СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Русь при Ярославичах. Владимир Мономах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: -    определить как Владимир Мономах смог восстановить единство и мощь древнерусского государства

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Русь при Ярославичах. Владимир Мономах»»

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»


Цель: - Как Владимир Мономах смог восстановить единство и мощь древнерусского государства

-выявить причины княжеских усобиц;

-оценить решения Любеческого съезда;

-определить роль Мономаха в Киевском восстании;

- характеризовать внешнюю и внутреннюю политика Владимира Мономаха

Оценить личность самого князя Владимира Мономаха

Планируемые результаты:

предметные: объяснять причины княжеских усобиц; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников

метапредметные: ( коммуникативные) владеть устной и письменной речью; организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; формулировать новые задачи учебной деятельности, составлять план действий, оценивать правильность решений.

( познавательные) привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности, оценивать исторические события и роль личности в истории;


Оборудование: учебник, проектор, презентация, компьютер, мультимедийный экран, книжная выставка

Основные вопросы урока:

1. Правление Ярославичей.

2. Княжеские усобицы.

3. Любечский съезд князей.

4. Киевское восстание 1113 г.

5. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: княжеские усобицы, устав, ссуды, ростовщичество

Основные даты: 1072 г. – создание Правды Ярославичей, 1097 г. – съезд князей в г. Любече, 1113 – 1125 гг. – правление Владимира Мономаха

Персоналии: Владимир Мономах


Ход урока.

1. Орг. начало урока. Добрый день ребята и уважаемые гости.

2. Проверка домашнего задания

На доске висит генеалогическое древо, но оно не полное, восстановите, впишите имена князей с датой их правления. У вас у каждого тоже есть подобные листы, вставьте у себя. Теперь поменялись с соседом и проверяем. А затем, у доски один человек восстановит на большом плакате пропущенные данные. Молодцы! Справились.

3. Мотивационно – целевой этап.

Посмотрите на генеалогическое древо династии Рюриковичей. Скажите, пожалуйста, когда умер Ярослав Мудрый? Мы видим, что у Ярослава было много сыновей. Кто же из них стал наследником?

Ребята, из каких источников мы узнаем об истории этого периода? Как называется первая летопись? А кто ее автор?

Сегодня у нас в гостях монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, автор «Повести временных лет»

Уважаемый Нестор будет повествовать о событиях той эпохи от лица тех, кто был непосредственным участником событий.

Заслушаем летописца Нестора:


- Умирая, Ярослав Мудрый обратился к своим детям: Скоро не будет меня на свете, — говорил он, — вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Если же в ненависти пребудете, в распрях и ссорах, и сами погибнете и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом великим. Так пребывайте в мире, покоряясь брат брату. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного».

От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем полу­чить из данного источника?

- Проблемный вопрос:

- Как Владимир Мономах смог восстановить единство и мощь древнерусского государства?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами будем работать с рабочими листами, где мы вместе составим интеллект карту по данному вопросу.

Ярослав Мудрый велел детям не ссориться. А старшему, Изяславу, он сказал: «Помогай обиженному, если братья между собой не поладят». Но вскоре после его смерти на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.

- Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русичам в это время? Попытаемся выяснить на нашем уроке.

4. Первичное усвоение новых знаний.

1. Правление Ярославичей.

Посмотрите карту:

- Перед смертью в 1054 г. Ярослав Мудрый разделил земли между пятью своими сыновьями.

Еще при жизни Ярослав Мудрый разделил земли между своими сыновьями:

- Изяслав – Киевские и новгородские земли;

- Святослав – Чернигов, Рязань и Муром;

- Всеволод – переяславльские и ростово – суздальские земли;

- Вячеслав - Смоленск

- Игорь – Владимиро – волынские земли;

- Ростислав – ростовские земли


- По замыслу Ярослава Мудрого раздел страны на отдельные уделы, во главе которых стояли его сыновья, вовсе не означал распада Руси на отдельные владения. Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и должны были чтить старшего из рода «в отца место». Предполагалось, что наследники Ярослава вместе должны были блюсти единство Русской земли, оберегать ее от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей.

- Вначале братьям удавалось соблюдать завет отца, После смерти двух Ярославичей уделы были перераспределены мирно, без споров. Остались править Древнерусским государством три брата - Изяслав, Всеволод и Святослав. Они совершили несколько удачных совместных походов и присоединили к Руси несколько новых территорий.

