с комментированием, написание парных согласных объясняют.)
VI. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два. (Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два. (Шаги назад.)
А потом поплыл вперед.
Раз, два. (Шаги вперед.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
V. Закрепление изученного материала
Упр. 40 (с. 25).
— Какой синоним вы нашли в тексте к слову неожиданно? (Вдруг.)
— Какое словарное слово есть в тексте упражнения?
— Какие орфограммы здесь есть? (Парный согласный в конце слова.)
Упр. 41 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
— Какое словарное слово повторили при выполнении упражнения? (Завод.)
— Какая орфограмма выделена? (Безударная гласная А.)
— Какое еще опасное место вы нашли? (Парный согласный звук в конце слова.)
VI. Рефлексия
- Вставьте пропущенную букву, напишите проверочное слово.
Вариант I Вариант II
ело., сугро.. ер., укро.. сне., негре, гара.. ихо..
Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные записывают в тетрадь.
Взаимопроверка. Ученики, работавшие у доски, открывают записи, остальные меняются тетрадями.
Проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью «светофора».
Также можно использовать КИМы (тест 11, с. 37).
VII. Подведение итогов урока
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились сегодня на уроке?
Что вы должны помнить о написании этой орфограммы? В каком случае парный согласный будет являться орфограммой?
Что интересно было на уроке?
- При выполнении какого задания вы испытали трудности?
Домашнее задание
Выполнить упр. 45 (с. 27).