СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по всемирной истории 6 класс "Формирование средневековых городов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всемирной истории 6 класс "Формирование средневековых городов"»

Урок истории 12.12.2018 г.

Всемирная история –история Средних веков

Тема сегодняшнего урока – «Формирование средневековых городов»

План урока

1. Изменения в хозяйстве .

2. Возникновение и рост городов.

3. Борьба городов с сеньорами.

4. Цехи – союзы ремесленников.



Цель урока:

Формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах роста городов с XI в и об особенностях городской жизни того времени.



Проблемные вопросы:

1. Почему происходит рост городов в средневековой Европе?

2. Почему средневековые города привлекали жителей Европы?



Актуализация опорных знаний

1. Кто такой Ромул Августул?

2. Кто такие вандалы?

3. Что такое натуральное хозяйство?

4. Кто такие сеньоры и кто такие вассалы?

5. Что такое ремесло?

6. Какие виды феодальной зависимости вы знаете?



Мотивация

Ребята, а какие города Западной Европы вы знаете? А в каком бы городе вы хотели жить? А хотели бы вы жить в Париже? А если бы вам поставили выбор – вы живете в Париже, но за пять лет в нем может умереть каждый второй или третий житель, по ночам там не будет света, туалета в доме нет, днем вам на голову на улице могут вылить помои или содержимое ночного горшка. А ведь так жили предки современных европейцев – французов в Средние века. Так вот перед нами сегодня стоит вопрос – а какую цену заплатили европейцы за то благополучие своих городов, в котором они сейчас живут?



I. Изменения в хозяйстве.

Вопрос 1. Что такое трехполье ? ( картинка слайда)

Вопрос 2. Чем плуг отличался от сохи? (картинка слайда)

Рассказ учителя и выстраивание логической цепочки:

Улучшение орудий труда и системы земледелия – повышения урожаев, появление излишков – рост потребности в ремесленных изделиях, отделение ремесла от с/х – уход ремесленников из поместий – возникновение городов.

Вывод: Одной из главных причин образования и роста городов были изменения в хозяйстве, которые привели к развитию ремесла и отделению его от с/х

Задание Установить правильную последовательность логической цепочки

II. Возникновение и рост городов.

1. Где возникали города и почему?

На перекрестках дорог

На переправах и гаванях

У стен монастырей

Около замков феодалов

На местах древнеримских городов.

Вопрос детям – а почему именно эти объекты стали местами возникновения городов?

Внешний вид средневекового города

Стены, башни, Ратуша, рыночная площадь, Собор

Какие трудности поджидали горожан в средневековом городе?

В средневековом городе.

Учитель организует фронтальную работу по картине «В средневековом городе» (Приложение 1:http://ikeakatalog.ru/149/152/52928.html). Ученикам предлагается внимательно изучить картину и ответить на вопросы:

1) Как вы думаете, почему все города в средневековье были окружены мощными каменными стенами с башнями, а у крепких ворот, закрывающихся на ночь, всегда стояла стража?

2) По какому признаку мы можем определить здание ратуши, собора?

3) Почему улицы в городе очень узкие?

4) Какова была особенность жилых домов в городе (верхние этажи шире первых)?

5) Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

6) Каковы занятия жителей городов?


В ходе беседы по картине учащиеся делают выводы: Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. Во время штурма города легче было защищаться. Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. Горожане занимались ремеслом и торговлей.

Карта :

В каждой стране было несколько «городов-гигантов», численностью в 50, 100 и 200 тысяч человек (Париж, Флоренция, Генуя, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон).


Вывод: В конец развитого Средневековья (XIII век) в Европе насчитывается уже несколько тысяч городов. Жизнь в средневековых городах была непростая, но они привлекали многих людей желанием разбогатеть ( купцы и ремесленники) и в первую очередь – приобрести свободу.

Почему свободу ? Об этом наш следующий рассказ…

Понятия: Ратуша, бюргеры


III. Борьба городов с сеньорами

Сначала сеньоры благоприятствовали росту городов, видя в них источник доходов. Но с ростом богатства городов феодалы увеличивали с них поборы, что приводило к недовольству горожан.

Начались длительные войны городов за независимость от феодалов, на земле которых стояли города. Иногда это были многомесячные изнурительные осады. Со временем некоторые города добивались права на самоуправление. Такие города назывались коммунами ( от лат . общий). Они сами выбирали бургомистров и мэров, создавали городские советы, которые руководили жизнью городов.

«Год и день».

«Даже воздух города делает человека свободным» - если человек, бежавший от сеньора в город, проживал в городе один год и один день – он сам становился свободным.


Понятия: Коммуна


IV. Цехи – союзы ремесленников

Рисунки + рассказ учителя. Средневековая мастерская.

Текст устава ткачей.

В средневековом городе мастера-ремесленники объединялись в союзы для защиты своих интересов. Такие союзы получили названия цехов. Вступившие в цех ремесленники брали на себя определенные обязательства, которые были прописаны в уставах цехов. У цехов были свои гербы.

Понятия: Цех.

«Шедевр» – изделие, которое должен был изготовить ученик ремесленника в виде экзамена, для того, что бы самому стать ремесленником.

«Партач» - ремесленник, который не входил в цеховое сообщество и который , зачастую, производил не совсем качественные товары.


Вывод: На первоначальном этапе существования цехов, они имели положительное значение для развития городов, но в последующем цехи начали тормозить промышленное развитие городов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя