СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Споры критиков вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Споры критиков вокруг романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"" поможет Вам провести урок по данной теме. Разработка содержит приложение, в которое входят основные тезисы критических статей о романе, а также лист самооценивания для проведения этапа рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Споры критиков вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»»»

Споры критиков вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Цель урока: знакомство учащихся с оценками русских критиков романа Тур­генева «Отцы и дети».

Задачи урока: формировать навыки обучающихся работать с информацией, представлять результаты работы в форме презентаций, текстового материала, развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление.

Оборудование: презентация, текст

Ход урока

1.Орг. момент

Ситуация вызова

А любите ли вы рисовать? Что чаще всего рисуете? Каким жанрам живописи отдаёте предпочтение?

Закройте глаза и мысленно нарисуйте то, что я вам сейчас скажу. Готовы? Нарисуйте, пожалуйста, …Асмодея.

Асмоде́й (от ивр. ‏אַשְׁמְדַאי‏‎ Ашмедай — «искуситель») - злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе.

Посмотрите: как он выглядит.

Какие чувства у вас вызывает этот портрет? Противоречивые?

Скажите, почему я начала урок именно с этого слова?

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня на уроке мы познакомимся с различными оценками романа Тургенева русскими критиками. По количеству критики роман Тургенева самый скандальный. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не помню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки». Как вы думаете: какими были отзывы на эту книгу?

Конечно, они были разными и противоречивыми. С чем - то можно согласиться, а с чем-то нет. Наша цель сегодня познакомиться с тезисами некоторых критических статей, узнать что тот или иной критик писал о романе.

М. А. Антонович «Асмодей нашего времени»

Д. И. Писарев  «Базаров»

Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев «Отцы и дети»»

А. И. Герцен «Ещё раз о Базарове»

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

В ходе подготовки к уроку учащиеся изучили материал критических статей, подготовили презентацию. Работа проходила в группах.

Перед выступлением групп акцентируется внимание на том, что во время ответа одной группы другая группа оценивает её по критериям, предложенным учителем (Приложение 1).

Перед выступлением групп учитель раздаёт тезисы, подготовленные им. Каждая группа получает тезисы той статьи, которую она прорабатывала. Учащимся даётся 5 минут на ознакомление с ними, на сверку своих тезисов с тем, что предложил учитель.(Приложение 2).

Выступление 1 группы. Краткая информация об авторе. Основные тезисы статьи. Аргументация. Ваши комментарии.

М.А. Антонович «Асмодей нашего времени».

Уже по названию этой статьи, отталкиваясь от значения слова «Асмодей», мы можем предположить, что???

Какая оценка образа Базарова позвучит в этой статье?

Д. И. Писарев  «Базаров»

Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев «Отцы и дети»»

А. И. Герцен «Ещё раз о Базарове»

Отношение автора к роману.

4.Рефлексия

Тест

1.Соотнеси цифру и букву

1

Антонович

2

Писарев

3

Страхов

4

Герцен

А


«Ещё раз о Базарове»


Б


«Асмодей нашего времени»


В


«Базаров»

Г


«И. С. Тургенев

«Отцы и дети»»


2.Кто из критиков считал роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» лучшим романом писателя?

А) Н. Н. Страхов  Б) Д.И. Писарев  С) А. И. Герцен   Д) М. А. Антонович

3. О ком эти слова Д.И. Писарева: «Он - представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы  те свойства, которые мелкими дозами рассыпаны в массах»?

А)об Аркадии Кирсанове Б)о Викторе Ситникове С)об Евгении Базарове Д)об авторе романа

4. Что означает слово «асмодей»?

А) Злой демон Б)  Пророк С)  Лекарь  Д) Ангел

5. Какого героя один из критиков назвал «Асмодей нашего времени»?

А)  Е. Базарова Б) А. Кирсанова  С)  В. Ситникова  Д)  Н.П. Кирсанова

6. Кто из критиков считает, что Базарову свойственна “сатанинская гордость”?

А) Н. Н. Страхов  Б) Д.И. Писарев  С) А. И. Герцен   Д) М.Н. Катков

Самопроверка ключом. Самоконтроль и самооценивание.

Ответы: 1- БВГА; 2- А; 3- С; 4- А; 5- А; 6- Б

Критерии: 6 – «5» 5 – «4» 4 – «3» 3 и ниже – «2»

5. Рефлексия. Самоконтроль и самопроверка. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Письменно ответьте на вопрос: Позиция какого критика на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вам ближе? Аргументируйте свой ответ.

Приложение 1

Лист оценивания

Взаимооценивание внешнее

Группа № ФИО_________________________________________________________________________________

оценивает группу №

Критерии

  1. Презентация – чёткая, ясная, выполнена по плану ______________(мах. 2б)

  2. Смысл статьи раскрыт понятно, тезисы приведены убедительные_________________(мах. 2б)

  3. Каждый тезис был аргументирован, подтверждён примером из текста_________________(мах. 2б)

  4. Группа продемонстрировала понимание смысла статьи о романе___________________(мах. 2б)

  5. Выступление группы произвело приятное впечатление, понравилось_________________(мах. 2б)

Максимум 10 баллов

Взаимооценивание внутреннее

Оцените работу каждого участника вашей группы___________________________





Приложение 2

Д. И. Писарев  «Базаров»

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков».

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг. Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье».

Из школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым;

На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо.

Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Дядя Кирсанова, близко подходящий к Базарову по складу ума и характера, называет его самолюбие «сатанинской гордостью».

Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок.

Базаровщина – это …болезнь нашего времени.

Итак, Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в нем – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные. – Да ведь это безнравственный человек! Злодей, урод! – слышу я со всех сторон восклицания негодующих читателей. Ну, хорошо, злодей, урод; браните больше, преследуйте его сатирой и эпиграммой, негодующим лиризмом и возмущенным общественным мнением, кострами инквизиции и топорами палачей – и вы не вытравите, не убьете этого урода, не посадите его в спирт на удивление почтенной публике. Если базаровщина это болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы и ампутации. Относитесь к базаровщине как угодно – это ваше дело; а остановить – не остановите; это та же холера.

Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного.

Базаров – человек жизни, человек дела.

Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. /…/ В цинизме Базарова можно различить две стороны – внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и цинизм манер и выражений.

Он сплеча отрицает вещи, которых не знает и не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина – потерянное время; заниматься музыкой – смешно; наслаждаться природой – нелепо. Очень может быть, что он, человек, затертый трудовой жизнью, потерял или не успел развить в себе способность наслаждаться приятным раздражением зрительных и слуховых нервов, но из этого никак не следует, чтобы он имел разумное основание отрицать или осмеивать эту способность в других, выкраивать других людей на одну мерку с собой – значит впадать в узкий умственный деспотизм.

Мысли Базарова выражаются в его поступках, в его обращении с людьми; они просвечивают и их разглядеть не трудно, если только читать внимательно, группируя факты и отдавая себе отчет в причинах.

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг. /…/ Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы; но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. /…/ Нигилист остается верен себе до последней минуты.

Образ единственного существа, возбудившего в Базарове сильное чувство и внушившее ему уважение, приходит ему на ум в то время, когда он собирается прощаться с жизнью. Он любит только одно существо в мире, и те нежные мотивы чувства, которые он давил в себе, как романтизм, теперь всплывают на поверхность; это не признак слабости, это – естественное проявление чувства, высвободившегося из-под гнета рассудочности».

М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени»

«Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними, или, точнее, следить за их рассуждениями. Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении.

По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета; но, с другой стороны, он придал ему черты, по которым эта натура кажется самою дюжинною и даже пошлою, по крайней мере весьма далекою от демонизма. И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже перед смертью…

Прежде видите ли, были гегелисты, а теперь, в настоящее время, явились нигилисты… Вот коллекция современных воззрений, вложенных в уста Базарову; что они такое? – карикатура, утрировка, происшедшие вследствие непонимания, и больше ничего.

Найдутся, может быть, охотники, которые… скажут, что, изображая молодое поколение в смешном, карикатурном и даже нелепом виде, он (Тургенев) имел в виду не молодое поколение вообще, не лучших его представителей, а только самых жалких и ограниченных детей, что он говорит не об общем правиле, а только об его исключениях. «Они (отцы), в противоположность детям, проникнуты любовью и поэзией, они люди нравственные, скромно и втихомолку делающие добрые дела; они ни за что не хотят отстать от века.

Извините, г. Тургенев, вы не умели определить своей задачи; вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик (ораторская речь хвалебного содержания) «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета».

Н.Н. Страхов «И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя».

Базаров есть лицо новое, которого резкие черты мы увидели в первый раз… Система убеждений, круг мыслей, которых представителем является Базаров, более или менее ясно выражались в нашей литературе. Главными их выразителями были два журнала: «Современник»… и «Русское слово»…

Фигура Базарова имеет в себе нечто мрачное и резкое. В его наружности нет ничего мягкого и красивого; его лицо имело другую, не внешнюю красоту… Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова… Характер этого аскетизма совершенно особенный… Базаров отрекается от благ этого мира, но он делает между этими благами строгое различие. Он охотно ест вкусные обеды и пьет шампанское; он не прочь даже поиграть в карты. …Базаров понимает, что есть соблазны более гибельные, более растлевающие душу, чем, например, бутылка вина, и он бережется не того, что может погубить тело, а того, что погубляет душу.
В чем состоит эта сила искусства, враждебная Базарову?… Выражаясь точнее, но несколько старым языком, можно сказать, что искусство всегда носит в себе элемент п р и м и р е н и я, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы.

Базаров отрицает науку. …Вражда против науки есть также современная черта, и даже более глубокая и более распространенная, чем вражда против искусства. Под наукою мы разумеем именно то, что разумеется под н а у к о ю вообще и что, по мнению нашего героя, не существует вовсе. …

Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Весьма замечательно, что он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотою, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом… Тургенев, создававший до сих пор… раздвоенные лица, например, Гамлета Щигровского уезда, Рудина, Лаврецкого, достиг, наконец, в Базарове до типа цельного человека. Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества.

Он (Базаров) отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно.

…хотя Базаров головою выше всех других лиц… есть однако же, что-то, что в целом стоит выше Базарова. …это высшее не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет.

Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с материею силою.

Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни.

Смена поколений – вот наружная тема романа. если Тургенев изобразил не всех отцов и детей, или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей, и отношения между этими двумя поколениями он изобразил превосходно. Может быть, разница между поколениями была так велика, как в настоящее время, а потому и отношение их обнаружилось особенно резко».

А. И. Герцен «Ещё раз о Базарове»

«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов».

Это не личный идеал, а тот идеал, который до тургеневского Базарова и после него носился в молодом поколении и воплощался не только в разных героев повестей и романов, но в живые лица, старавшиеся принять в основу действий и слов своих базаровщину. То, что Писарев говорит, я слышал и видел десять раз; он простодушно разболтал задушевную мысль целого круга и, собрав в одном фокусе рассеянные лучи, осветил ими нормального Базарова.

Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов!

Оттого-то и вышло, что часть молодого поколения узнала себя в Базарове. Но мы вовсе не узнали себя в Кирсановых, так как не узнавали себя ни в Маниловых, ни в Собакевичах, несмотря на то, что Маниловы и Собакевичи существовали сплошь да рядом во времена нашей молодости и теперь существуют.

Тургенев был больше художник в своем романе, чем думают, и оттого сбился с дороги, и, по-моему, очень хорошо сделал – шел в комнату, попал в другую, зато в лучшую.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!