СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Суточное вращение Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Суточное вращение Земли"»

Тема: Суточное вращение Земли.

Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения Земли, с поясами освещенности.

Цели урока по содержанию:

1. Воспитательная. Формирование личностных УУД:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы текстом и иллюстрациями учебника;

  • формирование толерантности как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование коммуникативной компетентности.

2. Образовательная. Формирование предметных компетенций:

  • формировать понятия о поясах освещённости Земли и долготе дня;

  • формировать понятия о следствиях суточного вращения Земли;

  • создать условия для формирования представлений о суточном движении Земли;

  • формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

3. Развивающая. Формирование метапредметных УУД:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск в тексте учебника, анализировать информацию, преобразовывать её, выполнять логические универсальные действия: уметь делать вывод о связи скорости вращения планеты и длине суток, развивать умение работать с учебником и картой (атласом) – читать, анализировать, обобщать информацию; составлять устные монологические высказывания.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность на уроке, ставить цели и составлять алгоритм их достижения.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Оборудование: учебник, Дневник географа-следопыта, карта полушарий, компьютер, проектор, индивидуальные задания.

План урока:

  1. Организационный момент (08:00-08:01)

  2. Мотивационный этап (08:01-08:05)

  3. Повторение пройденного (08:05-08:10)

  4. Изучение нового (08:10-08:25)

  5. Закрепление (08:25-08:35)

  6. Домашнее задание (08:35-08:38)

  7. Рефлексия (08:38-08:40)





Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет наша сегодняшняя тема урока.

Вчера меня все звали завтра, 
А завтра назовут вчера. 
Вот и вся моя загадка, 
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой, 
Мирно ходят брат с сестрой. 
Братец будит весь народ, 
А сестра, наоборот, — 
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель: Итак, ребята, о чём мы будем говорить сегодня?

Ученик: О вращении Земли вокруг себя.

Учитель: Какие же вы молодцы! А теперь, чтобы перейти к изучению новой темы нам с вами нужно повторить пройденный материал. Вам нужно будет поделиться на 4 группы. Каждая группа получит карточку с заданиями. На их обсуждение у вас есть 2 минуты, после чего мы вместе обсудим то, что у вас получилось.

Группа 1.

Что такое: географический полюс; день весеннего равноденствия (как вы понимаете и когда); день летнего солнцестояния (как вы понимаете и когда); тропик.

ОТВЕТ: Географический полюс – это точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения.

День весеннего равноденствия – день равен ночи, 21 марта.

День летнего солнцестояния – самый длинный день и самая короткая ночь, 22 июня.

Группа 2.

Что такое Северный полярный круг; Южный полярный круг; день осеннего равноденствия (как вы понимаете и когда); день зимнего солнцестояния (как вы понимаете и когда).

ОТВЕТ: Северный полярный круг – это воображаемая окружность, отклоненная к северу от экватора на 66,5 градусов.

Южный полярный круг – это воображаемая окружность, отклоненная к югу от экватора на 66,5 градусов.

День осеннего равноденствия – день равен ночи, 23 сентября.

День зимнего солнцестояния – самая длинная ночь и самый короткий день, 22 декабря.

Группа 3.

А) Укажите градусную меру угла наклона земной оси к плоскости орбиты.

Б) Дополните предложения:

- земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на (ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ)

- точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими _______ (ПОЛЮСАМИ)

Группа 4.

Покажите на карте: полюса (Северный полюс, Южный полюс), полярные круги (Северный и Южный), тропики (Северный и Южный), экватор.

Ученики приступают к обсуждению заданий.

Учитель: Итак, время истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ученики по очереди отвечают по карточкам.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему нам важно было вспомнить дни весеннего и осеннего равноденствия, дни летнего и зимнего солнцестояния?

Ученик: Это является следствием вращения Земли вокруг Солнца, т.е. по своей орбите.

Учитель: Правильно. Вследствие вращения Земли вокруг Солнца мы наблюдаем смену времен года. Также ученые выделили дни, когда Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу, и эти дни мы называем днями летнего и зимнего солнцестояний и днями весеннего и осеннего равноденствия.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданиями.

Учитель: Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Напомните, под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Ученик: 66, 5 градусов.

Учитель: Правильно. Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется. Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам.

Учитель: Ребята, обратите внимание на рисунок 10 в учебнике, страница 25. Как называется рисунок?

Ученик: Так Солнце освещает Землю в дни равноденствий.

Учитель: Итак, давайте же еще раз скажем, когда мы можем наблюдать эти дни, и чем они характеризуются.

Ученик: Дни равноденствий – когда день равен ночи. Они наблюдаются 21 марта и 23 сентября.

Учитель: Верно.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок. Полушария в эти дни получают одинаковое количество света и тепла. 21 марта в С полушарии наступает астрономическая весна, в Ю полушарии – осень,23 сентября наоборот. Обратите внимание, что в западном полушарии (в данном случае) наблюдается день, а в восточном – ночь.

Ученики внимательно рассматривают иллюстрацию.

Учитель: В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

Учитель: Ребята, посмотрите на рисунок 11 на стр. 25. Как он называется?

Ученик: Пояса освещенности Земли.

Учитель: Итак, как вы думаете, почему пояса освещенности на нашем рисунке обозначены разным цветом?

Ученик: Чтобы мы видели границы поясов освещенности.

Учитель: Правильно. А посмотрите на названия поясов и цвет, которым они обозначены. Почему холодному поясу соответствует голубой цвет? Почему жаркому соответствует красный и т.д.?

Ученик: Потому что на эти территории поступает разное количество тепла.

Учитель: Верно. Таким образом, больше всего тепла получает какой пояс?

Ученик: Экваториальный (жаркий).

Учитель: А меньше всего тепла?

Ученик: Полярный.

Учитель: Верно. Ребята, обратите внимание, что выделяют 2 полярных пояса освещенности, 2 умеренных и 1 экваториальный (жаркий).

А сейчас вам нужно будет заполнить небольшую таблиц, используя текст параграфа.

Пояса освещенности и их характеристика.

Умеренный

Жаркий (экваториальный, тропический)

Холодный (полярный)

1. Где располагается


1. Где располагается

1. Где располагается

2. Состояние солнца


2. Состояние солнца

2. Состояние солнца

3. Характеристика


3. Характеристика

3. Характеристика



ОТВЕТ:

Умеренный

Жаркий (экваториальный, тропический)

Холодный (полярный)

Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария.

 Солнце никогда не бывает в зените. В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. 

Располагается между северным и южным тропиками.

 Солнце 2 раза в год бывает в зените.

Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно.

Располагается внутри полярного круга каждого полушария.

 

Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое.

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь давайте вместе с вами проведем границы поясов освещенности. Вы будете называть мне координаты, а я показывать на карте. Итак, как проходить граница холодного (полярного) поясов?

Ученик: на севере – 66,5 градусов с.ш., на юге – 66,5 градусов ю.ш.

Учитель: Замечательно. А как проходит граница жаркого пояса освещенности?

Ученик: между северным и южным тропиками.

Учитель: А какие координаты они имеют?

Ученик: 22,5 градусов ю.ш. и с.ш. соответственно.

Учитель: Отлично. Итак, у нас остались умеренные пояса освещенности. Каковы же их границы?

Ученик: располагаются между северным полярным кругом и северным тропиком и между южным полярным кругом и южным тропиком.

Учитель: Молодцы, ребята. А в каком поясе освещенности находится наша Смоленская область? А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ученик: в умеренном.

Учитель: Правильно.

Учитель: Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? В тексте учебника что о них написано?

Ученики изучают текст параграфа.

Учитель: В учебнике об этом написано мало, поэтому предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Смотрите внимательно, после чего вам нужно будет ответить на вопросы.

Показ видеофрагмента «Почемучка. Полярный день, полярная ночь».

Учитель: Итак, что такое полярный день?

Ученик: Полярный день – период, когда Солнце не заходит за горизонт более суток.

Учитель: Что такое полярная ночь?

Ученик: Полярная ночь – наблюдается тогда, когда Солнце более суток не появляется над горизонтом. 

Учитель: Ребята, чем ближе к полюсам, тем длиннее полярные дни и ночи. На полюсах они длятся по полгода.

Учитель: В каком поясе освещенности бывают эти явления?

Ученик: в холодном.

Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим еще один небольшой видеофрагмент, после чего вы также ответите на несколько вопросов.

Показ видеофрагмента «Смена дня и ночи».

Учитель: Итак, ребята, мы с вами посмотрели замечательные видеофрагменты. Теперь ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Учитель: В каком направлении происходит вращение Земли?

Ученик: Вращение Земли происходит с запада на восток.

Учитель: В какой стороне происходит восход и заход солнца?

Ученик: Восход солнца на востоке; заход – на западе.

Учитель: Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

Ученик: Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

Учитель: Какую воображаемую линию образуют эти точки?

Ученик: Воображаемая линия называется Земная ось.

Учитель: Как происходит смена дня и ночи?

Ученик: При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

Учитель: Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

Ученик: Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

Учитель: Ребята, посмотрите в учебнике что называется долготой дня?

Ученик: Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Учитель: Ребята, в конце фильма было сказано об одном из следствий вращения Земли вокруг своей оси. О чем идет речь?

Ученик: О смене дня и ночи.

Учитель: Правильно. Также вращение вокруг оси влияет на форму планеты. Земля немного сплюснута у полюсов. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а Южном – влево. В реках из-за отклоняющей силы вода прижимается к одному из берегов, поэтому у рек Северного полушария правый берег крутой, а в Южном – левый (сила Кориолиса). Отклонение воздействует на направление ветров, океанических течений. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи. Это вызывает то нагрев, то охлаждение поверхности. С суточным изменением меняются многие природные процессы. К суточному ритму приспособлены живые организмы.

Учитель: Ребята, давайте запишем основные следствия в тетрадь.

Ученики записывают в тетради основные следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Учитель: Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? 

Ответ: Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна.

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас открываем свои дневники следопыта и приступаем к выполнению заданий на странице 12-14, практическая работа №4.

Ученики выполняют задания в рабочих тетрадях.

Учитель: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Переходим к домашнему заданию. Дома вам нужно будет еще раз внимательно изучить параграф 5 и составить небольшую презентацию о полярном дне и полярной ночи/написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась...»

Учитель: Ребята,

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Учитель: Урок окончен. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!