Тема: Суточное вращение Земли.
Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения Земли, с поясами освещенности.
Цели урока по содержанию:
1. Воспитательная. Формирование личностных УУД:
способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и географии;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы текстом и иллюстрациями учебника;
формирование толерантности как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование коммуникативной компетентности.
2. Образовательная. Формирование предметных компетенций:
формировать понятия о поясах освещённости Земли и долготе дня;
формировать понятия о следствиях суточного вращения Земли;
создать условия для формирования представлений о суточном движении Земли;
формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
3. Развивающая. Формирование метапредметных УУД:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск в тексте учебника, анализировать информацию, преобразовывать её, выполнять логические универсальные действия: уметь делать вывод о связи скорости вращения планеты и длине суток, развивать умение работать с учебником и картой (атласом) – читать, анализировать, обобщать информацию; составлять устные монологические высказывания.
Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность на уроке, ставить цели и составлять алгоритм их достижения.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Оборудование: учебник, Дневник географа-следопыта, карта полушарий, компьютер, проектор, индивидуальные задания.
План урока:
Организационный момент (08:00-08:01)
Мотивационный этап (08:01-08:05)
Повторение пройденного (08:05-08:10)
Изучение нового (08:10-08:25)
Закрепление (08:25-08:35)
Домашнее задание (08:35-08:38)
Рефлексия (08:38-08:40)
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет наша сегодняшняя тема урока.
Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)
Приближаться стала –
С неба солнце украла. (Ночь)
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, —
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
Учитель: Итак, ребята, о чём мы будем говорить сегодня?
Ученик: О вращении Земли вокруг себя.
Учитель: Какие же вы молодцы! А теперь, чтобы перейти к изучению новой темы нам с вами нужно повторить пройденный материал. Вам нужно будет поделиться на 4 группы. Каждая группа получит карточку с заданиями. На их обсуждение у вас есть 2 минуты, после чего мы вместе обсудим то, что у вас получилось.
Группа 1.
Что такое: географический полюс; день весеннего равноденствия (как вы понимаете и когда); день летнего солнцестояния (как вы понимаете и когда); тропик.
ОТВЕТ: Географический полюс – это точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения.
День весеннего равноденствия – день равен ночи, 21 марта.
День летнего солнцестояния – самый длинный день и самая короткая ночь, 22 июня.
Группа 2.
Что такое Северный полярный круг; Южный полярный круг; день осеннего равноденствия (как вы понимаете и когда); день зимнего солнцестояния (как вы понимаете и когда).
ОТВЕТ: Северный полярный круг – это воображаемая окружность, отклоненная к северу от экватора на 66,5 градусов.
Южный полярный круг – это воображаемая окружность, отклоненная к югу от экватора на 66,5 градусов.
День осеннего равноденствия – день равен ночи, 23 сентября.
День зимнего солнцестояния – самая длинная ночь и самый короткий день, 22 декабря.
Группа 3.
А) Укажите градусную меру угла наклона земной оси к плоскости орбиты.
Б) Дополните предложения:
- земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на (ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ)
- точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими _______ (ПОЛЮСАМИ)
Группа 4.
Покажите на карте: полюса (Северный полюс, Южный полюс), полярные круги (Северный и Южный), тропики (Северный и Южный), экватор.
Ученики приступают к обсуждению заданий.
Учитель: Итак, время истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ученики по очереди отвечают по карточкам.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему нам важно было вспомнить дни весеннего и осеннего равноденствия, дни летнего и зимнего солнцестояния?
Ученик: Это является следствием вращения Земли вокруг Солнца, т.е. по своей орбите.
Учитель: Правильно. Вследствие вращения Земли вокруг Солнца мы наблюдаем смену времен года. Также ученые выделили дни, когда Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу, и эти дни мы называем днями летнего и зимнего солнцестояний и днями весеннего и осеннего равноденствия.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданиями.
Учитель: Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Напомните, под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?
Ученик: 66, 5 градусов.
Учитель: Правильно. Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется. Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам.
Учитель: Ребята, обратите внимание на рисунок 10 в учебнике, страница 25. Как называется рисунок?
Ученик: Так Солнце освещает Землю в дни равноденствий.
Учитель: Итак, давайте же еще раз скажем, когда мы можем наблюдать эти дни, и чем они характеризуются.
Ученик: Дни равноденствий – когда день равен ночи. Они наблюдаются 21 марта и 23 сентября.
Учитель: Верно.
Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок. Полушария в эти дни получают одинаковое количество света и тепла. 21 марта в С полушарии наступает астрономическая весна, в Ю полушарии – осень,23 сентября наоборот. Обратите внимание, что в западном полушарии (в данном случае) наблюдается день, а в восточном – ночь.
Ученики внимательно рассматривают иллюстрацию.
Учитель: В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.
Учитель: Ребята, посмотрите на рисунок 11 на стр. 25. Как он называется?
Ученик: Пояса освещенности Земли.
Учитель: Итак, как вы думаете, почему пояса освещенности на нашем рисунке обозначены разным цветом?
Ученик: Чтобы мы видели границы поясов освещенности.
