Конспект урока технологии в 9 классе по теме «Выбор профессии».
Тема урока: «Выбор профессии».
Цель: обоснованный выбор профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
- обучение понимания сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах;
- формирование умения выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка;
- развитие навыков самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру;
- расширение знаний о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Тип урока: освоение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: эвристический, беседа, дискуссия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
I.Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
II.Оcновная часть.
Вводное слово учителя.
У всех у вас растут года,
Будет вам 17.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?
Профессия – это род трудовой деятельности человека, требующий специальных знаний, умений и навыков в различных серах деятельности человека. Каждый человек в своей жизни делает главный выбор, от которого во многом зависит, как в дальнейшем складывается его жизнь. Это выбор профессии. В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.
Проверка домашнего задания. Вашим домашним заданием было, объединившись в группы, написать известные вам профессии (проверка задания). Ответы обучающихся.
Учитель: Мы с вами выяснили, что профессий великое множество.
В древности проблемы выбора профессии у людей не существовало: всё, что нужно было для нормальной жизнедеятельности племени, общины, семьи, производилось самостоятельно. Позже, когда возникло разделение труда, ребёнок, вырастая, наследовал дело своих родителей: крестьяне обучали детей земледелию и скотоводству, ремесленники - своему ремеслу.
Сейчас многое изменилось. Ушли в прошлое профессии прачки и ткача, извозчика и телефониста, появились менеджеры, маркетологи и дизайнеры. Есть группа профессий, которые продолжают свою историю, несколько изменив характер и орудия труда: врачи, учителя, юристы. На ваш взгляд – с чем это связано?
Ответы учащихся: научно-технический прогресс.
Учитель:
Да, именно развитие науки и техники порождает потребности в новых профессиях, оставляя в прошлом отжившие своё профессии. В настоящее время социологи насчитывают более 40 тысяч профессий, необходимых в современном мире.
Как сориентироваться в этом огромном списке, выбрать профессию по душе и, получив её, быть востребованным специалистом на рынке труда? Начинаем искать ответы на эти вопросы.
Представьте себе, что именно сегодня перед вами встала проблема выбора профессии. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать нужное направление? Надеюсь, что к концу урока мы сможем их сформулировать.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в колледжах, ВУЗах) очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Понятийный словарь.
Прежде всего, необходимо четко различать понятия «профессия» и «специальность». Так что же такое профессия?
Ответы обучающихся: «Профессия» – это род трудовой деятельности человека, требующий специальных знаний, умений и навыков в различных серах деятельности человека.
«Специальность» – это более узкая область, обозначающая то, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.
Учитель: Например, профессия – врач. Специальность - хирург, терапевт, стоматолог. Приведите свои примеры. Ответы обучающихся.
Учитель: Узнаем о психологических типах профессий.
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
Сегодня на уроке мы попробуем определить направление, в котором вам стоит искать свою будущую профессию. Существует большое количество классификаций. Вот самая действенная и работоспособная из них предложена академиком Е.А. Климовым. По ней все профессии делятся по разным характеристикам. Одна из них – предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
Рассмотрим поподробнее.
- к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
- тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
- тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
- к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
- к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний животных (ветеринар).
На предыдущем уроке вы выполняли тест, определяющий ваш тип профессии. Познакомьтесь с результатами.
Работа в тетрадях.
Учитель: Запишем в тетради «Правила выбора профессии».
1.Рассмотреть как можно больше профессий.
2.Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку).
3.Найти информацию о том, какие профессии востребованы на рынке труда.
4.Выбрать наиболее привлекательную для себя профессию.
5.Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.
6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами и квалифицированными специалистами.
7.Быть настойчивым в стремлении овладеть выбранной профессией в совершенстве.
Учитель: Часто выбор профессии происходит на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской настойчивости. А теперь подумайте и назовите, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (Ответы обучающихся).
Классификация распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии.
2. Незнание самого себя.
3. Незнание мира профессий.
Первичное закрепление.
Учитель: Чтобы не допустить ошибок при выборе профессии, давайте повторим правила выбора профессии. (Ответы обучающихся).
Игровая разминка.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру “Угадай профессию”.
Вы получаете карточки с указанной профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий: плотник, жонглер, штукатур, швея, художник.