Работая с первым пунктом § 8 учебника «Правление Ярославичей», ответьте на вопросы:

- Какой новый свод законов придумали Ярославичи? (1072 г. свод законов «Правда Ярославичей»

- Какова его суть? (законы предусматривали наказание за покушение на княжескую собственность и жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством)

Посмотрите на карту и ответьте на вопросы
1. Какие русские земли особенно страдали от набегов кочевников?
2. Какие кочевые племена представляли наибольшую опасность для Руси?


(обострилась ситуация на южных границах Руси. С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем).

- Как действовали кочевники, нападая на Русь? ( стреляли на скаку с луков, осыпали противником градом стрел, сжигали дома и угоняли людей в плен)

2. Княжеские усобицы.

- Давайте вспомним, что такое усобица? А княжеская? Почему она существовала?

Давайте вспомним порядок наследования в русском государстве.


- Давайте сделаем вывод, как же сказывались княжеские усобицы на безопасности границ Руси?

- Каковы основные причины княжеских усобиц?

1) сложность очередного порядка престолонаследия;

2) рост могущества каждого отдельного княжества;

3) личные амбиции князей

- Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?

Если до 1068 года князьям удалось сохранить мир. Однако после этого на Руси вспыхнули распри.

3. Любечский съезд князей.

- Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. ПО настоянию Владимира Мономаха в 1097 г. Внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд князей в городе Любече.

Заслушаем летописца Нестора:


- Вот как об этом говорится в « Повести временных лет»

В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир - Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав - Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси.

- Они поклялись, что не дадут половцам разорять землю русскую и будут сообща бороться с ними. А чтобы не было усобиц, князья договорились, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца – « Каждый да держит отчину свою».

- Как вы думаете, как это решение отразилось на обороне Руси?

- Каков главный итог этого съезда? ( положил начало объединению военных сил русских против половцев; стал фактически свершившимся фактом распада Руси, но Киев по-прежнему сохранял значение единой столицы и оставался привлекательным для князей.

- Вскоре решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены. Началась новая кровавая усобица.

Рассказ ученика о походах против половцев. (предварительное задание)

Какой главный итог походов против половцев?

В жестоком бою половцы не смогли противостоять хорошо организованному и многочисленному русскому войску. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. На южных рубежах Руси наступило затишье.

4. Киевское восстание 1113 г.

Прочитайте п.4 и ответьте на вопрос

В 1113 г. умер ненавидимый киевлянами Святополк Изяславович.

- За что его ненавидели?


- Почему именно Владимира они выбрали в качестве главы государства?


5. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Став великим князем задача Мономаха была навести порядок. Какой главный правовой документ принадлежит перу князя? И каково его значение?

Как мы видим деятельность Мономаха - многогранна.

Используя текст учебника и рассмотренные ранее вопросы скажите пожалуйста:


- Какие положительные черты личности Мономаха?

- Каким вы видите личность Владимира Мономаха?

- Почему Владимир Мономах имел такой авторитет и поддержку среди народа?

Запишите в ментальной карте черты Мономаха.

Посмотрите, Катя приготовила плакат по личности Мономаха. Интересные факты. (Катя рассказывает)

Используя этот материал, дополните ментальную карту.

В конце жизни Владимир написал завещание потомкам, получившее название « Поучения Владимира Мономаха».

Уважаемый Нестор зачитает вам отрывок из « Поучения Владимира Мономаха…» а вы послушайте и скажите, какой главный урок мы можем извлечь из поучения.

- Я , худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

- Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

- Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.


5. Подведение итога.

- Как Владимир Мономах смог восстановить единство и мощь древнерусского государства?

Наша ментальная карта не до конца заполнена. У нас осталась культурная деятельность князя и международные отношения. На следующих уроках, посвященным культуре древнерусского государства и международным отношениям Руси, мы с вами завершим заполнение карты.

Но даже сейчас мы видим, что Мономах смог приостановить на время княжеские усобицы, разрешить социальные противоречия в обществе, обеспечить безопасность Руси на южных границах и тем самых восстановить мощь древнерусского государства.

6 Рефлексия


- Сегодня на уроке я узнал…

- Я сам не смог справиться с затруднением…

- у меня не было затруднений…

- Мне было легко…

- Мне нужно немного подучить…


7. Домашнее задание: П. 8 отвечать на вопросы устно, уметь отвечать на главный вопрос сегодняшнего урока, выполнить контурную карту стр.5











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!