Учитель: Правильно. А посмотрите на названия поясов и цвет, которым они обозначены. Почему холодному поясу соответствует голубой цвет? Почему жаркому соответствует красный и т.д.?
Ученик: Потому что на эти территории поступает разное количество тепла.
Учитель: Верно. Таким образом, больше всего тепла получает какой пояс?
Ученик: Экваториальный (жаркий).
Учитель: А меньше всего тепла?
Ученик: Полярный.
Учитель: Верно. Ребята, обратите внимание, что выделяют 2 полярных пояса освещенности, 2 умеренных и 1 экваториальный (жаркий).
А сейчас вам нужно будет заполнить небольшую таблиц, используя текст параграфа.
Пояса освещенности и их характеристика.
Умеренный | Жаркий (экваториальный, тропический) | Холодный (полярный) |
1. Где располагается | 1. Где располагается | 1. Где располагается |
2. Состояние солнца | 2. Состояние солнца | 2. Состояние солнца |
3. Характеристика | 3. Характеристика | 3. Характеристика |
ОТВЕТ:
Умеренный | Жаркий (экваториальный, тропический) | Холодный (полярный) |
Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария. Солнце никогда не бывает в зените. В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. | Располагается между северным и южным тропиками. Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. | Располагается внутри полярного круга каждого полушария. Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. |
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь давайте вместе с вами проведем границы поясов освещенности. Вы будете называть мне координаты, а я показывать на карте. Итак, как проходить граница холодного (полярного) поясов?
Ученик: на севере – 66,5 градусов с.ш., на юге – 66,5 градусов ю.ш.
Учитель: Замечательно. А как проходит граница жаркого пояса освещенности?
Ученик: между северным и южным тропиками.
Учитель: А какие координаты они имеют?
Ученик: 22,5 градусов ю.ш. и с.ш. соответственно.
Учитель: Отлично. Итак, у нас остались умеренные пояса освещенности. Каковы же их границы?
Ученик: располагаются между северным полярным кругом и северным тропиком и между южным полярным кругом и южным тропиком.
Учитель: Молодцы, ребята. А в каком поясе освещенности находится наша Смоленская область? А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?
Ученик: в умеренном.
Учитель: Правильно.
Учитель: Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? В тексте учебника что о них написано?
Ученики изучают текст параграфа.
Учитель: В учебнике об этом написано мало, поэтому предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Смотрите внимательно, после чего вам нужно будет ответить на вопросы.
Показ видеофрагмента «Почемучка. Полярный день, полярная ночь».
Учитель: Итак, что такое полярный день?
Ученик: Полярный день – период, когда Солнце не заходит за горизонт более суток.
Учитель: Что такое полярная ночь?
Ученик: Полярная ночь – наблюдается тогда, когда Солнце более суток не появляется над горизонтом.
Учитель: Ребята, чем ближе к полюсам, тем длиннее полярные дни и ночи. На полюсах они длятся по полгода.
Учитель: В каком поясе освещенности бывают эти явления?
Ученик: в холодном.
Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим еще один небольшой видеофрагмент, после чего вы также ответите на несколько вопросов.
Показ видеофрагмента «Смена дня и ночи».
Учитель: Итак, ребята, мы с вами посмотрели замечательные видеофрагменты. Теперь ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
Учитель: В каком направлении происходит вращение Земли?
Ученик: Вращение Земли происходит с запада на восток.
Учитель: В какой стороне происходит восход и заход солнца?
Ученик: Восход солнца на востоке; заход – на западе.
Учитель: Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
Ученик: Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.
Учитель: Какую воображаемую линию образуют эти точки?
Ученик: Воображаемая линия называется Земная ось.
Учитель: Как происходит смена дня и ночи?
Ученик: При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.
Учитель: Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
Ученик: Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.
Учитель: Ребята, посмотрите в учебнике что называется долготой дня?
Ученик: Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.
Учитель: Ребята, в конце фильма было сказано об одном из следствий вращения Земли вокруг своей оси. О чем идет речь?
Ученик: О смене дня и ночи.
Учитель: Правильно. Также вращение вокруг оси влияет на форму планеты. Земля немного сплюснута у полюсов. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а Южном – влево. В реках из-за отклоняющей силы вода прижимается к одному из берегов, поэтому у рек Северного полушария правый берег крутой, а в Южном – левый (сила Кориолиса). Отклонение воздействует на направление ветров, океанических течений. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи. Это вызывает то нагрев, то охлаждение поверхности. С суточным изменением меняются многие природные процессы. К суточному ритму приспособлены живые организмы.
Учитель: Ребята, давайте запишем основные следствия в тетрадь.
Ученики записывают в тетради основные следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Учитель: Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения?
Ответ: Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна.
Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас открываем свои дневники следопыта и приступаем к выполнению заданий на странице 12-14, практическая работа №4.
Ученики выполняют задания в рабочих тетрадях.
Учитель: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Переходим к домашнему заданию. Дома вам нужно будет еще раз внимательно изучить параграф 5 и составить небольшую презентацию о полярном дне и полярной ночи/написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась...»
Учитель: Ребята,
1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?
2. Что нового вы сегодня узнали?
3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?
4. Как вращение Земли влияет на человека?
Учитель: Урок окончен. До свидания.