СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Загрязнение воды"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Загрязнение воды"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА: «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ»

ДИСЦИПЛИНА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»






Автор: преподаватель химии, биологии,

экологических основ природопользования

Черкашина Наталья Олеговна




















Феодосия

2020


Введение

Методическая разработка урока «Загрязнение воды» посвященному Всемирному дню охраны водных ресурсов, а так же Всемирному Дню Земли.

Использование методической разработки урока «Загрязнение воды» целесообразно при изучении раздела «Глобальные экологические проблемы», дисциплины «Экологические основы природопользования», для подготовки студентов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

Выбор методической разработки «Загрязнение воды» осуществлялся с учетом следующих критериев:

1.Актуальность

В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН четко признала право человека на воду и санитарию. Каждый имеет право на достаточное, непрерывное, безопасное, физически доступное водоснабжение. Ежегодно около 2000000 человек в мире умирают вследствие использования небезопасной воды. Необходимо отметить, следующий факт, что наибольшую опасность вода – представляет собой, когда попадает в организм человека, чаще всего - это происходит при употреблении некачественной воды - через пищевые продукты. Студенты, проходящие обучение по профессии «Повар, кондитер» должны знать об основных правилах безопасного водопотребления, - ведь именно эта категория граждан отвечает за «пищевую» безопасность населения наравне с производителями пищевых продуктов. Используя в своей профессиональной деятельности знания основных органолептических показателей качества воды, повар сможет правильно оценить качество исходной воды и тем самым предотвратить последующий вред здоровью населения, особую важность это приобретает в случае чрезвычайной ситуации. Загрязнение водных ресурсов- одна из наиболее важных проблем современности. Ежегодно мировое сообщество принимает меры, направленные на сокращение сбросов в окружающую природную среду. И сегодня, каждый житель планеты, может внести свой вклад в снижение антропогенной нагрузки на водные ресурсы мира. Стоит отметить, что повара, кондитеры не являются исключение из этого правила. Бесконтрольное использование моющих средств в местах общественного питания – является причиной эвтрофикации водоемов, а их основной компонент - СПАВ, который признан лидерам по количеству загрязнения окружающей среды, «делает» воду непригодной для последующего использования в питьевых целях. Особое внимание следует так же уделить биологическому загрязнению воды, ведь именно вода является «переносчиком» таких заболеваний как дизентерия, полиомиелит, гепатит и др. Очень важно донести информацию до студентов о необходимости прохождения вакцинации, учитывая , тот факт, что на территории Российской Федерации отмечены вспышки кори, полиомиелита, гепатита А. (В Республике Крым в 1999 г в г. Старый Крым произошло массовое заряжение школьников вирусным гепатитом типа А, причиной стала некачественная питьевая вода, а так же отсутствие вакцинации). Каждый человек несет ответственность за состояние окружающей среды, и в частности за водные ресурсы, ведь даже самый гениальный «поварской» шедевр может испортить некачественная вода. А без воды и пищи человечество обречено.

2. Практическая значимость

Предложенная методическая разработка урока может быть применена в профессиональной деятельности преподавателей СПО по дисциплинам «Естествознание», «Химия»*, «Экология»*, «Экологические основы природопользования» а так же учителей общеобразовательных школ по аналогичным дисциплинам*.

3.Перспектитвность

Внедрение в практику обучения основ компетентностного подхода и информационно -коммуникационных технологий, дает возможность решить проблему, связанную с неумением студентов использовать полученные в ходе урока теоретические знания в бытовой и профессиональной деятельности.

Предложенный урок построен таким образом, что студенты сами выводят тему урока и основные цели урока.

Ожидаемые результаты:

1. Осознание студентами практических знаний по теме «Загрязнение воды»;

2. Развитие познавательных способностей у студентов для последующего самостоятельного изучения поставленной проблемы;

3.Формирование осмысленного подхода при использовании моющих и чистящих средств, оценки качества воды ;

4. Воспитание умения самооценки, целеустремлённости, активности, инициативности;

5. Повышение уровня экологической культуры.






















Аналитическая часть

Новые времена ставят новые задачи. На протяжении большого отрезка времени тема загрязнения окружающей среды, к которой в свою очередь, относится загрязнение воды, изучалась поверхностно и без учета химической и физической составляющих. При изучении географии особое внимание уделялось цифрам и фактам «где, когда и сколько», при изучении биологии внимание уделялось исключительно изучению экологических систем водоемов, с появление в учебных планах студентов СПО дисциплины «Экология», казалось что ситуация улучшиться, но как «показал» опыт о «загрязнение воды» можно говорить - только овладев знаниями в области химии, физики, биологии, географии.

