СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Роль животных, грибов и бактерий в сообществе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Роль животных, грибов и бактерий в сообществе" Биология. 5-6 класс. Сухорукова Л.Н.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Роль животных, грибов и бактерий в сообществе"»

Тема урока «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

Учебник авторов Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. для 5-6 классов общеобразовательных учреждений, Издательство: Просвещение, 2016 г. Серия: Сферы

Цель урока: формирование представления о животных как потребителях, а о грибах и бактериях как разрушителях органического вещества, о круговороте веществ в природном сообществе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация в программе PowerPoint, электронный диск – приложение к учебнику, раздаточный материал: карточки с заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы.

Задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие) отражены в планируемых результатах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Приводить примеры грибов и животных.

Составлять пищевую цепь

Определять место растений, животных, бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Личностные:

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • умеет самостоятельно определять цели своего обучения,

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

владеет основами самоконтроля, самооценки

познавательные

  • ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности,

  • развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать инди­видуально и в паре.

  • слушать и понимать речь других;


Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

 Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания

Настраиваются на урок

Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.

2

Проверка усвоения пройденного ранее материала.


Беседа. Демонстрация слайда с фото различных сообществ. Вопросы: Что вы видите на фотографиях?

А как можно назвать лес, луг, болото, тундру?

Какие организмы объединяют в природные сообщества?

А что еще входит в природное сообщество кроме живых организмов?

Какая часть природного сообщества самая главная?

А почему растения самые главные?

Предполагаемые ответы: луг, лес, смешанный лес, хвойный лес, болото, поле


Природные сообщества.


Растения, животные, грибы, бактерии


Территория, на которой они обитают, условия неживой природы.

Растения, их объединяют в растительное сообщество.

Они создают органические вещества с помощью солнечной энергии, дают кислород, предоставляют убежище.

Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей. Метапредметные: графическое отображение информации, сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: совместная работа в паре, учет мнения одноклассника, умение обосновать свое мнение, умение задать вопрос. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.


Предлагает задание на карточке №1 дляработы в парах

  1. Установить соответствие между понятием и определением.

  2. Установить соответствие между названием сообщества и преобладающими жизненными формами растений

  3. Разделить природные сообщества на 2 группы


Выполняют задания, уточняют у учителя, правильно ли поняли задания, советуются друг с другом.

1) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями;

2) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями;


3) Делят на группы, стрелками в таблице показывают, в какую группу относят сообщества.


Демонстрирует слайды презентации для самопроверки.

Осуществляют самопроверку, оценивают проделанную работу, корректируют знания, анализируют причину ошибки.


3.

Постановка проблемы, цели, задач урока


Учитель рассказывает сказку и задает вопрос: Что мог ответить отец леса иве?


Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

А какие цели и задачи перед нами стоят?

Уточняет или исправляет ответы учащихся.

Показывает слайд с темой и задачами урока.


Слушают сказку, выдвигают предположения: в лесу важны не только растения, но и животные, и грибы, и бактерии, все они не могут существовать друг без друга.

Тема: Роль животных, грибов, бактерий в природном сообществе

Узнать, что делают в сообществе животные, грибы, бактерии, как они связаны друг с другом, как помогают друг другу и растениям.


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

4.

Открытие новых знаний.


Беседа. Какое значение имеют животные?

Предполагаемые ответы: поедают растения, помогают им расселяться и укореняться, удобряют и рыхлят почву, опыляют растения, переносят семена.

Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов

осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик.



Дает задание для самостоятельной работы: прочитать на с.32 учебника статью «Сообщество грибов и бактерий», предлагает ответить на вопросы:

  1. Какова роль грибов и бактерий

  2. Что произойдет, если исчезнут все грибы и бактерии?

Изучают текст,

Отвечают: Разлагают остатки растений и животных, перерабатывают, создают гумус, повышают плодородие почвы.

Бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые нужны растениям. Если исчезнут бактерии и грибы, то скоро закончатся минеральные вещества, и растения погибнут. Все будет покрыто трупами.


Задание для самостоятельной работы: прочитать на с. 33 статью «Круговорот веществ», подготовить ответы на вопросы: какие группы организмов есть в сообществе, и какова их роль?




Задает вопрос, отрицательна ли роль разрушителей. Уточняет, что это важная и нужная роль в сообществе.

Читают, находят нужную им информацию, называют группы организмов и какую роль они играют: производители – растения, создают органические вещества из неорганических

Потребители – животные, потребляют готовые органические вещества

Разрушители – грибы и бактерии, разлагают органические вещества до неорганических.

Возможен ответ, что разрушители вредны.


Раздает карточки №2, объясняет задание: создать схему круговорота

Показывает слайд с карточкой для самопроверки.

Групповая работа. Записывают, кто относится к названным группам организмов. Стрелками разного цвета показывают переход органических и минеральных веществ, изображают условные знаки, проверяют правильность. Корректируют.


Демонстрация анимации «Круговорот веществ» (диск – приложениие к учебнику).

Смотрят и комментируют.


Учитель сообщает, что между организмами существуют очень тесные взаимосвязи, главные из которых – пищевые. Их можно выразить в виде пищевых цепей.

