СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Жизнь леса. Природное сообщество лес. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Жизнь леса. Природное сообщество лес. 4 класс»



Тема: Жизнь леса. Природное сообщество лес.

Цель урока:

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;

- выделять экологические связи в лесу;

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;



Ход урока


  1. Организационный момент.

  • Давайте поприветствуем друг друга ладошками.

  • И прочитаем строчки (хором)

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.









  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)

-Что такое почва?

-Что считают основным свойством почвы?

- Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?

- Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?

- Что необходимо делать для защиты почвы?



















III. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку.

Весной веселит,

летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

осенью умирает,

Весной опять оживает? (Лес)

















- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)

Лес называют природным сообществом.

Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

На какое слово оно похоже? (На слово «общество».)

- Какая задача у нас сегодня на уроке?

-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?

IV. Открытие нового знания

-Что такое лес? (ответы детей)

А чтобы лучше понять, что такое лес Мамеджанова Фатиме расскажет нам сказку о художнике, который решил нарисовать лес.

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

(Показ картины «Лес».)

Ученые называют лес природным сообществом.

Как вы думаете, почему?

Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом.

Каждый этаж имеет свое название.

А какие этажи встречаются в лесу вы узнаете из видео которое, я вам сейчас покажу? Будьте внимательны.

-Ребята вам понравилось видео, а давайте сейчас с вами играем в игру.

У вас на столе есть распечатанные растения, но эти растения заблудились, а мы им поможем найти свой этаж в лесу.

Дети играют в игру.

Ребята, а какой мы с вами сделаем вывод из проделанной работы?

Деревья

Кустарники

Травы

  • Ели

  • Сосны

  • Березы

  • Осины


  • Малина

  • Смородина

  • Калина

  • Шиповник


  • Костяника

  • Кислица

  • Ландыши

  • Иван-чай



V. Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (Музыка)

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.

VI. Работа по новой теме

Работа по учебнику с.166-167 (рассмотри картинки)

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

- Вспомните, что такое цепи питания? (Это взаимосвязь представителей экосистемы).

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.

( Работа в парах)







Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. Об экологических связях в лесу нам расскажет Амитова Сафие.

Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это?

Отгадайте:

Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке. (Грибы)

Ответьте на вопрос «Нужны ли лесу грибы?», ответ на этот вопрос найдете в учебнике с 164.

Ребята, а зачем грибы лесу?

Они важны для леса?

- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.

- Грибами питаются и лечатся животные.

- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы).

Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру:

Игра «Съедобные и несъедобные грибы».

Ребята как вы думаете, лес имеет значение для человека?

Какое значение для человека имеет лес, нам расскажет Мамеджанова Фатиме.

Закрой глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

Это лесная подстилка.

А что такое лесная подстилка? На этот вопрос ответ вы найдете в нашем учебнике.

Лесная подстилка чтения текста с. 165.

Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.

Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Ребята, а человек как то влияет на лес? Всегда ли он хорошо влияет на лес? Об этом нам расскажет Бандура Ирина.

А нужно ли лес охранять? Об этом нам расскажет Фетляева Нияра.

Какой вывод сделаем?

- Давайте с вами вспомним о том, как нужно вести себя в лесу. Сформулируйте мне несколько правил.

VII. Итог урока

- Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

Домашние задание

с.164 - 169, прочитать отвечать на вопросы.

VIII. Рефлексия

-Ребята, о чем говорили на уроке?

- Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось?

-Довольны ли вы своей работай, работай своих товарищей, моей работай?

-Кто был самый активный? (кому вы поставите 5).

-Кто был менее активный ( кому вы поставите 4).

-Какое у вас настроение?

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!