Особую важность приобретает изучение основных показателей качества воды, её органолептических характеристик, ведь очень многие жители Крыма используют воду из скважин, которая не проходит санитарно- эпидемиологическую обработку. До студентов необходимо донести, что использование такой воды небезопасно тем более для общественного питания.

Особое внимание необходимо уделить экологической безопасности использования водных ресурсов, - ведь проблема последующей утилизации сточных вод остается «острой» для всего населения планеты.

Использование в ходе урока модельных растворов основных загрязнителей воды позволит приобщить студентов к рациональному использованию водных ресурсов, а так же даст возможность повысить уровень экологической культуры.

Студент техникума на сегодняшний день должен не только владеть некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное активно использовать полученные знания и умения в профессиональной и бытовой деятельности, ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.

На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого студенты активно участвовали в процессе обучения, самостоятельно анализировали и оценивали свои знания и умения, находили способы устранения ошибки.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, на уроке необходимо активно чередовать различные виды деятельности. По- этому для проведения занятия был выбран тип урока - комбинированный. Форма урока – беседа с элементами проблемного изложения позволяет создает предпосылки развития профессионально-значимых качеств студентов, например, способности структурировать материал, выделять главное, формировать свою точку зрения, а так же умение её «защитить» перед аудиторией.

В качестве проверки домашнего задания были предложены 10 утверждений по теме «Органолептические показатели качества воды» (Приложение1), студентам было необходимо установить, какие из предложенных выражение являются верными, а какие ложными. Предложенный вид работы позволяет за короткий отрезок времени проверить готовность студентов к уроку, а так же способствует развитию таких качеств как внимательность, сообразительность, критическое мышление, самокритичность, умение себя корректно оценить. Предложенный вид работы в значительной степени укрепляет интерес студентов к дисциплине, так как в свою очередь является «нескучным» в отличие от традиционных тестовых заданий или сообщений у доски. Использование современного оборудования делает процесс проверки домашнего задания ярким и запоминающимся даже для отстающих студентов и студентов со слабой мотивацией.

Для проведения актуализации опорных знаний студентов используется нестандартный подход, - студентам предлагается проанализировать литературное произведение – стихотворение Р. Рождественского «Кромсаем лед…», а так же самостоятельно или с помощью преподавателя «найти» основную проблему, которую пытается донести до слушателя автор стихотворения. Именно тема литературного произведения и будет являтся проблемой урока. В данном случае речь идет о загрязнении окружающей природной среды, в частности водных ресурсов. Студентам предстоит в конце урока ответить на вопросы: « Почему с каждым годом окружающей природы становится все меньше, а окружающей среды все больше?», а самое главное «Как каждый из нас может повлиять на сложившуюся ситуацию?».

При изучении нового материала используется презентационный материал и видеофрагменты. Визуальная форма подачи нового материала является результатом использования дидактического принципа наглядности. Содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого- педагогической науки, форм и методов активного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает её связь с творческими процессами принятия решений. Использование презентации и видеофрагментов способствует формированию у студентов профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Что , в свою очередь, создает предпосылки развития профессионально-значимы качеств, среди которых способность структурировать, выделять главное, квалифицированно работать со схемами и таблицами.

Разноуровневое домашнее задание или дифференцированное домашнее задание способствует устранению перегрузки студентов домашней работой, а так же при этом помогает развить творческие способности обучающихся. Так же необходимо отметить, что при подготовке такого вида задания, где каждый студент сможет выбрать для себя «посильное», способствует созданию ситуации успеха на уроке. А это необходимо для поддержания психологического комфорта на уроке, ведь каждый студент в данной ситуации чувствует себя успешным и уверенным в собственных силах, что не мало важно при работе со слабо мотивированными и отстающим студентами.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС среднего профессионального образования обязательным этапом является рефлексия. Рефлексия - это совместная деятельность студента и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося. На данном уроке предложена рефлексия под названием «Самым трудны и непонятным ….», которая дала возможность осознать студентам содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, а последующий анализ, заполненных студентами, форм позволит преподавателю оценить свою педагогическую профессиональность, а так же скорректировать последующие занятия: сделать их более интересными и безусловно доступными для студентов всех уровней подготовки.


Цели урока:

  • Обучающая:

изучить классификацию загрязнений воды, влияние загрязнителей на организм человека;

  • Развивающая:

развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине и применение полученных знаний в последующей профессиональной деятельности.

