СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание пре и при-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы.При подготовке к уроку использовался как учебник,так и методические разработки моих коллег.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание пре и при-"»

9


Урок по теме

«Правописание приставок пре- и при-».

Цели урока:

создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;

развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.


-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, насколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.

Слайд 1 (тема урока)

Слайд 2.(эпиграф)

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова К.И.Чуковского


«В разнообразии приставок-разнообразие смысла»

- Давайте прочтем эпиграф урока.

- Как вы понимаете слова К.И.Чуковского. Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И.Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок- разнообразие смысла»


Слайд 3.

  1. Читаем предложения, записанные на доске.


А) Дубровский со своим кучером поймал двоих и привел их связанных к себе во двор.

Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.


Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены?


Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели.



-Что такое приставка? Почему приставка значимая часть слова?

-Докажите .

-Какие орфограммы в приставках мы изучили?

-Расскажите о правописании неизменяемых приставок.

-Как вы определяете правописание приставок ,оканчивающихся на з и с?

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство- точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело , а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков.

Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Риес.

Вот над развитием этой полезной способности и будем мы работать на сегодняшнем уроке. Тема сегодняшнего урока – «Правописание приставок пре- и при-». Сегодня мы с вами повторим и закрепим полученные нами на предыдущем уроке знания. Повторять материал можно по-разному. Вот и мы с вами отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография. А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ – орфограммы)

Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование».




3. Работа в тетради.

Число, классная работа.


Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.



Слайд 4 (алгоритм)


-Вспомните случаи написания приставки пре- и при-.


Слайд 5,6,7,8,9,10,11,12,13.


Давайте закрепим правописание этих орфограмм

Слайд 14.

«Лови ошибки»


Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил Ошибкин Петя.

Глядит мечтательно в тетрадь:

-Вот если б получить мне «пять».

Помогите Пете Ошибкину получить «пять». Исправьте его ошибки.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.


По количеству ошибок, допущенных в письме, поставьте оценку за работу в свой лист достижений.


Слайд 15.

Игра «Одно словечко».

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1)Расположенный у берега. (Прибрежный).

2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

3)Участок около школы. (Пришкольный).

4)Очень старательный. (Прилежный).

5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

6)Человек с большими капризами. (Привередливый).

7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

8)Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная).

9) Немного открыть окно. (Приоткрыть).

10) Расположенный у дороги. (Придорожный).


Проверьте! Результат работы занесите в свой листок.


Слайд 16. «Допиши словечко»

Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.


1.Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.


2.Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?


3..(…) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»


Кто автор этих строчек?

А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Быть внимательным для нас очень важно.

-Предлагаю игру «Внимательность»


Задание: вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.


Сказки Андерсена приходят к нам в дом в раннем детстве. Мы присаживаемся к столу и внимательно прислушиваемся к голосу мамы, которая читает нам эти удивительные истории. Прекрасный, удивительный мир приоткрывается перед нами.

Присмотритесь и вы к его героям. Вот прелестная Русалочка. Вот преданная Герда. Вот маленькая премаленькая Дюймовочка. А теперь перед нами стойко преодолевающий все препятствия оловянный солдатик.

Их приключения учат нас мужеству, стойкости в преодолении трудностей, привязанности в дружбе и любви. ( Л.И.Новикова)

(Пояснение: это тест на определение объема и переключение внимания “корректурная проба”. Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И-Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал.)

Вы работали 50 секунд и сосредоточили свое внимание на буквах И и Е.

Учитель предлагает сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-.

Учащиеся по очереди придумывают предложения, связывая их в текст. И вот результат совместного творчества:

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

Тем учащимся, кому понравилась наша идея, предлагаем дома продолжить сказку.


Следующее задание – (у доски)

Слайды 17-20 Шарады

1.Корень из слова полагать,

приставка из слова приложение,

суффикс из слова восклицательный,

окончание из слова числительное. (прилагательное)

2.Из писка птиц мой первый слог возьмите.

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. ( пироги)

3.Приставка из слова пришел, корень из слова колотушка, суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

(приколотили)

Хорошо! Молодцы!


Слайд 21 «Физминутка»

Слайд 22 Диктант-игра "Четвертый лишний".

1.превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

2.приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

3.приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

4.преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Слайд 23-25 Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

Домашнее задание (на выбор по желанию)

1.Сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.

2.Составить шарады из слов на изученные орфограммы.

3.Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Рефлексия. Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. В ваших листках достижений ,пожалуйста, отметьте, чем для вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или вы к нему отнеслись безразлично, он показался вам сложным и бесполезным. Отметьте фломастером на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Слайд 26 Шкала оценки следующая:

36,6 – интересно, полезно, необходимо

38 – сложно, неинтересно

34 – бесполезно, безразлично


Спасибо всем за работу!





Лист достижений

ученика 6 класса ----------------------------------------------

по теме «Правописание приставок пре- и при-»

«Лови ошибки»

«Одним словом»

«Допиши словечко»

«Внимательность»

«Шарады»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!