Образовательное учреждение
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Школа-интернат № 39» город Нижний Новгород
Автор: Давлетбаева Татьяна Викторовна
учитель математики, высшей квалификационной категории.
Предмет: элементы экономических знаний.
Класс: одиннадцатый.
Тема: «Заработная плата и ее факторы».
Учебно–методическое обеспечение: авторская парциальная про-
грамма «Элементы экономических знаний» для учащихся 10-11 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Дано экспертное заключение № 29 Нижегородским институтом развития образования от 20 апреля 2005 года.
Время реализации занятия: 40 минут.
Необходимое оборудование: мультимедиапроектор, презентацион-
ный экран, компьютер, персональные компьютеры для учащихся.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация 1t.ppt из 12слайдов ( среда: Windos XP, редактор POWER POINT ).
Тип урока: комбинированный.
Урок по элементам экономических знаний в 11 классе по теме:
«Заработная плата и ее факторы»
( с применением компьютерных технологий)
Цель урока: выявить факторы, формирующие размер заработной
платы.
Образовательные задачи урока :
- повторить изученный ранее материал (заработная плата, виды за-
работной платы);
- показать различия в форме оплаты труда в зависимости от вида
работы;
- закрепить вычислительные навыки:на условных примерах рассчи- тать размер повременной и сдельной заработной платы;
- совершенствовать навыки построения диаграмм в программе Exel.
- формировать информационную культуру, уметь осуществлять
обработку информации.
Коррекционно-развивающие задачи урока:
- создание условий для познавательной активности учащихся, поз –
навательного интереса к предмету;
- развитие коммуникативных способностей;
- учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать
выводы;
-формирование умений принимать оптимальное решение и предла-
гать варианты решения в сложной ситуации.
Воспитательные задачи урока:
- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфорт –
ной жизни в условиях информационного общества;
- формирование адекватной самооценки у учащихся.
План урока
Организационный момент.
Актуализация имеющихся знаний.
Сообщение темы урока.
Задача о сдельной оплате труда.
Задача о повременной оплате труда.
Составление задачи на оплату труда по окладу.
Систематизация знаний учащихся.
Построение диаграммы на компьютере учениками с дальней-
шим анализированием данных.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание.
11.Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, в этом году вы заканчиваете школу. Вам необходимо
выбрать профессию. Это один из самых трудных жизненных
вопросов. От правильного его решения зависит очень многое.
Какой бы выбор вы не сделали, но в одном желании вы будете одинаковы – получить за свой труд хорошую заработную пла-
ту.
Актуализация имеющихся знаний.
- Что такое заработная плата? (учащиеся предлагают варианты)
Слайд № 2. Из предложенных вариантов ответов выберите
Заработная плата - это
верный ответ и автофигуру с данным определением выделите с помощью заливки.
обязательные платежи граждан в казну государства
сумма денег, которую получает работник от нанимателя
за выполнение своих обязанностей:
- в стандартных условиях;
-в стандартном объеме и со стандартным качеством
сумма денег, переданная владельцем на временное хранение в банк
бумажные деньги и разменная монета
После работы учащихся появляется верный ответ. Слайд № 3.
( Заработная плата – это та сумма денег, которую получает работник от нанимателя
- в стандартных условиях;
- в стандартном объеме и со стандартным качеством).
- Какие существуют гарантии выплаты заработной платы?
( заработная плата гарантируется работнику, если он полностью выполняет закреплен-
ные за ним обязанности по договору о найме)
- За что платят заработную плату?
( за то, что человек в течение определенного времени работал, выполнял свои трудо-
вые обязанности)
( учитель акцентирует на том, что заработную плату выплачива –
ют за результат работы)
- Назовите виды заработной платы.
( после ответа появляется слайд № 4)
Для разных профессий используется разная форма оплаты труда.
- Определите вид заработной платы в зависимости от профессии.
Слайд № 5.У автофигуры с названием профессии, которая у вас будет вызывать сомнения, измените цвет.
Сдельная оплата Профессии Повременная оплата
швея
токарь
парикмахер
охранник
столяр
учитель
кассир
штукатур-маляр
дворник
грузчик
врач
директор школы
-Какой вид заработной платы будет у дворника, кассира, грузчика,
директора школы ?
( в случае, когда трудно и нерационально точно подсчитать время трудовой деятель-
ности работника – для него устанавливается денежное вознаграждение за месяц .
Такую оплату называют окладом.)
Сгруппируйте данные профессии и дайте им название по оплате
труда. Проверяют себя учащиеся по слайду № 6.
- Назовите профессии, где нельзя платить сдельную зарплату?
- Почему врачу нельзя платить сдельную оплату труда?
3. Сообщение темы урока.
Каждый труд имеет свою цену – зарплату.
Тема нашего урока: «Заработная плата и ее факторы».
Сегодня на уроке мы с вами должны найти ответ на вопрос:
- От чего зависит уровень оплаты труда? Слайд № 7.
Учитель предлагает учащимся решить задачу. Слайд № 8.
Задача о сдельной оплате труда.
Задача № 1. За один день швея сшила 14 пододеяльников, а
выпускница училища 7 пододеяльников. Оплата работы за
один пододеяльник 50 рублей. На сколько рублей больше по-
лучила швея, чем выпускница училища?
