Тема урока: Подцарство многоклеточные. Тип губки.
Цель: сформировать представления учащихся о подцарстве многоклеточные; дать знания о примитивных представителях многклеточных организмов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с происхождением многоклеточных и основными признаками подцарства; рассмотреть представителей типа Губки, показать их роль в природе.
Развивающая: создать условия для развития умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обеспечить в ходе урока развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, доказательность).
Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к предмету, любовь к природе.
Оборудование: проектор, компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Словарь: фагоцителла, энтодерма, эктодерма, регенерация, биофильтратор.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Актуализация ранее изученного.
1) устная фронтальная беседа:
- Какое царство мы изучаем на наших уроках?
- Перечислите основные признаки животных.
-С какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).
- Каковы основные признаки этой группы организмов?
- Перечислите представителей простейших.
2) устный индивидуальный опрос.
Изучение нового
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним подцарством, а как оно называется вы должны отгадать:
Q M g н d о n го v к i л w е u т l о s ч z н q ы r е. (Многоклеточные).
Итак, тема урока: Подцарство многоклеточные. Тип Губки.
(Слайд 1)
Формирование новых знаний
Значимым этапом в истории Земли и эволюции жизни стало возникновение многоклеточности. Это дало мощный толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию.
(слайд 2)
Ученые предполагают, что возникновение многоклеточных связано со специализацией клеток колониальных жгутиковых; предковый многоклеточный организм И.И. Мечников назвал фагоцителлой.
Фагоцителла обитала в толще воды, но не имела ни рта, ни кишечника, а ее пищеварение было внутриклеточное. Потомки фагоцителлы приспосабливались к многообразным условиям существования при оседании их на морское дно, при перемещении к поверхности или при изменении источников питания. Благодаря этому у первых многоклеточных организмов постепенно появились рот, кишечник и другие жизненно важные органы.
Многоклеточные организмы подразделяют на две большие группы:
- беспозвоночные животные (это двухслойные животные с лучевой симметрией. Их тело образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эндодермой, образующей внутренние органы – губки и кишечно-полостные.
К беспозвоночным относятся также плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие двусторонне-симметричные и радиальные трехслойные организмы, у которых помимо экто- и эндодермы имеется и мезодерма, в процессе индивидуального развития дающая начало мышечным и соединительным тканям).
- хордовые (Все животные, имеющие осевой скелет: хорду или позвоночный столб. Это бесчерепные (ланцетники) и черепные, или позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).
(Слайд 3)
Физминутка
- Как вы думаете, какие из перечисленных многоклеточных наиболее примитивные?
- Верно, Губки – это примитивные беспозвоночные животные.
(Слайд 4)
Эти морские животные прикреплены ко дну и подводным предметам. У них отсутствуют органы. Представители этого типа имеют минеральный или органический скелет.
(Слайд 5)
Работа по группам
(Слайд 6)
Задание 1 группе:
- Найти в учебнике информацию об основных ароморфозах в эволюции многоклеточных животных.
Задание 2 группе:
Подписать слои клеток: эктодерма, энтодерма, мезоглея. Рассказать о строении клеток.
Задание 3 группе:
Подготовить мини-сообщение о значении губок в природе и жизни человека.
1 группа (Слайд 7)
2 группа (Слайд 8)
3 группа (Слайд 9)
Рефлексия
(Слайд 10)
Что дало толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию? (возникновение многоклеточности).
Чем клетки многоклеточных организмов отличается от клеток одноклеточных организмов?
Что назвал И.И. Мечников фагоцителлой (предковый многоклеточный организм).
Назовите представителей беспозвоночных животных.
Могут ли губки передвигаться?
Какая губка встречается в наших пресных водах?
Итог
Выставление оценок.
Домашнее задание.