Стадия вызова Приём «Тонкие»и «толстые» вопросы (Групповая работа) | Как вы думаете, ребята, что у меня в коробочке лежит? Ваши предположения? Итак, какая проблема урока? Вспоминаем, что уже знаем по теме: «части слова». Выясняем, что ещё о суффиксе не знаем. Задаём вопросы.  | Дети рассказывают об известных для них частях слова. Понимают, что о суффиксе ещё не всё знают. Дети отвечают. Делают предположения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: постановка вопросов. |
Стадия осмысления Приём «Кластер» Беседа по вопросам (Фронтальная работа) Приём «Кластер» (Фронтальная работа) Групповая работа Закрепление | По ходу составляем кластер. (ключевое слово в центре) - Вспомните алгоритм нахождения суффикса. Итак, что же вам уже известно о суффиксе. -Назовите суффиксы. Что знаете о значении этих суффиксов? Кто сделает вывод о роли суффикса? -Вы настоящие коллекционеры: собрали целую коллекцию суффиксов. Необходимо ли пополнить вашу коллекцию? 1.Сказать новый суффикс? 2. Самостоятельно откроете его? -Я называю вам имена существительные, а вы образуйте от них имена существительные с противоположным значением. Вежливость- грубость Молодость –старость Смелость- трусость Глупость-мудрость - Что общего в словах? С каким суффиксом познакомимся? Цель урока: познакомиться с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом. Произнесите еще раз эти слова. Можно ли написать эти слова на слух? Что будем делать? Ваши действия? Алгоритм знать необходимо. (-ас,т,) произносим, а пишем – ость! Почему? Т.к. он в слабой позиции находится, без ударения! Что делаем в таких случаях? - А теперь сравним ваши ответы с правилом в учебнике – стр. 131. Прочтите про себя. Вывод? Прочитаем вслух. -Подумайте над значением суффикса. -Исследуйте слово злость. Что заметили? Может ли это слово быть проверочным при написании слов с суффиксом – ость? - Но это слово не однокоренное? ( Мы проверяем букву в суффике, значит нам надо подобрать слово с таким же суффиксом, чтобы ударение падало на этот звук). -Какое открытие сделали? -Сейчас будете работать в группах. -Вспомните правила работы в группе. |  Корень Суффикс Окончание Ученики правильно расставляют цифры алгоритма.  Подбирают проверочные слова. Читают правило в учебнике. (Качество человека или его состояние). Делают вывод, открытие: да, в этом слове не надо проверять гласную. Ударение падает на звук о! Задания в группах, помощь, контроль. 1 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист- строи _____ плот ______ арт _______ учи ______ двор ______ машин ____ Вспомните, какое значение имеют эти суффиксы. 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - …
Вспомните, какое значение имеют эти суффиксы. 3группа Задание. С .74-75 рт упражнение 1. Вспомните, какое значение имеет этот суффикс. 4группа Задание. Составьте предложения с суффиксами –ищ, -ущ. Вспомните, какое значение имеют суффиксы –ущ, -ищ-. | Регулятивные: планирование. Познавательные: моделирование; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: Представлять информацию в виде таблицы, выявлять особенности, характеристики объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: Оцениватьучебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей,прогнозировать предстоящую работу (составлять план). .Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом таблицы. Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме,умение работать в паре, в группе, в коллективе. Познавательные: развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов, представлять информацию в виде ТК. Обобщать и классифицировать по признакам. |
Приём «Синквейн» (итоги) 3. Рефлексия Приём «Кластер» (Фронт. работа) | Синквейн – это своеобразное стихотворение, миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Синквейн 1 строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). 2 строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных). 3 строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола). 4 строка- что автор думает ( фраза из четырех слов). 5 строка – новое звучание темы (синоним – имя существительное в начальной форме). -Отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока. По ходу составляем кластер. (ключевое слово в центре) -Что такое суффикс? -Для чего служит? -С каким суффиксом познакомились? -Какое значение он имеет? -Где находится? - Как он пишется в ударном и безударном положении?  - С помощью, каких частей слова образуются новые слова? - Для чего служит окончание? - Для чего служит корень? - Может ли быть слово без корня? -Как найти в слове суффикс? -Что будет, если… Речь станет беднее. Какую роль играют суффиксы в русском языке? (обогащают, уточняют). -Наш урок подходит к концу. Подведём итог. -Какую цель ставили? Достигли? -Оцените свою работу на уроке, работу группы. -Поделитесь впечатлениями от урока. Радость у всех. -Почему всем радостно? Спасибо за урок! Вы молодцы! | Суффикс Качественный, новый. Служит, образует, обогащает. С суффиксом речь богатая. Строитель.
Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
Называют признаки суффикса.
 | Регулятивные : Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |