Тема урока: Природные пожары.
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Класс: 7.
Цели урока:
Образовательные – изучение материала по теме «Лесные и торфяные пожары»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.
Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём; ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность, профессиональное самоопределение.
Педагогические технологии применяемые на уроке:
- технологии развивающего обучения;
- игровые технологии;
- технология объяснительно-иллюстративного обучения;
- технология коллективного взаимообучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы используемые на уроке: икт технологии, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков 2018 год. Карточки для тестовой игры на закрепление знаний.
Подготовка к уроку:
1. Подбор материала и набор текста.
2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.
3. Составление и оформление презентации.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Рад вас видеть в добром здравии. Начинаем наш урок. И прежде чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: (пауза) соотнесите понятия и определения
Пожар
неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории
Лесной пожар
наука о лесных пожарах
неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека
Пирология
(Соотнести определение с формулировкой)
Учитель: Замечательно! (пауза)
Кто попытается сформулировать тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Ученик: «Пожары».
Учитель: Правильно. Наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при пожарах.
Основная часть:
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «пожар». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин. (пауза. Дети выполняют задание)
Учитель: А теперь зачитайте, какие слова вы вписали.
(опрашивает несколько человек)
Учитель: Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «пожар».
Не стоит никому на свете шутить с огнём, играть с огнём!
Мы с вами попробуем разобраться в некоторых вопросах.
Учитель: Какие типы пожаров вы знаете? Как можно классифицировать природные пожары?
Ученики: отвечают
Учитель: Хорошо. Лесные пожары бывают трех видов. Каких? Попробуйте отгадать сами. Перед вами на доске словесные/словарные буриме. Зашифровано три категории пожаров. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. У вас 2 минуты.
(ОРЙВХЕВО, ВИЙЗОНО, ФЙОНЯТРО)
(дети пытаются из букв составить слова)
Учитель: Правильно. А теперь давайте, попробуем дать определение этим категориям лесных пожаров.
Ученик: дает ответ
Учитель: Молодцы! Вы правильно сформулировали определения. Низовые и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Также выделяют еще 2 вида природных пожаров: степной и ландшафтный (травяные палы).
Учитель: Как вы думаете, в каких районах нашей страны пожары наиболее часто встречаются в природе?
(дети глядя на карту перечисляют районы, учитель реагирует правильно\неправильно)
(затем подводит итог этой части урока)
Учитель: Действительно, вы правильно назвали некоторые районы. Пожароопасный сезон в нашей стране с апреля-мая по сентябрь-октябрь.
Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Бурятия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья, пригорода Новосибирска.
Учитель: А как вы думаете, Урал относится к пожароопасным зонам России? Почему?
Ученик: пытается ответить
Учитель: Верно. Урал входит в число пожароопасных районов. Количество лесных пожаров в Свердловской области в 2021 году выросло в пять раз по сравнению с предыдущими годами. По данным федеральной Авиалесоохраны на 6 сентября, в регионе действовало 30 пожаров на площади 7 538 га.
Работа в группах.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. Одна группа будет называться «МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ», а другая – «ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ». Вы можете выбрать для себя любую группу.
(дети делятся)
Каждая команда получает индивидуальное задание.
Мирное население | Пожарная часть |
Напишите Основные причины возникновения лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1) (сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог) (подсказка для педагога)Причины пожара бывают природные и по вине человека. Природные причины: это жара, удар молнии. По вине человека чаще всего причинами лесных пожаров становятся: - брошенная горящая спичка; - непогашенный окурок; - костер, разведенный в неположенном месте; - тлеющий охотничий пыж; - оставленные бутылки или осколки стекла (могут служить в качестве линзы); - пропитанный бензином обтирочный материал; - преднамеренные поджоги. | Напишите Основные способы тушения лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1) (сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог) (подсказка для педагога) - Захлестывание огня по кромке пожара ветками - Засыпка кромки пожара грунтом - Пуск отжига (встречного низового и верхового огня) - Тушение горящей кромки водой (химикатами) - Искусственное вызывание осадков из облаков - Прокладка на пути распространения пожара заградительных и минерализованных полос (канав) - С помощью пожарной техники и авиации |
Напишите, какие Последствия лесных и торфяных пожаров могут быть (3 минуты: 2+1) (сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог) (подсказка для педагога) - Повреждение и гибель деревьев и другой растительности. - Выжигание из почвы перегноя. - Снижаются защитные (полезные) свойства леса. - Нарушается использование лесных ресурсов. - Гибель животных. - Уничтожение отдельных строений и целых деревней. - Ухудшение экологической обстановки в городах, поселках. - Поражение и гибель людей. | Напишите Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1) (сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог) (подсказка для педагога) Первичными поражающими факторами лесных пожаров являются: - огонь; - высокая температура воздуха; - ядовитые газы; - обрушение деревьев; - задымление. Вторичными поражающими факторами лесных пожаров являются: - разрушающее действие на лесные массивы; - уничтожение флоры и фауны; - повреждение органического слоя почвы; - загрязнение атмосферы продуктами горения. Во время лесного пожара наибольшую опасность для человека представляют: - огонь и высокая температура воздуха; - задымление и нехватка кислорода; - обрушение деревьев. |
4. Закрепление материала. (3 минут)
Учитель: Сейчас предлагаю общее задание для обеих команд.
Чтобы лучше запомнить материал, проведем игру «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ». У вас не столах лежат карточки (зеленые и красные). Я буду называть действие, а вы поднимаете карточки: зеленые, если оно разрешено и красные – если запрещено.
1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 ( + )
2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара ( + )
3. Бросать горящие спички, окурки. ( - )
4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( - )
5. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. ( + )
6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )
7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )
8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )
9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. ( + )
10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). ( + )
11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )
12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. ( + )
13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )
14. Отправить пострадавшего в больницу ( +)
5. Завершение урока. Подведение итогов. (3 минуты)
Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу и что делать, если возник пожар. Мы с вами славно сегодня поработали. Я вами очень доволен. Давайте проведем оценку своей деятельности и урока в целом: все ли удалось сделать, все ли цели достигнуты, насколько работа была результативной:
1. Что нового узнали?
Ученики: отвечают
2. Что понравилось на уроке?
Ученики: отвечают
3. Что было самым трудным?
Ученики: отвечают
Учитель: Спасибо! На следующем уроке мы продолжим говорить о правилах поведения во время тушения пожара.
Домашнее задание для каждой команды: Подготовить мини-проект “Профилактика лесных пожаров” (презентация листовок)