Устройство римской республики
В честь кого город получил такое название? - Какие занятия существовали у древних римлян? - Какая система управления у них была? Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
В 753 г. до н. э. на хэлмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим - по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины - патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.
- Где расположена Древняя Италия? (На Аппенинском полуострове.)
- Чем отличались природные условия Древней Италии от природных условий Древней Греции? (Выпадало больше дождей, Аппенинские горы не очень высокие, поэтому не было такой раздробленности, как в Греции, больше было плодородных земель, пригодных для занятий сельским хозяйством.)
- Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? Покажите на карте территории, на которых они жили. (Этруски, латины.)
- Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)
Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой.
- Выясним, что такое республика.
Рассказ учителя о республике римлян по схеме.
В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.
Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.
Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости - для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале - на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой - его противники.
Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.
Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского - общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 3 на с. 214 Вигасина или п. 4 на с. 225 Михайловского.
Выяснить, чем отличалась армия римлян.
3. Сообщение учащегося о военных победах римлян (можно в объеме учебника). Дополнительный материал есть в конце урока.
Домашнее задание: прочитать § -46