Открытый урок по окружающему миру
«Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек».
Тема урока: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»
Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
-
формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
-
расширение кругозора детей;
-
Развивающие:
-
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
-
совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
-
развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения внимания, восприятия;
-
развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
-
Воспитательные:
-
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
-
воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
-
воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока: 40 минут
Программа: Школа России
Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” 1класс, рабочая тетрадь к данному учебнику
Материально - техническое оснащение:
Для учащихся:
Для учителя:
-
компьютер;
-
презентация к уроку;
Ход урока:
1. Орг. момент
Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда!
Начинать урок пора.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на солнышко, какое оно весёлое, лучистое. Поднимите руки у кого такое же хорошее настроение. (Отлично) Слайд №1
2.Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление, назовите мне его? (радуга) Слайд №2
Как появляется радуга? (Солнечный луч попадает на каплю дождя и происходит отражение радуги) Слайд №3
Какие цвета у радуги, назовите мне их по порядку? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Слайд №4
А как легко люди придумали запомнить цвета радуги? (Люди создали стихотворение. Каждый охотник желает знать, где живет фазан). Слайд №5
Ребята, когда мы с вами обычно наблюдаем радугу? (Летом)
Сегодня мы и отправимся в лето! И совершим необычную прогулку.
3. Мотивация на урок
Закройте глаза, представьте себя на крылечке красивого сказочного домика. Перед вами тропинка. Послушайте музыку и скажите, куда приведет вас эта тропинка? (Звучит музыка)
-
Понравилась вам музыка? Что вы услышали? (звуки)
-
Какие звуки вы услышали, что представили? (звуки природы)
- Ребята, посмотрите на экран, куда мы пришли? Что вы видите перед собой? (Красивую поляну, луг) Слайд №6
- Что мы видим на лужайке? (цветы, бабочки, трава…)
4. Проблемный вопрос
- Посмотрите. Пока мы с вами разговаривали, на эту поляну пришли «Непослушные ребята». Что же они сделали?
- Что случилось, с цветами, бабочками? (Ребята, поймали всех бабочек и сорвали все цветы) По щелчку – сравнение.
- Ребята, можно ли так поступать? (Нет, цветы нельзя рвать, нельзя ловить бабочек)
- А вы можете мне сказать, почему цветы нельзя рвать и почему нельзя ловить бабочек?
- Как вы думаете. Какая тема нашего урока? (Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек) Слайд №7
- На какой вопрос мы будем сегодня отвечать? (Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек) Вывешивается цель урока на доску.
- Ребята, на лугу живёт столько бабочек. Растёт столько цветов. А интересно ли вам узнать больше о луговых бабочках и цветах?
Давайте подумаем, какие задачи мы поставим на урок, что мы нового узнаем?
Ставят задачи:
1.Какие цветы растут на лугу?
-
Какие бабочки живут на лугу?
-
Как связаны бабочки с цветами? Вывешивается задачи урока на доску.
- Ребята, согласны со мной, что нам надо спасти лужайку, чтобы она вновь расцвела? (Да)
- Сегодня на уроке мы этим и займемся, и превратимся в исследователей. У каждого исследователя есть своя форма. У нас тоже она будет. У вас на партах, есть эмблемки юных исследователей. Давайте их наденем. Чтобы почувствовать себя настоящими исследователями.
- Прежде чем мы отправимся, давайте вспомним правила поведения в лесу, на лугу.
-
(Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу.
-
Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых.
-
Нельзя шуметь и включать музыку на природе.
-
Нельзя оставлять после себя мусор.)
Сейчас мы с вами выполним работу в группах, «Непослушные ребята» перепутали все слова, чтобы вы не смогли спасти лужайку. Вашей задачей сейчас будет в группах собрать по одному правилу поведения в лесу. И потом Ваш командир команды, зачитает получившееся право вслух. Напоминаю о работе в группах: слушаем каждого участника группы, не перебиваем друг друга.
Молодцы ребята, отправляемся спасать луг. Слайд №8
- А сейчас, давайте осмотримся вокруг. Что в первую очередь привлекало ваше внимание на цветущей лужайке? (цветы) Слайд №9
Давайте же вспомним, какие луговые цветы вы знаете?
- Как вы понимаете, что такое луговые цветы? (Цветы, которые живут на лугу)
- А какие ещё цветы можно встретить на лугу, об этом нам расскажут ребята. Слайд №10 - 16
Рассказы учеников – по щелчку
1 уч-к:
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".
2 уч-к:
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.
3 уч-к:
Полюбуйтесь цветами!
Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.
5 уч-к:
На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.
- Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом.
Среди цветов немало лекарственных трав: ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице, подорожник прикладывают к ранке, останавливает кровотечение.)
Слайд №16
Короставник полевой — цветки сине-лиловые, редко красноватого или желтоватого цвета, собраны в шаровидные головки, окруженные листочками. Растет по лугам. Настой травы в виде чая применяют при кашле.
