СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Всеобщей истории "Счёт лет в истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Всеобщей истории "Счёт лет в истории"»

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 2. Счёт лет в истории

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Необходимость счета времени.

  2. Единицы счета времени.

  3. Появление календаря.

  4. Лента времени. Счет лет в истории.

Тезаурус

Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, а также последовательность исторических событий во времени.

Календарь – это список дней года с разделением их на месяцы.

Летоисчисление – это система исчисления больших промежутков времени.

«Новая эра» – это современная система летоисчисления, за начальный момент отсчёта которой взята дата рождения Иисуса Христа.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.

  2. Каждан А. В поисках минувших столетий. – М.: МК–Периодика, 2002.

  3. Немировский А. И. Нить Ариадны. – М.: Вече, 2007.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий и их последовательность – это наука о времени. Она получила свое название в честь греческого бога Хроноса, имя которого переводится как «время». Согласно древнегреческому мифу время появилось во Вселенной первым, а уж потом появились огонь, воздух, вода.

Людям в древности было важно представлять, когда наступит зима или лето, когда готовиться к посеву или сбору урожая. Так возникла необходимость измерить время. Но как? Ответ подсказала сама природа. Люди заметили, что ход времени связан с Солнцем и Луной. Первой естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Это время от восхода до восхода Солнца. При наблюдении за Луной стали выделять месяц (от полнолуния до полнолуния) Впоследствии было замечено, что через некоторое количество времени повторяются явления природы. Так появился год. Годом считали промежуток времени между сборами урожая.

Календарь был необходим по многим причинам. Так в Египте календарь, предсказывал время разлива Нила, происходившее через один и тот же период времени, приблизительно равный году. Ведь если не собрать вовремя урожай, стремительные воды Нила погубят его и обрекут на голодную гибель людей.

А в Древнем Риме календарь сообщал о необходимости выплаты долгов. По традиции римские жрецы оглашали первый день каждого месяца и люди знали, что именно в этот день они должны платить долги или проценты. Этот день записывался в долговых книгах, которые назывались calendarium. Так собственно и возникло слово «календарь».

Календари в древности использовали в основном в хозяйственной деятельности, поэтому время в таких календарях, движется по кругу, от лета до лета, от одного разлива Нила до следующего, от полнолуния до полнолуния.

В каждой культуре возникла своя точка отсчёта времени. Например, египтяне боготворили фараонов и поэтому счёт лет вели от начала их правления. Но с каждым новым правителем счёт лет начинался заново.

В древней Греции крупнейшим событием были Олимпийские игры, именно они являлись точкой отсчёта времени. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима, со всеми этими событиями вы познакомитесь в дальнейшем на наших занятиях. Счёт по какому-либо памятному событию или правлению царей был неудобен.

А вот календарь, введённый в Риме Гаем Юлием Цезарем, названный впоследствии Юлианским, показался бы нам вполне знакомым. Именно он лёг в основу современного календаря. В нём год начинался 1 января и составлял 365 дней 3 года, а 4 год насчитывал 366 дней. Год делился на 12 месяцев. Однако даже юлианский календарь не совсем являлся точным. И с течением времени понадобились уточнения.

Поэтому в 1582 римским папой Григорием XIII был введён новый календарь. Этот календарь сейчас мы используем, он является общепринятым во всём мире.

Наши предки также использовали различные календари. Названия древнеславянских месяцев были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Например, январь назывался «сечень» от слова сечь, рубить. Славяне рубили лес зимой, чтобы подготовить площадь для посевов. А июнь именовался «червень» – от слова червь. В этом месяце собирали в садах и огородах вредных гусениц.

С принятием христианства в 988 году славяне перешли на юлианский календарь, но точкой отсчёта была дата сотворения мира. По указу Петра 1 с 1700 страна перешла к отсчету времени от рождества Христова, а на современный григорианский календарь россияне перешли лишь в 1918 году, к этому году разница во времени составляла уже 13 суток.

В Израиле годы исчисляются от Сотворения мира, которое согласно иудейской религии произошло 5779 лет назад. В Пакистане летоисчисление ведется от времени переселения пророка Мухаммеда в Медину, которое произошло 1440 лет назад. А вот мы привыкли, как и весь христианский мир, привыкли считать время от рождения Иисуса Христа, которое по подсчетам историков произошло гораздо позже сотворения вселенной, всего 2019 лет назад.

Вся история поделилась на два больших периода или эры – до рождения Христа и после. Время после рождения Христа называется нашей эрой, а время с глубокой древности до Р.Х называется временем до нашей эры. Для того чтобы было удобнее представить очерёдность событий, произошедших в разное время, мы используем «ленту времени».

Время на этой линии движется вперед слева направо.

Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Исторические события, которые произошли до нашей эры, находятся на ленте времени слева от разделительной линии. События, расположенные справа от этой линии, относятся к нашей эре. Внимание! Не перепутайте – счёт лет до нашей эры ведётся в обратном порядке, а время движения всегда направлено по направлению к нашим дням.

Давайте разберём на примерах.

Нам известно, что Рим был основан за 753 до Р.Х., т.е. в 753 г. до н.э., а первые Олимпийские игры в Греции прошли ещё раньше, за 776 лет до Р.Х., т.е. в 776 г. до н.э. Мы видим, что годы до н.э. нумеруются как бы в обратном порядке, т.е. сначала был 776 г. до н.э., а позже наступил 753 г. до н.э., еще позже 1 г. до н.э. Нулевого года не существует и после 1 г. до н.э. идет 1 г. н.э.

С помощью ленты времени можно посчитать количество лет, прошедших от одного события до другого. Даты, которые находятся в одной эре вычитают, а в разных – складывают. Так, со времени образования Рима в 753 г. до н.э. прошло (2019+753) 2772 лет, а вот с крещения Руси прошло «всего лишь» (2019–988) 1031 год.

Мы уже познакомились с такими временными единицами как сутки, месяц и год, но историки измеряют время в гораздо более крупных единицах. Так 100 лет составляют столетие или 1 век, а 10 веков = 1 тысячелетию. Века принято обозначать римскими цифрами, в то время как мы привыкли пользоваться арабскими.

Первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1147 год – отбрасываем 47 и получаем 11+1 – XII век.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие.

120 год II век

I век I тысячелетие

1653 год 100 лет

2237 год XVII век

10 век XXIII век

Ответ: Правильный вариант/варианты

120 год II век

I век 100 лет

1653 год XVII век

2237 год XXIII век

10 век I тысячелетие

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1653 год – отбрасываем 53 и получаем 16+1 – XVII век.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Могут быть лишние варианты ответов.

_______календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг _______; продолжительность года принята примерно _______ суток. Каждый четвёртый год является_________. Год делится на _______месяцев. Впервые _______ календарь был введён папой римским _____в католических странах в ______ году взамен прежнего _______.

ОтветГригорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята примерно 365 суток. Каждый четвёртый год является високосным. Год делится на двенадцать месяцев.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского.

Пояснение: В задании даны слова для заполнения пропусков, необходимо подобрать нужные по смыслу слова и восстановить текст. Достаточно внимательно изучить эти слова и правильно выполнить задание.

Мы знаем Григорианский и Юлианский календари. Григорианский календарь связан с циклическим обращения Земли вокруг Солнца. Продолжительность года по месяцам и дням известна всем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!