Учитель: я предлагаю вам разбиться на группы. Сейчас вы стали жителями воображаемых городов. Придумайте название своему городу. (Ответы обучающихся). Учитель записывает на доске.
Вы настолько любите свой город и своих земляков, что хотите быть полезными именно у себя дома. В любом городе нужны специалисты в разных областях. У вас есть возможность выбора профессии. Сейчас вы получаете первое задание: все жители города выбирают себе 1 профессию, которую он планирует получить в будущем и записывает её на бумаге.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на верхней части доски под названиями городов.
Чем вы руководствовались в ЭТОМ выборе? (Ответы обучающихся: нашими желаниями) Учитель: то есть ХОЧУ (Это слово пишет учитель справа от списков профессий).
Итак, перед вами – список тех профессий, которые бы вы ХОТЕЛИ получить, для того, чтобы в будущем заниматься любимым делом. Итак, получен первый вопрос, который нужно задать себе в начале поиска.
В нашем районе: перечисление профессий. Достаточно ли этих профессионалов, чтобы жизнь в городе была полноценной? Представьте себе, что в городе уже есть перечисление профессий, но появляются ещё люди, имеющие такие же профессии. Будут ли они востребованы, как специалисты? (Ответы обучающихся)
Учитель: Значит, одного ХОЧУ при выборе профессии мало? Нужно спросить себя о нужности профессии? (Ответы обучающихся).
Надо - учитель записывает на доску справа от профессий, ниже слова «ХОЧУ».
Учитель: у вас на столах - списки профессий, которые актуальны для нашего края. Изучите их и выделите те профессии, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности виртуальных городов.
Условие: этих профессий должно быть столько, сколько человек в настоящее время живёт в вашем городе. Напишите их на бумаге – они появятся на доске.
Работа в группах. Листочки вывешиваются учителем на средней части доски под названиями городов.
Составьте список требований (характеристику) к будущему специалисту. Какими чертами характера, знаниями, умениями, способностями, физическими и психологическими данными должен обладать будущий специалист.
Работа в группах.
Теперь я предлагаю выбрать одного горожанина, который получит одну из выбранных сейчас вами профессий (горожане «назначают» соискателей профессий в каждом городе).
Почему именно этот человек, а не кто-то другой? (Ответы обучающихся).
Значит, НУЖНУЮ всем горожанам работу, НЕ МОЖЕТ выполнять каждый ЖЕЛАЮЩИЙ? Вот мы и подошли к третьему вопросу, который необходимо задать себе, выбирая будущую профессию.
МОГУ учитель записывает на доску справа от профессий, ниже таблички «НАДО»
Выберите из предложенных вам списков профессию, которую бы вы смогли выполнять (по одной для каждого горожанина) - выбирать всем вместе.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на средней части доски под названиями городов
Итак, мы составили список вопросов, которые необходимо себе задать, выбирая профессию. ХОЧУ – НАДО - МОГУ - вот простая формула, которая поможет вам в выборе профессии. Предлагаю проверить её работоспособность: попробуем убрать из формулы одно из слов. Насколько может измениться ситуация, если мы попробуем обойтись без какой-то составляющей?
Учитель: убирает по очереди любой из трёх вопросов и рассуждает вместе с учащимися
Часто бывает, что человек выбирает для своего будущего несколько профессий и не может решить, какой же путь выбрать. В этом случае на помощь могут прийти родители, учителя, специалисты, работающие в профессии, которую вы выбираете или уже выбрали.
Учитель: Если соблюдать формулу выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то вы сделаете для себя правильный выбор профессии, которая:
Интересна и привлекательна «ХОЧУ».
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, больше зарабатывать.
Доступна и посильна «МОГУ».
Это возможности человека, ваши способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах вы менее успешны, быстрее устаёте, начинаете нервничать, злиться, теряться, а в других – за вами не угонишься, занимаетесь с удовольствием и не устаёте. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда «НАДО».
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Рефлексия.
Учитель: Повторите правила выбора профессии. (Ответы обучающихся).
Учитель: По какой формуле будем выбирать профессию? (Ответы обучающихся).
Учитель: Важна ли информация, которую вы сегодня узнали, для вашей будущей жизни? (Ответы обучающихся). Заставила ли она задуматься о выборе профессии? (Ответы обучающихся). Нашли в списке актуальных профессий какую – либо для себя?
Домашнее задание.
Составить для себя план выбора профессии в соответствии с правилами и формулой.