Трудовое обучение
Тема: «Выполнение предметено-тематической аппликации «Зима»».
Цели:
- учить детей изготавливать аппликацию «Зима», закреплять раннее изученный материал по теме, учить придерживаться плана выполнения практического задания: формировать умение планировать ближайшую операцию и выполнять её, опираясь на предметно – операционный план, правильно оценивать качество готовой работы, закреплять умения резания по кривой линии, представления детей о шаре и круге;
-развивать мелкую моторику,умение ориентироваться в задании, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку,прививать навыки самостоятельности,корригировать аналитико-синтетическую деятельность;
-воспитывать аккуратность, трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование:цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш, ластик, шаблон(круг).
Салфетки для вытирания рук; заготовка «Объёмная новогодняя гирлянда»; пошаговые детали гирлянды,новогодняя ёлочка (искусственная); объёмные новогодние игрушки из цветной бумаги для подарка.
Ход занятия
Организация класса.
Мы – дружные?
Мы – умные?
Мы – внимательные?
Мы - старательные?
В четвертом классе учимся?
Всё у нас получится?
II.Введение в тему.
- Ребята, сегодня я получила письмо с заданием, а от кого отгадайте загадкуЗапорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Кто из вас любит это время года и за что? ( Можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки.)
- А теперь закройте глазки и попробуйте угадать, кто к нам идет. (Запись шагов по снегу)
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому, что быстро тает (Снеговик).
- Снеговик очень хочет, чтобы вы его поселили в снежном лесу.
III.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем делать аппликацию «Зима».
iV.Основная часть.
1. Загадки.
Зима – замечательное время года. Зима приносит нам много подарков. Отгадайте каких.
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (Снегопад).
Детки сели на карниз
И растут все вниз и вниз. (Сосульки.)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед.)
Не снег и не лед,
А серебром все деревья уберет. (Иней.)
Художник-невидимка
По городу идёт:
Всем щёки нарумянит,
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (Мороз)
2. Беседа по теме.
- Всё это на своих картинах изображали русские художники
-Ребята, посмотрите, как увидел и изобразил зиму художник И. Шишкин (показ репродукции картины И. Шишкина «Зима», Виктор Васнецов «Зимний сон», Иван Вельц «Иней»).
-Что изображено на картинах? Зима, лес, кругом снег.
-Что вы можете сказать про снег? Какой он? Белый, серебристый, холодный, пушистый.
Посмотрите, как снег укрыл всю землю и деревья, как он искрится, красиво блестит на солнышке. Давайте и мы с вами попробуем сделать аппликацию «Зима».
-Что такое аппликация?
Аппликация (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
В аппликационных сюжетах, как и в большинстве изделий декоративного искусства, цветовые решения чаще бывают однотонными, условными, стилизованными. От сочетания цветов зависит выразительность аппликации. Контрастный цвет выделяет основу сюжета аппликации, подчёркивает ритмичность композиции. Яркие и тёплые цвета вызывают радостное настроение, а темные - грусть.
V.Анализ образца.
1. Подготовка материала.
-Для того, чтобы работать успешно, давайте проверим всё ли у нас готово к работе.
-Из каких материалов сделана аппликация?
- что нам потребуется для изготовления аппликации? (Цветной картон голубого или серого цвета, салфетки с изображением снеговика и зимнего леса, белые салфетки, простой карандаш, корректор, клей карандаш)
-С помощью чего мы будем соединять детали между собой? (с помощью клея)
-Куда можно повесить такую картину?
2. Показ выполнения работы.
- Берем салфетку с изображением снеговика и вырезаем снеговика вместе с зимним лесом.
- Приклеиваем снеговика на картон.
- Берем белую салфетку и разрезаем ее на полоски, толщиной примерно 2 см.
- Простым карандашом намечаем на картоне, сугробы и дерево.
- Из получившихся полосок скручиваем жгутики.
- По нарисованным линиям промазываем клеем и приклеиваем жгутики (сначала сугробы, а потом дерево).
- Теперь в промежутках между ветками промазываем клеем и приклеиваем салфетку. Лишнее удаляем, аккуратно обрываем по краю.
- Теперь делаем сугробы, намазываем клеем промежутки между жгутиками и приклеиваем салфетку. Лишнее удаляем.
- Теперь по желанию можно приклеить луну, нарисовать корректором снежинки.
- Наша работа готова.
Физкультминутка
Вышли мы на улицу, (Маршируют)
Снегу намело! (Руки вверх и в стороны)
Вот лопаты мы возьмём, (Работают лопатами)
Да и снег весь разгребём. (Работают лопатами)
Протопаем дорожку (Топают ногами)
К самому порожку, (Топают ногами)
Слепим круглые снежки (Лепят снежки)
И огромные комки, (Показывают большой ком)
Мы построим снежный дом, (Маршируют)
Дружно жить мы будем в нём. (Хлопают)
Пальчиковая гимнастика «Снежки».
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошках.
Дружно ими побросались –
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить –
Лес заснеженный «лепить».
VI. Практическая работа.
1. Технологическая карта.
- Давайте еще раз вспомним, что мы должны делать по порядку.
1. Вырезаем из салфетки снеговика и приклеиваем на картон.
2. Разрезаем белую салфетку на полоски, толщиной 2 см.
3. Простым карандашом прорисовываем сугробы и дерево.
4. Вырезанные салфетки скручиваем в жгутики и приклеиваем по рисунку (Сугробы, дерево)
5. Промазываем клеем между ветками дерева и приклеиваем салфетку, лишнее удаляем, аккуратно обрываем.
6. Проклеиваем сугробы между жгутиками, лишнее удаляем.
7. По желанию украшаем картину: приклеиваем луну, рисуем корректором снежинки.
- А теперь давайте и мы с вами попробуем сделать аппликуцию.
2. Но прежде, чем приступить к работе вспомним инструктаж по ТБ при работе с ножницами.
- Работай только на своем рабочем месте.
-Ножницы клади кольцами к себе.
-Подавай ножницы кольцами вперёд.
-Не играй ножницами, не подноси близко к лицу.
-Во время работы следи за движением лезвий.
3. Самостоятельная работа.
Дети приступают работать под музыку.
(во время практической деятельности учитель следит за соблюдением последовательности выполнения работы и оказывает необходимую помощь)
Каждый ученик выполняет задание по инструкции и показывает учителю.
Оказание индивидуальной помощи по необходимости.
Белякова Мария – наклеивание вырезанных фигур.
VII. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Из чего мы делали аппликацию?
- Что для вас было сложным?
Выставка поделок. Оценивание.
Ребята, сейчас мы устроим выставку работ.
- Какие красивые картины зимнего леса у нас получились, какая картина вам больше всего понравилась?
-А какая работа самая аккуратная?
На этом наш урок окончен. До свидания.