СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме : "Учимся писать суффикс – ость».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Урок расширения и усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.

Задачи урока: познакомить с новым суффиксом – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными суффиксами, умение работать по алгоритму при нахождении суффиксов;

развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление; воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.  

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Учимся писать суффикс – ость».»

Тема урока: "Учимся писать суффикс – ость».


Тип урока. Урок расширения и усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.

Задачи урока: познакомить с новым суффиксом – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными суффиксами, умение работать по алгоритму при нахождении суффиксов;


развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.



Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила сотрудничества.

  • Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.


Оборудование: на уроке используется мультимедийная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа, работа в группах.


Вид обучения: ТРКМ, проблемный.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Орг. момент


Приветствие.

Настрой на урок. Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Создадим его. Подарите улыбку друг другу и нашим гостям.


Дети хором читают:

На уроке ваши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

Голова хорошо (думает).

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать. 

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

  1. Стадия вызова


Приём «Тонкие»и «толстые» вопросы

(Групповая работа)











Как вы думаете, ребята, что у меня в коробочке лежит?

Ваши предположения?

Итак, какая проблема урока?


Вспоминаем, что уже знаем по теме: «части слова». Выясняем, что ещё о суффиксе не знаем.

Задаём вопросы.


Дети рассказывают об известных для них частях слова.

Понимают, что о суффиксе ещё не всё знают.


Дети отвечают.

Делают предположения.






   

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. 

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные: постановка вопросов.






  1. Стадия осмысления


Приём

«Кластер»

Беседа по вопросам

(Фронтальная работа)























Приём

«Кластер»

(Фронтальная работа)






























































Групповая работа

Закрепление





По ходу составляем кластер. (ключевое слово в центре)












- Вспомните алгоритм нахождения суффикса.

















Итак, что же вам уже известно о суффиксе.

-Назовите суффиксы.

Что знаете о значении этих суффиксов? Кто сделает вывод о роли суффикса?

-Вы настоящие коллекционеры: собрали целую коллекцию суффиксов. Необходимо ли пополнить вашу коллекцию?

1.Сказать новый суффикс?

2. Самостоятельно откроете его?


-Я называю вам имена существительные, а вы образуйте от них имена существительные с противоположным значением.


Вежливость- грубость

Молодость –старость

Смелость- трусость

Глупость-мудрость


- Что общего в словах? С каким суффиксом познакомимся?

Цель урока: познакомиться с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.



Произнесите еще раз эти слова. Можно ли написать эти слова на слух? Что будем делать? Ваши действия?

Алгоритм знать необходимо.

(-ас,т,) произносим, а пишем – ость! Почему? Т.к. он в слабой позиции находится, без ударения! Что делаем в таких случаях?



- А теперь сравним ваши ответы

с правилом в учебнике – стр. 131. Прочтите про себя. Вывод?

Прочитаем вслух.


-Подумайте над значением суффикса.




-Исследуйте слово злость. Что заметили? Может ли это слово быть проверочным при написании слов с суффиксом – ость?

- Но это слово не однокоренное?

( Мы проверяем букву в суффике, значит нам надо подобрать слово с таким же суффиксом, чтобы ударение падало на этот звук).

-Какое открытие сделали?


-Сейчас будете работать в группах.

-Вспомните правила работы в группе.



Корень

Суффикс

Окончание

Ученики правильно расставляют цифры алгоритма.
























Подбирают проверочные слова.




Читают правило в учебнике.





(Качество человека или его состояние).





Делают вывод, открытие: да, в этом слове не надо проверять гласную.








Ударение падает на звук о!





Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Вспомните, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка

Миша – Мишенька

Аня - …

Алёша - …

Света - …





Вспомните, какое значение имеют эти суффиксы.

3группа

Задание.

С .74-75 рт упражнение 1.

Вспомните, какое значение имеет этот суффикс.

4группа

Задание.

Составьте предложения с суффиксами –ищ, -ущ.

Вспомните, какое значение имеют суффиксы –ущ, -ищ-.

Регулятивные: планирование.

Познавательные: моделирование; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

Представлять информацию в виде таблицы, выявлять особенности, характеристики объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.











Регулятивные: Оцениватьучебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей,прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 .Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.






Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;









Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом таблицы.


Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме,умение работать в паре, в группе, в коллективе.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов, представлять информацию в виде ТК.

 Обобщать и классифицировать по признакам.


  1. Физминутка

-Предлагаю отдохнуть.







Приём «Синквейн»

(итоги)














3. Рефлексия



Приём «Кластер»

(Фронт. работа)



Синквейн – это своеобразное стихотворение, миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Синквейн

1 строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

2 строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

3 строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

4 строка- что автор думает ( фраза из четырех слов).

5 строка – новое звучание темы (синоним – имя существительное в начальной форме).



-Отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока.


По ходу составляем кластер. (ключевое слово в центре)

-Что такое суффикс?

-Для чего служит?

-С каким суффиксом познакомились?

-Какое значение он имеет?

-Где находится?

- Как он пишется в ударном и безударном положении?


- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание?

- Для чего служит корень?

- Может ли быть слово без корня?

-Как найти в слове суффикс?


-Что будет, если…

Речь станет беднее. Какую роль играют суффиксы в русском языке?

(обогащают, уточняют).

-Наш урок подходит к концу. Подведём итог.

-Какую цель ставили? Достигли?

-Оцените свою работу на уроке, работу группы.

-Поделитесь впечатлениями от урока. Радость у всех.

-Почему всем радостно?

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Суффикс

Качественный, новый.

Служит, образует, обогащает.

С суффиксом речь богатая.

Строитель.

















Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.



Называют признаки суффикса.




































Регулятивные : 

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
















































Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

  1. Дом. задание

Ребята, откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание.

В учебнике: страница 131, знать правило, упражнение 1.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя