СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :"Раса"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме :"Раса"»

Предмет- Биология

Класс- 8(а,б) Дата-

Тема: Биологическая природа человека. Сходство с животными и отличия от них. Расы

Цель

  • Обучающая – познакомить учащихся с особенностями строения человека, провести параллель (общее и различия) в строении человека и животных.

  • Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

  • Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты :

Предметные: определить особенности строения человека, провести параллель (общее и различия) в строении человека и животных.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.

Ход урока

  • Организационный момент. Взаимное приветствие. Проверка присутствующих по перекличке . проверка готовности к уроку.

  • Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Устный/письменный опрос.

1. Для чего человеку нужно изучать свой организм?

2. Дайте определение понятию «Медицина».

3. Дайте определение понятию «Анатомия».

4. Дайте определение понятию «Физиология».

5. Дайте определение понятию «Гигиена».

6. Дайте определение понятию «Психология».

7. Назовите традиционные и современные методы исследования в анатомии.

8. Назовите традиционные и современные методы исследования в физиологии

  • Изучение нового материала.

Беседа учителя с учащимися о живых организмах:

1) Как называется наука, изучающая систему органического мира?

2) Какие систематические категории вам известны?

3) С кем из известных вам животных человек имеет наибольшее сходство? В чём оно проявляется?

Теперь давайте запишем тебя нашего сегодняшнего урока: «Биологическая природа человека. Расы человека».

Ребята что в вашем понимании биологическая природа человека? (Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования).

Давайте теперь установим систематическое положение человека(записываем):

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный (Homo sapiens).

Так давайте же ребят подумаем и ответим, в чем сходство и отличия в строении человека и животных, у кого какие мысли? (записываем)

  1. Опора тела – внутренний скелет, позвоночный столб к которому присоединяются череп и кости поясов конечности.

  2. ЦНС состоит из спинного и головного мозга.

  3. Замкнутая кровеносная система (сердце, артерии, капилляры, вены).

  4. Тело покрыто кожей.

Человек как представитель млекопитающих:

  1. Четырехкамерное сердце.

  2. Артериальная кровь не смешивается с венозной

  3. Легкие имеют альвеолярное строение (увеличивает дыхательную поверхность и усиливает газообмен).

  4. Живорождение (связан с материнской с помощью плаценты, новорожденный питается молоком из молочных желез матери).

  5. Имеются молочные и постоянные зубы.

Человек и приматы:

  1. Большой палец противопоставлен остальным.

  2. Наличие ногтей, а не когтей

  3. Глазницы обращены вперед, зрение объемное и цветное.

Отличие человека от животных:

  1. Большая масса мозга относительно общей массы тела

  2. Позвоночный столб имеет 4 характерных изгиба (для сохранения равновесия и для смягчения толчков при ходьбе и беге).

  3. Мускулатура нижних конечностей более мощная.

  4. Ноги длиннее, чем руки.

  5. Стопа в форме свода.

Расы.

Ребята, что такое раса?

Раса – это исторически сложившаяся группа людей, различающиеся некоторыми физическими (черты лица, цвет кожи, глаз, волос) и физиологическими признаками.

А знаете ли вы сколько рас существует в настоящий момент?

  1. Европеоидная (евразийская)

  2. Монголоидная (азиатско – американская)

  3. Экваториальная (австрало – негроидная).

Расы человека

Характерные черты

Европеоиды

Светлая кожа, прямы или волнистые русые волосы, голубые, зеленые или карие глаза; хорошо развитый волосяной покров на лице.

Монголоиды

Жёлтая или жёлто-коричневая кожа; тёмные, жесткие прямые волосы; уплощенное скуластое лицо; узкие раскосые глаза с эпикантусом; редкая растительность на лице и теле.

Негроиды

Курчавые темные волосы; широкий и плоский нос; карие или черные глаза; редкая растительность на лице и теле.

Австралоиды

Темнокожи; темные волнистые волосы; крупная голова; массивное лицо; широкий и плоский нос.


В далеком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: темная кожа негроидов и кучерявые волосы, создающие вокруг головы воздушный слой, предохраняли организм от перегрева. Форма лицевого скелета монголоидов с более обширной носовой полостью, возможно, способствует обогреву холодного воздуха перед тем, как он попадет в легкие. По умственным способностям все расы одинаковы. Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества.

Ребята, а вы что - нибудь слышали о расизме? Как вы понимаете это слово?

Расизм - убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы.

Ребят используя уже имеющиеся у вас знания, докажите несостоятельность расизма.

  1. Домашнее задание. Параграф №2, преобразовать текст в таблицу (стр. 13).

  2. Итог урока, выставление оценок. Что вы сегодня нового узнали на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!