( Решение задачи учащиеся выполняют на компьютере. В гото-
вом ответе оставляют верный вариант.)
Задача № 1.
Швея - 14 п. 1п. – 50р.
Выпускница- 7 п. 1п. – 50р.
На сколько рублей больше получила швея, чем выпускница училища?
Решение :
Ответ: на 400, 250, 70, 350 рублей больше получила швея, чем выпускница
училища.
После того как учащиеся решили задачу, учитель задает вопросы:
- Как называется такая форма оплаты труда?
- Почему у представителей одной и той же профессии может быть разный уровень оплаты труда?
- Чем отличается работник, который только что закончил учеб-
ное заведение от работника, проработавшего в должности 5 лет?
Вывод: уровень заработной платы зависит от объема выполненной работы и квалификации работника.
Задача о повременной оплате труда. Слайд № 9.
Задача № 2. Папа устроился на работу ночным сторожем в
детский садик. Дежурит он через каждые две ночи. Оплата за
одно дежурство составляет 350 рублей. Сколько рублей полу-
чит папа, если в месяце 30 дней?
После того как учащиеся решили задачу, учитель задает вопросы:
- Как называется данная форма оплаты труда?
- От чего зависит размер заработной платы у папы?
- Назовите аналогичную работу сторожа.
- Можно ли труд сторожа детского сада сравнить с трудом охранника банка?
-Назовите профессии, которые связаны с каким-то риском,
Почему люди этих профессий должны получать повышенную
зарплату?
Вывод: уровень заработной платы зависит от количества отработанного времени, от сложности труда и риском для
здоровья.
Составление задачи на оплату труда по окладу.
- Ребята, какие факторы могут повлиять на заработную плату
работника, если он получает месячный оклад?
(премия, сверхурочная работа, хороший результат труда и т.п.)
- Составьте задачу.
Краткое условие задачи ученик пишет на доске. Слайд № 10. Учащиеся решают задачу и анализируют ее самостоятельно,
Вычисления учитель разрешает выполнить с помощью кальку-
лятора на компьютере.
Систематизация знаний учащихся.
- На какой вопрос мы с вами должны были дать ответ?
- От чего зависит уровень оплаты труда?
После ответов учащихся на экране появляется Слайд № 11.
Построение диаграммы на компьютере учениками с дальнейшим анализированием данных.
-Ребята, как вы думаете, есть ли связь между хорошей учебой
и уровнем заработной платы?
(хорошая учеба расширяет возможности выбора для каждого человека)
- Давайте проверим.
-В условиях рыночной экономики формирование тарифных ставок заработной платы по специальностям, профессиям и должностям является основным элементом дифференциро- вания оплаты труда работников.
Перед вами таблица фирменных тарифных коэффициентов и квалифи-
кационных разрядов по оплате труда рабочих-строителей. Слайд № 12.
Нижний уровень тарифной заработной платы для разрядной системы
составляет 6350 рублей
Квалификационные разряды
Наименование профессий | Коэффициенты по профессиям | 1 0,27 | 2 0,38 | 3 0,52 | 4 0,72 | 5 1,00 | 6 1,38 |
Монтажник санитарно- технических ситем | 1,22 | | | | | | |
Асфальтобетонщик | 1,55 | | | | | | |
Столяр строительный | 1,38 | | | | | | |
Рабочий зеленого строительства | 1,15 | | | | | | |
Грузчик | 0,73 | | | | | | |
Штукатур-маляр | 1,32 | | | | | | |
Отделочник универсал | 1,28 | | | | | | |
Зарплата | Сумма |
Максимальная | |
Минимальная | |
Я хочу зарабатывать | |
Я могу заработать | |
- Кто из рабочих имеет возможность получить максимальную зарплату? Почему? (высокий коэффициент).
- Кто из рабочих получит минимальную зарплату? Почему?
- Ребята, скажите, с помощью чего легче сравнивать числовые
данные? (с помощью диаграммы)
- Какая программа позволяет строить диаграммы? Откройте Excel.
- Напишите название столбцов. Сосчитайте какая зарплата у ас-
фальтобетонщика, который только что начал работать - запишите
результат, затем зарплату грузчика.
- Введите сумму заработной платы какую вы хотите получать.
-Выберите из предложенных профессий ту, по которой вы будете
работать после окончания училища, сосчитайте, результат занесите
в таблицу. Постройте любой вид диаграммы.
Анализирование данных диаграммы:
- Какая заработная плата получилась больше всех?
- Соответствует ли она той, какую вы сможете получать?
- Всегда ли желания совпадают с возможностями?
- Что нужно сделать, чтобы в будущем была достойная зарплата?
(приобретение знаний, навыков и умений необходимо, поскольку
увеличивает возможность иметь в будущем достойные доходы,
больше и лучше удовлетворять свои потребности)
Итоги урока.
10.Домашнее задание.
Продолжить работу с таблицей. Что надо сделать для того,чтобы
уровень заработной платы по твоей профессии приблизился к
максимальной заработной плате?
Рефлексия. Как ты оцениваешь свой выбор?