СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по учебной дисциплине "Элементы экономических знаний". Тема: "Заработная плата и её факторы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по учебной дисциплине "Элементы экономических знаний" (11 класс), разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по учебной дисциплине "Элементы экономических знаний". Тема: "Заработная плата и её факторы".»

Образовательное учреждение

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Школа-интернат № 39» город Нижний Новгород

Автор: Давлетбаева Татьяна Викторовна

учитель математики, высшей квалификационной категории.

Предмет: элементы экономических знаний.

Класс: одиннадцатый.

Тема: «Заработная плата и ее факторы».

Учебно–методическое обеспечение: авторская парциальная про-

грамма «Элементы экономических знаний» для учащихся 10-11 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Дано экспертное заключение № 29 Нижегородским институтом развития образования от 20 апреля 2005 года.

Время реализации занятия: 40 минут.

Необходимое оборудование: мультимедиапроектор, презентацион-

ный экран, компьютер, персональные компьютеры для учащихся.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация 1t.ppt из 12слайдов ( среда: Windos XP, редактор POWER POINT ).

Тип урока: комбинированный.









Урок по элементам экономических знаний в 11 классе по теме:

«Заработная плата и ее факторы»

( с применением компьютерных технологий)

Цель урока: выявить факторы, формирующие размер заработной

платы.

Образовательные задачи урока :

- повторить изученный ранее материал (заработная плата, виды за-

работной платы);

- показать различия в форме оплаты труда в зависимости от вида

работы;

- закрепить вычислительные навыки:на условных примерах рассчи- тать размер повременной и сдельной заработной платы;

- совершенствовать навыки построения диаграмм в программе Exel.

- формировать информационную культуру, уметь осуществлять

обработку информации.

Коррекционно-развивающие задачи урока:

- создание условий для познавательной активности учащихся, поз –

навательного интереса к предмету;

- развитие коммуникативных способностей;

- учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать

выводы;

-формирование умений принимать оптимальное решение и предла-

гать варианты решения в сложной ситуации.

Воспитательные задачи урока:

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфорт –

ной жизни в условиях информационного общества;

- формирование адекватной самооценки у учащихся.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Задача о сдельной оплате труда.

  5. Задача о повременной оплате труда.

  6. Составление задачи на оплату труда по окладу.

  7. Систематизация знаний учащихся.

  8. Построение диаграммы на компьютере учениками с дальней-

шим анализированием данных.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.

11.Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, в этом году вы заканчиваете школу. Вам необходимо

выбрать профессию. Это один из самых трудных жизненных

вопросов. От правильного его решения зависит очень многое.

Какой бы выбор вы не сделали, но в одном желании вы будете одинаковы – получить за свой труд хорошую заработную пла-

ту.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

- Что такое заработная плата? (учащиеся предлагают варианты)

Слайд № 2. Из предложенных вариантов ответов выберите



Заработная плата - это

верный ответ и автофигуру с данным определением выделите с помощью заливки.



обязательные платежи граждан в казну государства









сумма денег, которую получает работник от нанимателя

за выполнение своих обязанностей:

- в стандартных условиях;

-в стандартном объеме и со стандартным качеством











сумма денег, переданная владельцем на временное хранение в банк















бумажные деньги и разменная монета











После работы учащихся появляется верный ответ. Слайд № 3.

( Заработная плата – это та сумма денег, которую получает работник от нанимателя

- в стандартных условиях;

- в стандартном объеме и со стандартным качеством).

- Какие существуют гарантии выплаты заработной платы?

( заработная плата гарантируется работнику, если он полностью выполняет закреплен-

ные за ним обязанности по договору о найме)

- За что платят заработную плату?

( за то, что человек в течение определенного времени работал, выполнял свои трудо-

вые обязанности)

( учитель акцентирует на том, что заработную плату выплачива –

ют за результат работы)

- Назовите виды заработной платы.

( после ответа появляется слайд № 4)

Для разных профессий используется разная форма оплаты труда.

- Определите вид заработной платы в зависимости от профессии.

Слайд № 5.У автофигуры с названием профессии, которая у вас будет вызывать сомнения, измените цвет.

Сдельная оплата Профессии Повременная оплата





швея



токарь



парикмахер



охранник



столяр



учитель



кассир

штукатур-маляр

дворник



грузчик



врач



директор школы







-Какой вид заработной платы будет у дворника, кассира, грузчика,

директора школы ?

( в случае, когда трудно и нерационально точно подсчитать время трудовой деятель-

ности работника – для него устанавливается денежное вознаграждение за месяц .

Такую оплату называют окладом.)

Сгруппируйте данные профессии и дайте им название по оплате

труда. Проверяют себя учащиеся по слайду № 6.

- Назовите профессии, где нельзя платить сдельную зарплату?

- Почему врачу нельзя платить сдельную оплату труда?

3. Сообщение темы урока.

Каждый труд имеет свою цену – зарплату.

Тема нашего урока: «Заработная плата и ее факторы».

Сегодня на уроке мы с вами должны найти ответ на вопрос:

- От чего зависит уровень оплаты труда? Слайд № 7.

Учитель предлагает учащимся решить задачу. Слайд № 8.

  1. Задача о сдельной оплате труда.

Задача № 1. За один день швея сшила 14 пододеяльников, а

выпускница училища 7 пододеяльников. Оплата работы за

один пододеяльник 50 рублей. На сколько рублей больше по-

лучила швея, чем выпускница училища?

( Решение задачи учащиеся выполняют на компьютере. В гото-

вом ответе оставляют верный вариант.)

Задача № 1.

Швея - 14 п. 1п. – 50р.

Выпускница- 7 п. 1п. – 50р.

На сколько рублей больше получила швея, чем выпускница училища?

Решение :





Ответ: на 400, 250, 70, 350 рублей больше получила швея, чем выпускница

училища.

После того как учащиеся решили задачу, учитель задает вопросы:

- Как называется такая форма оплаты труда?

- Почему у представителей одной и той же профессии может быть разный уровень оплаты труда?

- Чем отличается работник, который только что закончил учеб-

ное заведение от работника, проработавшего в должности 5 лет?

Вывод: уровень заработной платы зависит от объема выполненной работы и квалификации работника.

  1. Задача о повременной оплате труда. Слайд № 9.

Задача № 2. Папа устроился на работу ночным сторожем в

детский садик. Дежурит он через каждые две ночи. Оплата за

одно дежурство составляет 350 рублей. Сколько рублей полу-

чит папа, если в месяце 30 дней?

После того как учащиеся решили задачу, учитель задает вопросы:

- Как называется данная форма оплаты труда?

- От чего зависит размер заработной платы у папы?

- Назовите аналогичную работу сторожа.

- Можно ли труд сторожа детского сада сравнить с трудом охранника банка?

-Назовите профессии, которые связаны с каким-то риском,

Почему люди этих профессий должны получать повышенную

зарплату?

Вывод: уровень заработной платы зависит от количества отработанного времени, от сложности труда и риском для

здоровья.

  1. Составление задачи на оплату труда по окладу.

- Ребята, какие факторы могут повлиять на заработную плату

работника, если он получает месячный оклад?

(премия, сверхурочная работа, хороший результат труда и т.п.)

- Составьте задачу.

Краткое условие задачи ученик пишет на доске. Слайд № 10. Учащиеся решают задачу и анализируют ее самостоятельно,

Вычисления учитель разрешает выполнить с помощью кальку-

лятора на компьютере.

  1. Систематизация знаний учащихся.

- На какой вопрос мы с вами должны были дать ответ?

- От чего зависит уровень оплаты труда?

После ответов учащихся на экране появляется Слайд № 11.

  1. Построение диаграммы на компьютере учениками с дальнейшим анализированием данных.

-Ребята, как вы думаете, есть ли связь между хорошей учебой

и уровнем заработной платы?

(хорошая учеба расширяет возможности выбора для каждого человека)

- Давайте проверим.

-В условиях рыночной экономики формирование тарифных ставок заработной платы по специальностям, профессиям и должностям является основным элементом дифференциро- вания оплаты труда работников.

Перед вами таблица фирменных тарифных коэффициентов и квалифи-

кационных разрядов по оплате труда рабочих-строителей. Слайд № 12.

Нижний уровень тарифной заработной платы для разрядной системы

составляет 6350 рублей

Квалификационные разряды

Наименование

профессий

Коэффициенты

по профессиям

1


0,27

2


0,38

3


0,52

4


0,72

5


1,00

6


1,38

Монтажник санитарно-

технических ситем


1,22







Асфальтобетонщик

1,55







Столяр строительный

1,38







Рабочий зеленого

строительства


1,15







Грузчик

0,73







Штукатур-маляр

1,32







Отделочник универсал

1,28









Зарплата

Сумма

Максимальная


Минимальная


Я хочу зарабатывать


Я могу заработать




- Кто из рабочих имеет возможность получить максимальную зарплату? Почему? (высокий коэффициент).

- Кто из рабочих получит минимальную зарплату? Почему?

- Ребята, скажите, с помощью чего легче сравнивать числовые

данные? (с помощью диаграммы)

- Какая программа позволяет строить диаграммы? Откройте Excel.

- Напишите название столбцов. Сосчитайте какая зарплата у ас-

фальтобетонщика, который только что начал работать - запишите

результат, затем зарплату грузчика.

- Введите сумму заработной платы какую вы хотите получать.

-Выберите из предложенных профессий ту, по которой вы будете

работать после окончания училища, сосчитайте, результат занесите

в таблицу. Постройте любой вид диаграммы.

Анализирование данных диаграммы:

- Какая заработная плата получилась больше всех?

- Соответствует ли она той, какую вы сможете получать?

- Всегда ли желания совпадают с возможностями?

- Что нужно сделать, чтобы в будущем была достойная зарплата?

(приобретение знаний, навыков и умений необходимо, поскольку

увеличивает возможность иметь в будущем достойные доходы,

больше и лучше удовлетворять свои потребности)

  1. Итоги урока.

10.Домашнее задание.

Продолжить работу с таблицей. Что надо сделать для того,чтобы

уровень заработной платы по твоей профессии приблизился к

максимальной заработной плате?

  1. Рефлексия. Как ты оцениваешь свой выбор?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!