Демонстрирует таблицу и поясняет правила составления цепей:

Запись слева направо, стрелки показывают переход вещества и энергии, начинают цепь с растения или с опавших листьев. С животного начинать цепь нельзя! Показ слайда с образцом цепи: клевер, гусеница, синица, ястреб

Слушают и запоминают.

5.

Физкультминутка


Учитель предлагает ученикам повторить за персонажем и его заданиями с проектора.

Учащиеся повторяют упражнения предложенные им.


6.

Первичное закрепление


Раздает карточки №3. Осуществляет помощь дифференцированно.

Выполняют тестовые задания по карточке №3 индивидуально, осуществляют взаимопроверку с помощью слайда с правильными ответами, оценивают работу соседа по предложенным критериям.



Просит поднять руку тех, кто получил «5» и т.д. Кто не справился – еще раз нужно проработать текст №11.

Оценивают свой результат. Пытаются проанализировать причины ошибок.


7.

Домашнее задание.


текст №11, на выбор – составить кроссворд по изученным темам или сочинить экологическую сказку.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностные УУД: Самоопределение.

8.

Рефлексия.


Предлагает проверить, выполнили ли поставленные задачи (слайд с задачами),

Предлагает поднять руку, кому урок понравился, спрашивает, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие?

Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку.

Регулятивные УУД: самоанализ

Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности














Приложение 1..

Экологическая сказка.

Я расскажу вам историю, которая может приключиться с тем, кто считает себя самым главным и забывает о других.

Жила-была в лесу красавица – Ива. Она меняла свои наряды: весной ее изящные тонкие ветви покрывались пушистыми белыми шариками, потом они становились солнечно-желтыми и благоухали. Летом ее платье было ярко-зеленым и шелестело на ветру, осенью наряд становился коричневым, а зимой был серебристым и сверкал на солнце.

Однажды Ива как обычно любовалась собой, а вокруг кипела жизнь: жужжали трудолюбивые пчелы и шмели, топали зайцы, пищали птенцы в гнездах, шуршали в земле черви и многоножки, скрипели грибы, оплетая почву своей грибницей, трудились бактерии.

Надоело Иве, что все заняты своими делами, и никто не восхищается ее красотой. Топнула она своими корнями, прогнала она всех прочь: «Убирайтесь, мне никто не нужен!»

И не осталось рядом с Ивой ни одной живой души. Только очень скоро стало от этого Иве не просто одиноко, а совсем плохо. Поборола тогда она свою гордость и обратилась к старейшему и мудрейшему дереву – Отцу Леса с вопросом, что же с ней случилось. Отец Леса объяснил глупой Иве ее ошибку, она заплакала и попросила у своих соседей прощения. Вернулись все соседи и стали опять вместе жить-поживать.



























Приложение 2.

Карточки – задания для учащихся.

Карточка №1. Работа в парах.

Фамилии: ___________________________________________________

  1. Соедините название с определением.

1.

Природное сообщество



А.

Растения со сходным внешним строением

2.

Растительное сообщество


Б.

Совокупность растений, животных, грибов и бактерий, обитающих совместно на одной территории.

3.

Жизненная форма растений


В.

Совокупность видов растений, обитающих на одной территории.



  1. Какие жизненные формы растений преобладают в данных сообществах?

1.

Лес


А.

Кустарники и кустарнички

2.

Степь


Б.

Деревья

3.

Тундра


В.

Засухоустойчивые травы



3. Распределить названия сообществ на две группы, показать стрелочками, объяснить, почему так разделили, назвать группы.

....................................... сообщества

Названия сообществ

............................ сообщества


Сад


Лес

Луг

Поле

Парк

Болото











































Карточка №2

Производители







Разрушители Потребители







Окружающая среда









Условные обозначения:

Перемещение минеральных веществ

Перемещение органических веществ





Карточка №3. Тест для индивидуальной проверки знаний. Фамилия__________________

Отметьте правильные ответы.

  1. Природное сообщество составляют:

А) Только растения Б) Только животные

В) Растения и животные Г) Растения, животные, грибы и бактерии

2. Выберите естественное природное сообщество:

А) Луг Б) Поле В) Сад Г) Огород.

3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного :

А) Обладает большим разнообразием видов,

Б) Не существует долго без поддержки человека

В) Может долго существовать без вмешательства человека

4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:

А) Животным Б) Растениям В) Грибам Г) Бактериям

5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:

А) Лес Б) Болото В) Степь Г) Пустыня

6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:

А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка Г) Змея гюрза

7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:

А) Обогащают воздух кислородом

Б) Загрязняют почву ядами

В) Очищают воду от примесей

Г) Обогащают почву минеральными веществами

8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:

А) Фиалка Б) Кабан В) Овес Г) Дуб

9. Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка

В) гусеница синица дуб ястреб Г) кошка воробей гусеница крапива

10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:

А) Гадюка Б) Лось В) Белка Г) Заяц



Осуществите взаимопроверку. Если допущено не более одной ошибки, можно поставить отметку «5». Если допущено не более 3 ошибок, можно поставить «4» Если допущено не более 5 ошибок, можно поставить «3», а если более пяти – нужно еще раз проработать темы 10 и 11 в учебнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!