СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Природные пожары"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Природные пожары"»

Тема урока: Природные пожары.



Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.


Класс: 7.



Цели урока:

  • Образовательные  изучение  материала по теме «Лесные и торфяные пожары»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров  и их разрушительным действием.

  • Развивающие развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

  • Воспитательные умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность, профессиональное самоопределение.

Педагогические технологии применяемые на уроке:

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии;

- технология объяснительно-иллюстративного обучения;

- технология коллективного взаимообучения.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Дидактические материалы используемые на уроке: икт технологии, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков 2018 год. Карточки для тестовой игры на закрепление знаний.



Подготовка к уроку:

1. Подбор материала и набор текста.

2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

3. Составление и оформление презентации.



Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Рад вас видеть в добром здравии. Начинаем наш урок. И прежде чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: (пауза) соотнесите понятия и определения



Пожар

неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории







Лесной пожар

наука о лесных пожарах







неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека



Пирология









(Соотнести определение с формулировкой)

Учитель: Замечательно! (пауза)

Кто попытается сформулировать тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Ученик: «Пожары».

Учитель: Правильно. Наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при пожарах.

  1. Основная часть:

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «пожар». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин. (пауза. Дети выполняют задание)

Учитель: А теперь зачитайте, какие слова вы вписали.

(опрашивает несколько человек)

Учитель: Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «пожар».

Не стоит никому на свете шутить с огнём, играть с огнём!

Мы с вами попробуем разобраться в некоторых вопросах.

Учитель: Какие типы пожаров вы знаете? Как можно классифицировать природные пожары?

Ученики: отвечают

Учитель: Хорошо. Лесные пожары бывают трех видов. Каких? Попробуйте отгадать сами. Перед вами на доске словесные/словарные буриме. Зашифровано три категории пожаров. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. У вас 2 минуты.



(ОРЙВХЕВО, ВИЙЗОНО, ФЙОНЯТРО)

(дети пытаются из букв составить слова)

Учитель: Правильно. А теперь давайте, попробуем дать определение этим категориям лесных пожаров.

Ученик: дает ответ

Учитель: Молодцы! Вы правильно сформулировали определения. Низовые и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Также выделяют еще 2 вида природных пожаров: степной и ландшафтный (травяные палы).



Учитель: Как вы думаете, в каких районах нашей страны пожары наиболее часто встречаются в природе?

(дети глядя на карту перечисляют районы, учитель реагирует правильно\неправильно)

(затем подводит итог этой части урока)

Учитель: Действительно, вы правильно назвали некоторые районы. Пожароопасный сезон в нашей стране с апреля-мая по сентябрь-октябрь.

Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Бурятия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья, пригорода Новосибирска.

Учитель: А как вы думаете, Урал относится к пожароопасным зонам России? Почему?

Ученик: пытается ответить

Учитель: Верно. Урал входит в число пожароопасных районов. Количество лесных пожаров в Свердловской области в 2021 году выросло в пять раз по сравнению с предыдущими годами. По данным федеральной Авиалесоохраны на 6 сентября, в регионе действовало 30 пожаров на площади 7 538 га.

  1. Работа в группах.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. Одна группа будет называться «МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ», а другая – «ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ». Вы можете выбрать для себя любую группу.

(дети делятся)

Каждая команда получает индивидуальное задание.

Мирное население

Пожарная часть

Напишите Основные причины возникновения лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1)

(сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог)

(подсказка для педагога)Причины пожара бывают природные и по вине человека.

Природные причины: это жара, удар молнии.

По вине человека чаще всего причинами лесных пожаров становятся:

- брошенная горящая спичка;

- непогашенный окурок;

- костер, разведенный в неположенном месте;

- тлеющий охотничий пыж;

- оставленные бутылки или осколки стекла (могут служить в качестве линзы);

- пропитанный бензином обтирочный материал;

- преднамеренные поджоги.


Напишите Основные способы тушения лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1)

(сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог)

(подсказка для педагога)

- Захлестывание огня по кромке пожара ветками

- Засыпка кромки пожара грунтом

- Пуск отжига (встречного низового и верхового огня)

- Тушение горящей кромки водой (химикатами)

- Искусственное вызывание осадков из облаков

- Прокладка на пути распространения пожара заградительных и минерализованных полос (канав)

- С помощью пожарной техники и авиации


Напишите, какие Последствия лесных и торфяных пожаров могут быть (3 минуты: 2+1)

(сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог)

(подсказка для педагога)

- Повреждение и гибель деревьев и другой растительности.

- Выжигание из почвы перегноя.

- Снижаются защитные (полезные) свойства леса.

- Нарушается использование лесных ресурсов.

- Гибель животных.

- Уничтожение отдельных строений и целых деревней.

- Ухудшение экологической обстановки в городах, поселках.

- Поражение и гибель людей.


Напишите Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров (3 минуты: 2+1)

(сами пишут, затем зачитывают, другая команда дополняет, учитель подводит итог)

(подсказка для педагога)

Первичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

- огонь;

- высокая температура воздуха;

- ядовитые газы;

- обрушение деревьев;

- задымление.

Вторичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

- разрушающее действие на лесные массивы;

- уничтожение флоры и фауны;

- повреждение органического слоя почвы;

- загрязнение атмосферы продуктами горения.


Во время лесного пожара наибольшую опасность для человека представляют:

- огонь и высокая температура воздуха;

- задымление и нехватка кислорода;

- обрушение деревьев.


4. Закрепление материала. (3 минут)


Учитель: Сейчас предлагаю общее задание для обеих команд.

Чтобы лучше запомнить материал, проведем игру «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ». У вас не столах лежат карточки (зеленые и красные). Я буду называть действие, а вы поднимаете карточки: зеленые, если оно разрешено и красные – если запрещено.

 

1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 ( + )


2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара ( + )


3. Бросать горящие спички, окурки. ( - )


4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( - )


5. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. ( + )


6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )


7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )


8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )


9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. ( + )


10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). ( + )


11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )


12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. ( + )


13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )


14. Отправить пострадавшего в больницу ( +)

5. Завершение урока. Подведение итогов. (3 минуты)

Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу и что делать, если возник пожар. Мы с вами славно сегодня поработали. Я вами очень доволен. Давайте проведем оценку своей деятельности и урока в целом: все ли удалось сделать, все ли цели достигнуты, насколько работа была результативной:

1. Что нового узнали?

Ученики: отвечают

2. Что понравилось на уроке?

Ученики: отвечают

3. Что было самым трудным?

Ученики: отвечают

Учитель: Спасибо! На следующем уроке мы продолжим говорить о правилах поведения во время тушения пожара.

Домашнее задание для каждой команды: Подготовить мини-проект “Профилактика лесных пожаров” (презентация листовок)




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!