  • Воспитательная:

способствовать формированию общей компетенции ОК.07, содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в ЧС.

Задачи урока:

1. Сформировать понятие о загрязнении воды.

2. Составить классификацию загрязнений воды;

3. Выделить основные загрязнители воды, рассмотреть их влияние на состояние здоровья человека.

4. Определить основные пути снижения загрязнения водных ресурсов страны и мира.

Межпредметные связи: география, литература, ОБЖ, история.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, демонстрационные цилиндры, «модельные растворы».









Практическая часть

Ход урока.

1.Организационный момент (3мин).

Приветствие. Проверка посещаемости.,внесение данных в журнал группы. Проверка наличия раздаточного материала, подготовка его к последующим этапам работы.

2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация проводится в форме проверки домашнего задания. (7мин).

Проверка выполнения домашнего задания осуществляется с использованием технологии верно/ложно ( приложение 1 ). Студентам выдаются бланки с 10 выражениями по теме «Органолептические показатели качества воды», а так же цветные карандаши или фломастеры, которые используются для выделения ответов. Студенты должны установить верным или ложным является каждое из представленных выражений. На выполнение задание 5 мин. После истечения времени обучающиеся должны сдать фломастеры или цветные карандаши и согласно приведенным критериям оценивания вывести себе соответствующую оценку. Проверка правильности выполнения задания осуществляется методом самоконтроля, преподаватель выводит правильные ответы на экран и совместно со студентами рассматривает представленные выражения, обращая внимание на допущенные ошибки, параллельно проводя их( ошибок) корректировку.

Для проверки объективности самооценивания студенты сдают бланки преподавателю.

Критерии оценивания:

9-10 правильных ответов - оценка «5»;

7-8 правильных ответов – оценка «4»;

5-6 правильных ответов - оценка «3»;

0-4 правильных ответов - оценка «2»;

4. Мотивация (4 мин)

Преподаватель зачитывает стихотворение Р.Рождественского «Кромсаем лед...»

Кромсаем лед, меняем рек теченье

Твердим о том, что не впроворт!

Но мы еще придём просить прощенье,

У этих гор, барханов и болот,

У самого гигантского заката,

У самого мельчайшего малька,

Сейчас об этом думать не охота,

Сейчас нам не до этого пока,

Аэропорты, станции, вокзалы

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы

Все больше окружающей среды!


Постановка проблемы «Может ли обычный человек снизить загрязнение воды?»

5. Изучение нового материала (15мин).

Для пояснения нового материала преподаватель использует презентационный материал, а так же видео фрагменты для визуализации лекционного материала.

В первую очередь студентам предлагается рассмотреть материал учебника ( «Химия» Г.Е. Рудзитис, 11 класс М: Просвящение). Для этого студенты перечитывают параграф, после чего им необходимо выписать себе в тетрадь определение понятие «загрязнения». Как только студент произвел запись он должен встать. Когда все студенты выполнили задание, преподаватель предлагает им зачитать определение.

Для выполнения следующего этапа студенты используют приложение 3 (таблица для заполнения и последующей вклейки в конспект); материал для внесения в таблицу представлен в презентации ( Приложение 4) . Студенты группы получили опережающее задание, необходимо подготовить сообщения по темам «СПАВ», «Пестициды», «Нефтепродукты», «Тяжелые металлы», «Вирусы», «Радиоактивные элементы».

6. Закрепление изученного ( 7мин)

Для закрепления изученного студентам предлагается задание на нахождение соответствия между загрязнителями и их классом согласно классификации загрязняющих веществ водной среды. Для выполнения задания студенты используют бланки( Приложение 2). Проверка правильности выполнения задания, осуществляется по средствам работы в парах. По средствам фронтального опроса преподаватель осуществляет проверку правильности выполнения задания. Параллельно проводится обсуждение правильности ответов. Студенты используя критерии оценивания выставляют оценки.

Критерии оценивания

Задания выполняются в тестовой форме:

9-10правильных ответов - оценка «5»;

7-8правильных ответов - оценка «4»;

5-6 правильных ответов - оценка «3»

0-4 правильных ответов - оценка «2».

На выполнение задания 3 мин.

На обсуждение правильности ответов (4мин).

7. Итог занятия(4мин)

Дискуссия на тему: «Основные принципы рационального водопользования».

Студенты формулируют основные правила, как снизить антропогенную нагрузку на водные объекты.



8.Домашнее задание Студенты получают разноуровневое домашнее задания.

Уровень А. Подготовит конспект ( вклеить таблицу), выучить основные определения.

Уровень Б. Подготовить сообщение на тему «Основные классы опасности веществ»

Уровень В Нанести на карту города Феодосия основные источники загрязнения природных вод.


9. Рефлексия(2мин)

Для выполнения задания студентам выдаются бланки, на которых представлены два предложения, которые необходимо продолжить. (Приложение 4).

Задание:

Продолжите предложения : «Сегодня на уроке мне было непонятно...», «Самым сложным для меня оказалось...».

Заполненный формы студенты сдают преподавателю.


Заключение

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, владеть современными технологиями, уметь их применять в профессиональной и бытовой жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь использовать теоретические знания на практике, уметь адекватно себя оценивать, заботиться о состоянии окружающей природной среды .

В процессе реализации материала представленного в методической разработке подтвердились следующие результаты: осознание студентами практической значимости знаний по теме «Загрязнение воды ». Были созданы условия для формирования и развития познавательных способностей у студентов, а также для дальнейшего самостоятельного усовершенствования знаний по теме. При изучении темы по данной проблеме осуществлялось развитие логического мышления и творческих способностей студентов, воспитание гражданской позиции и экологической культуры, ответственности, самостоятельности и самокритичности при выполнении заданий.












Список литературы


1.Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

2.Российский образовательный портал www.edu.ru

3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

5. Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для вузов / Г. М. Чернобельская. – М. Владос, 2000. – 335 с.

6. Методика преподавания химии», Н.Е. Кузнецова, М., Про­свещение, 1984

7. Макареня А.А., Обухов В.Н. «Методология химии» М., Просвещение, 1985.

8. Зайцев, О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов / О. С. Зайцев. – М. Владос, 1999. – 383 с.

9.Программы для общеобразовательных учреждений Химия. 8 - 11 кл. / Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. – Изд. 2-е., доп. – М. Дрофа, 2001. – 288 с.

10.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дата _____________ Группа ________ ФИО________________________


ЗАДАНИЕ 1

«ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ»

Задание: установите верность или ложность утверждений (+/-) и занесите данные в таблицу.

Утверждение

+/-

Балл

1

К органолептическим показателям качества воды относят: мутность, запах, температуру.



2

К органолептическим показателям качества воды относят: цветность, мутность, запах.



3

Мутность - показатель качества воды, обусловленный присутствием в воде нерастворимых и коллоидных веществ органического и неорганического происхождения.



4

Мутность воды измеряется в мг/ кг.



5

Цветность - показатель качества воды, обусловленный присутствием в воде гуминовых и фульвокислот.



6

Цветность воды измеряется в сантиметрах платиново- кобальтовой шкалы.



7

Запах воды определяется водородным показателем.



8

По характеру запахи делят на - искусственного и промышленного происхождения.



9

По характеру запахи делят на: естественного и искусственного происхождения.



10

При значительном превышении органолептических показателей воду можно использовать в качестве питьевой.



Общая сумма баллов


Критерии оценивания: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

9-10 баллов – «5»;

7-8 баллов - «4»;

5-6 баллов - «3»;

0-4 балла - «2». ОЦЕНКА __________________




ПРИЛОЖЕНИЕ2

Дата _____________ Группа ________ ФИО________________________


ЗАДАНИЕ 2

«ОСНОВНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ ВОДЫ»

Задание: установите соответствие между загрязнением и его классом.

__________________

Класс загрязнения


Наименование загрязнения

Балл

ФИЗИЧЕСКОЕ

Дельтерий


Соли железа


Гранулы полипропилена


БИОЛОГИЧЕСКОЕ

Кишечная палочка


Антибиотики


СПАВ


ХИМИЧЕСКОЕ

Тритий


Ксилол


Аммиачная селитра


Песок



Критерии оценивания: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

9-10 баллов – «5»;

7-8 баллов - «4»;

5-6 баллов - «3»;

0-4 балла - «2».

ОЦЕНКА


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Дата _____________ Группа ________ ФИО________________________


«ОСНОВНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ ВОДЫ»

Загрязнитель

Класс

Влияние на человека





























ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Дата _____________ Группа ________ ФИО________________________


Сегодня на уроке мне было непонятно_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым сложным для меня оказалось __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Дата _____________ Группа ________ ФИО________________________




























ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Уровень А Оформить конспект, выучить основные определения.

  • Уровень Б Подготовить сообщение на тему «Основные классы опасности веществ»

  • Уровень В Нанести на карту города Феодосия основные источники загрязнения природных вод.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!