Творческое задание (рабочая тетрадь с.30) Слайд №17 Соедини названия цветов и рисунки, которые мы сейчас с вами изучили. Какие это цветы? (Ромашка, клевер, лютик, короставник). Остальные цветочки вы доделаете дома, пользуясь атласом определителем.
Физкультминутка Слайд №18 - Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу мы услышали много разных удивительных звуков.
- Какие звуки можно услышать на лугу? Кто живёт на лугу?
- Шелест травы, шум ветра, пение птиц, жужжание пчёл, шмелей, стрекотание кузнечиков. (На лугу живут разные насекомые) А кто такие насекомые?
- Насекомые - это животные, у которых по 6 ног.
- На нашей планете существует около 2 мил. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе.
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других (бабочки) Слайд №19 (по щелчку)
Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Ребята, все мы знаем, какие удивительные узоры можно увидеть на крыльях бабочек.
Рабочая тетрадь (с.31) Рассмотрите изображение бабочек, попробуйте угадать: какую бабочку как называют? Слайд №20
Многие названия бабочек им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка:
Посмотрите, какие чудесные бабочки на вашем рисунке, прочитайте их названия.
- Под каким номером на этом рисунке голубянка? (2)
- Как вы догадались, что на этом рисунке изображена голубянка?? (Голубянка - голубого цвета)
- Под каким номером на этом рисунке лимонница? (4)
- Почему лимонница получила такое название? (Лимонница желтая, как лимон)
- Под каким номером на этом рисунке пестрянка? (1)
- Как вы догадались, что на этом рисунке изображена пестрянка? (Пестрянка – пестрая)
– Почему их так назвали? (Из-за их окраски)
- Для того чтобы узнать бабочку, существуют много книг. Я предлагаю, продолжить работу исследователей у себя дома и вместе с родителями, узнать секретные информации и о других бабочках.
Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу.
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.) Слайд №21
- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром.
В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений.
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах.
- Кто знает, что такое нектар? Давайте найдём в словаре С.И. Ожегова и прочитаем. Слайд №22
(НЕКТАР - сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений).
- К нам в гости пришла бабочка. Послушайте, что она вам расскажет.
От восхода до заката Я летаю на лугу.
И ловить меня не надо, Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы, Землянику с лебедой.
Это значит для природы Обернется всё бедой! Слайд №23
- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- Слайд №24 Откройте рабочую тетрадь на стр.33. Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка? (Букет цветов, бабочку).
-Что стало с цветами? (Они завяли)
-Что произошло с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у неё сломались крылышки)
-Почему у бабочки сломались крылышки? (Крылья бабочек очень хрупкие.) 25 слайд
- Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного? (Нельзя ловить бабочек, потому что они опыляют цветы)
5. Закрепление пройденного. Работа по учебнику в группах.
- Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг. Слайд №26
- Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
- Рассмотрите рисунки на с.46.
1 группа – что дети делают неправильно, придя на луг?
2 группа – что надо делать, чтобы сохранить красоту луга?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)
Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)
Правильно ли поступили дети? (Нет)
На рисунке справа: ребята фотографировали бабочек, рисовали их, не слушали громкую музыку. Не повреждали природе.
Ребята давайте сделаем вывод: Как нельзя вести себя в лесу? А как надо вести себя в лесу.
- Прочитайте вывод на с.47. Запомните это!
И у нас остался ответ на главный вопрос: Слайд №27
Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек?
Слайд №21
Вывод:
Будет пусто и не красиво
Они не могут жить друг без друга. Бабочка не может жить без цветка потому что она питается нектаром.
Цветам плохо без насекомых, потому что они опыляют их.
(Взаимопроверка)
Сейчас мы проверим свои знания.
Тест: (правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – )
-
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
-
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
-
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (–)
-
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–)
– + + – – - 7) Итог урока.
- Вот и закончилась наша необычная прогулка. Понравилась вам она? Чем понравилась? Молодцы!
- Давайте с вами вспомним, в начале урока какую цель мы с вами поставили?
- Какие задачи выполняли?
- Ответьте мне на вопрос, почему нельзя ловить бабочек, и срывать цветы?
- Ребята, у каждого у вас на парте лежат конверты, они не обыкновенные, что в них спряталось? (Бабочки и цветы).
- А теперь посмотрите на доску, что перед вами? (Поляна)
- Красивая ли эта поляна, нет.
- Что ей не хватает (бабочек и цветов)
- Как вы думаете, что мы будем делать? Украшать поляну нашими бабочками и цветами.
- Я предлагаю, Вам взять яркие карандаши и раскрасить бабочек и цветочки. А потом, мы вылечим нашу поляну от «Непослушных ребятишек».
Дети. Я вижу, что урок пошёл вам на пользу. Спасибо за урок!