Тема: Жизнь леса. Природное сообщество лес.
Цель урока:
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;
- выделять экологические связи в лесу;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;
Ход урока
Организационный момент.
Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
И прочитаем строчки (хором)
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)
-Что такое почва?
-Что считают основным свойством почвы?
- Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?
- Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?
- Что необходимо делать для защиты почвы?
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Лес называют природным сообществом.
Как вы это понимаете?
Что такое сообщество?
На какое слово оно похоже? (На слово «общество».)
- Какая задача у нас сегодня на уроке?
-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
IV. Открытие нового знания
-Что такое лес? (ответы детей)
А чтобы лучше понять, что такое лес Мамеджанова Фатиме расскажет нам сказку о художнике, который решил нарисовать лес.
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
(Показ картины «Лес».)
Ученые называют лес природным сообществом.
Как вы думаете, почему?
Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом.
Каждый этаж имеет свое название.
А какие этажи встречаются в лесу вы узнаете из видео которое, я вам сейчас покажу? Будьте внимательны.
-Ребята вам понравилось видео, а давайте сейчас с вами играем в игру.
У вас на столе есть распечатанные растения, но эти растения заблудились, а мы им поможем найти свой этаж в лесу.
Дети играют в игру.
Ребята, а какой мы с вами сделаем вывод из проделанной работы?
Деревья | Кустарники | Травы |
| Малина Смородина Калина Шиповник | Костяника Кислица Ландыши Иван-чай |
V. Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (Музыка)
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.
VI. Работа по новой теме
Работа по учебнику с.166-167 (рассмотри картинки)
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
- Вспомните, что такое цепи питания? (Это взаимосвязь представителей экосистемы).
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.
( Работа в парах)
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. Об экологических связях в лесу нам расскажет Амитова Сафие.
Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это?
Отгадайте:
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке. (Грибы)
Ответьте на вопрос «Нужны ли лесу грибы?», ответ на этот вопрос найдете в учебнике с 164.
Ребята, а зачем грибы лесу?
Они важны для леса?
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы).
Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру:
Игра «Съедобные и несъедобные грибы».
Ребята как вы думаете, лес имеет значение для человека?
Какое значение для человека имеет лес, нам расскажет Мамеджанова Фатиме.
Закрой глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?
Это лесная подстилка.
А что такое лесная подстилка? На этот вопрос ответ вы найдете в нашем учебнике.
Лесная подстилка чтения текста с. 165.
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Ребята, а человек как то влияет на лес? Всегда ли он хорошо влияет на лес? Об этом нам расскажет Бандура Ирина.
А нужно ли лес охранять? Об этом нам расскажет Фетляева Нияра.
Какой вывод сделаем?
- Давайте с вами вспомним о том, как нужно вести себя в лесу. Сформулируйте мне несколько правил.
VII. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
Домашние задание
с.164 - 169, прочитать отвечать на вопросы.
VIII. Рефлексия
-Ребята, о чем говорили на уроке?
- Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-Довольны ли вы своей работай, работай своих товарищей, моей работай?
-Кто был самый активный? (кому вы поставите 5).
-Кто был менее активный ( кому вы поставите 4).
-Какое у вас настроение?
8