Урок по математике
«Решение квадратных уравнений с использованием свойств коэффициентов»
Цели урока:
Образовательная: Закрепить знание учащихся полученные при изучении темы «Квадратные уравнения», применять различные способы при решении.
Развивающая: Обобщение различных способов решения квадратных уравнений. Оценить достоинства и недостатки каждого способа. Развивать критическое мышление, умение говорить и слушать, интерес к предмету. Развивать навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Воспитательная: Воспитывать культуру оформления решения квадратных уравнений, терпение и упорство в достижении целей.
Ход урока:
Организационный момент:
Я иногда слышу от вас при сдаче работ: «Подождите…Дайте дорешать…Еще минуточку…». Эх время, его всегда мало! Оно так скоротечно (в руках песочные часы, перевернуть их и посмотреть как падают песчинки). Посмотрите, кажется, что такое падает эта одна песчинки, но этот идет наше с Вами время. В наше сегодняшнее время, в век иновационных технологий самое дорогое это время. Сегодня мы с Вами попробуем рационализировать свое время, а именно ускорить процесс решения квадратных уравнений. (тема урока на слайде презентации). Скажите, выходя сегодня с урока чего мы хотим добиться? Ответы : решать квадратные уравнения более быстро и рационально, грамотно оформлять решение уравнений в тетрадях, узнать новые способы решения уравнений.
Актуализация знаний:
Для каждой команды на столах вы найдете задания, уравнения которые Вам необходимо решить, время для решения 5 мин. ( пока дети решают на магниты на доску крепить уравнения). Я попрошу команды, по мере решения уравнений записывать ответы на доске. (смотри приложение «уравнения на парту»)
Время стоп. Скажите каких решено меньше всех и как вы думаете почему? ( применяли формулы, большие числа, тяжело решать и долго).Проверяем ответы( все верно про неполные и по теореме Виета убрать).
Основная часть:
Скажите, а какое интереснее всего Вам было бы решить? 2018х2+х-2019=0 и 2018х2+2019х+1=0. Ребята, а я Вам сразу могу сказать правильный ответ и не потому что я учитель математики и умею быстро и хорошо считать, в скором времени и Вы все сможете, записать ответы к уравнениям.
2018х2+х-2019=0
х1=1 х2=-
Смотрите, если мы в уравнение вместо х подставим х1=1, то получим 2018+1-2019=0, значит а+b+с=0.
По теореме Виета х1·х2=
х1+х2 =-
Если в произведение подставим х1=1, то получим х2=
Итак, если а+b+с=0, то х1=1 и х2=.
Обратим с Вами внимание на второе уравнение:
2018х2-2019х+1=0
х1=-1 х2=-
опять подставим х1 вместо х получим:
2018-2019+1=0
a-b+c=0, по теореме Виета х1·х2=
х1+х2 =-
-1·х2=
х2=
значит, если a-b+c=0, то х1=-1 и х2=
придумайте 5 уравнений на каждое свойство и решите его, две самые быстрые команды запишут сои уравнения на доске(самые быстрые получают оценки 5)
Метод переброски
Ребят, а уравнения которые достались 4 команде я тоже могу решить более рациональным способом, который имеет название метод переброски.
ах2+bх+с=0 (а≠0)
умножим обе части уравнения на а
а·ах2+а·bх+а·с=а0
а2х2+b·ax+ca=0
пусть ах=у
у2+by+ca=0
Воспользуемся обратной теоремой Виета получим: у1=ах1, у2=ах2
х1= х2=
Пример:
3х2+32х-11=0
3·3х2+3·32х-3·11=3·0
(3х)2+32·3х-33=0
Пусть у=3х
У2+32у-33=0
По теореме Виета
у1=-33, у2=1
х1= х2=
теперь попрошу решить вас оставшиеся уравнения методом переброски.
4х2+12х+5=0
10х2-11х+3=0
6х2+5х-6=0
Итоги: Ребята, я надеюсь что для каждого сегодняшний урок был полезен, что в итоге каждый увидел, что в решении квадратных уравнений есть рациональные способы, которые помогут нам с Вами экономить время!
Домашнее задание: на каждое свойство придумать и решить 5 уравнений.
Рефлексия.
Ученикам предлагается по очереди одной фразой, начинающейся с указанных слов, выразить свое отношение к проведенному уроку.
Сегодня я узнал …..
Было интересно…..
Было трудно………
Я понял, что……..
Теперь я могу……..
Я приобрёл ………
Я научился……….
У меня получилось……
Я смог………….
Меня заинтересовало……..
Урок дал мне для жизни …..
Мне захотелось………
Литература
1. Алгебра: учебник для 8 класса /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2009. – 271с.
2. https://infourok.ru
Уравнения на парту
х2+5х=0
х2-9=0
4х2-25=0
16х2=0
х2-50х=0
49х2-16=0
2018х2+х-2019=0
2018х2+2019х+1=0
х2+6х+5=0
х2+4х-5=0
х2+7х+10=0
х2+3х-10=0
х2-9х+20=0
х2-10х+25=0
3х2+32х-11=0
4х2+12х+5=0
10х2-11х+3=0
6х2+5х-6=0