1.Организационный этап (создание психологического настроя) | Нацеливание учащихся на работу. Здравствуйте. Без физических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим осваивать физику, каждый раз добывая новые и новые знания, которые помогут в изучении других предметов и в нашей повседневной жизни. Прежде чем мы начнем наш урок, я хочу узнать вашу готовность к уроку. Посмотрите на экран и выберете тот цвет, который подходит вашему настроению. О значении каждого я расскажу вам в конце урока. | При входе в класс, ученики вытягивают карточки, чтобы распределиться по группам (геометрические фигуры различного цвета) | Регулятивные УУД Личностные УУД. | Кратковременная организация учебного процесса: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
2.Этап – обобщения. (задачи: углубить ранее полученные знания, научиться применять их на практике) А)Мотивационно - целевой этап Б)Ориентировочный этап 3.Подготовительный этап (задача: актуализировать опорные знания и умения) | Ребята, в течение урока вы будете выполнять задания, баллы за выполнения которых, будут заноситься в рейтинг-карту, (размещена на доске) по результатам которых каждая группа в конце урока получит отметку. Поэтому, от работы каждого члена команды будет зависеть результат (отметка) всей команды. А) Учитель ставит перед учащимися проблему. У К. Паустовского есть рассказ «Подарок», где приводится такой разговор деда с мальчиком: «…Лесничий – мужик хитрый. Он, когда в Москве жил, то, говорят, на электрическом токе пищу себе готовил. Может это быть или нет? - Может, - ответил мальчик. - Может, может, - передразнил его дед. - А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?» Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока: Ребята, как вы думаете, о каких физических величинах мы сегодня с вами будем говорить? И цели урока … Б)Все эти понятия вам уже хорошо знакомы. Но что то придется еще узнать. Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете единицы измерения данных физических величин, а так же закон Джоуля-Ленца. Для этого с помощью пультов ответьте на следующие вопросы. Каждый вопрос будет высвечиваться только 15 с. Учитель проводит групповое тестирование ранее изученного материала с помощью системы голосования «Response» (Джоулях; 1Дж=1В*1А*1с) Чему равна единица электрической мощности ватт? (1Вт=1В*1А) По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяемое проводником с током? ( ) С помощью каких уже известных вам приборов можно определить мощность электрического тока? ( Вольтметра и амперметра) Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока? (Вольтметр, амперметр и часы). По результатам теста заполняется рейтинг-карта. Б) А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете формулы. Каждой команде выдается по конверту с 10 карточками, среди которых только 5 правильные (карточки под номерами). Задача, в течение минуты выбрать из них только правильные и сложить их обратно в конверт. После истечения времени команды меняются конвертами для проверки и результаты соперников заносят в рейтинг-карту. Вывод: 1)Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. 2)Мощность электрического тока – это физическая величина, которая показывает, какая работа была совершена электрическим током за промежуток времени 3)Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления и времени. Идет обсуждение правильных ответов и учитель просит оставить на столах карточки под номерами1,2,3,4,7, а остальные убрать в конверт. В) Ребята, давайте еще раз вспомним, какой единицей измерения работы удобно пользоваться на практике? Как же рассчитать, какую работу производит электрический ток в наших квартирах? Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за данный промежуток времени. Рассмотрим работу пылесоса (фотография пылесоса). Мощность его написана прямо на корпусе – 1500 Вт, если мы пользуемся пылесосом в течение 30 мин, то по формуле A=Pt рассчитаем, какую работу производит электрический ток. Переведем сразу Вт в кВт, а минуты в часы. Получаем А= 1,5 кВт*0,5 ч= 2,25 кВт*ч. Ток выполняет работу, благодаря которой мы можем использовать электрические приборы, а за работу, как известно, надо платить. Для этого необходимо знать существующий тариф, то есть цену 1кВт*ч. На сегодняшний день в нашем районе он составляет 1,59 руб. Умножаем работу на тариф: 2,25 кВт*ч * 1,59 руб.=3,58 (руб) мы должны заплатить, за то что пользовались пылесосом 30 мин. | Учащиеся высказывают свои предположения по данной проблеме. Учащиеся записывают в тетради тему урока. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью дистанционных пультов. Учащиеся выбирают карточки с верными формулами, обмениваются для проверки карточками с другими командами, заполняют рейтин-таблицу. Еще раз озвучивают верные номера: A=UIt P=UI P=A/t 7) A=Pt На практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в ДЖ, а в других единицах: Вт*ч и кратных им единицах. 1Вт*ч = 3600 Дж 1кВт*ч = 1000 Вт*ч =3600000 Дж | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, подвести учащихся к формулировке темы и цели урока Актуализация имеющихся знаний и представлений по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца» Дать учащимся возможность получить конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях посредством создания проблемы и проведения исследования. Выделение, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. |
3.Первичное закрепление нового материала (задача: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся). 4.Рефлексия | Предлагаю вам решить еще одну задачу самостоятельно. У каждой группы на столах лежат квитанции и фотографии электроприборов. Используя формулы на карточках и фотографии, заполните квитанцию. После выполнения каждая команда представит свои результаты. (регулирующая деятельность учителя) Закончили работу. Сравните полученные значения величин в таблице с другими группами. Сравнив значения, получившиеся у четырех групп, еще раз озвучивается, от чего зависит работа и мощность электрического тока, и количество теплоты, выделившееся во время работы электрического тока? Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось? Что хотите еще нового узнать? | Ребята заполняют квитанцию, используя формулы и электроприборы. Представитель от каждой команды выходит и защищает свою работу. Сравнивают значения величин в таблице с другими группами. Делают выводы: Чем больше мощность электроприбора, тем больше электроэнергии он потребляет. Отвечают на поставленный вопрос. Ответ: Мощность зависит от силы тока и от напряжения, работа зависит от мощности и времени, в течении которого она совершалась, а количество теплоты зависит от силы тока, сопротивления и времени. Ученики отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Выработка умений оперировать полученными знаниями. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
6. Подведение итогов урока(задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее). | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок. Схема-рейтинг на доске. А сейчас давайте вернемся к нашей цветовой схеме. Посмотрите на нее и подумайте, не изменились ли ваши предпочтения за время урока. Выберите тот цвет, который подходит вашему настроению отметьте его галочкой и сравните с цветом на начало урока (зеленый – равнодушие, синий – серьезность, готовность к работе, красный – положительный настрой, энергичность, пурпурный – новые идеи). Урока время истекло Я вам ребята благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. | Выставление отметок в дневник. Работают с цветовой схемой. | Регулятивные УУД | Самооценка, оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. |