СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Полезные ископаесые" 3 класс "ШКОЛА РОССИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Полезные ископаемые" для 3 класса. В уроке проводилась практическая работа по группам с образцами, результаты отображали в таблице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Полезные ископаесые" 3 класс "ШКОЛА РОССИИ"»

Конспект урока для 3 класса

Учитель начальных классов: Воропаева Вероника Сергеевна

МБОУ СОШ №18 города Ставрополя

Человек и мир

Тема: «Полезные ископаемые».


Цель: раскрытие роли полезных ископаемых в деятельности человека.

Задачи:

  • создать условия для обучения проведения простейших опытов, для исследования свойства песка и глины, для прогнозирования и нахождения путей решения проблемной ситуации по теме, для ознакомления со способами добычи полезных ископаемых;

  • способствовать развитию умения сравнивать, анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы;

  • содействовать воспитанию аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ;

  • прививать любовь к природе, родному краю, бережное отношение к её богатствам.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Музыкальное сопровождение.

  3. Наглядный и раздаточный материал.

  4. Оборудование для проведения опытов (образцы песка и глины, посуда с водой, воронки, фильтрованная бумага, 4 стакана, предметное стекло).

  5. Учебник «Человек и мир» 3 класс.

Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через коллективную и групповую формы работы.

Методы и приёмы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, практический, исследовательский, анализ, решение проблемной задачи.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – исследование.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Я приветствую вас, ребята, и наших гостей, на уроке.

Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

Я верю в ваши силы и возможности. Вместе мы способны на многое.


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Что такое потребности людей?

  2. Какие потребности есть у каждого человека?

  3. Что такое товары и услуги?

  4. Что называют основой экономики?

  5. От чего зависит успех труда людей в экономике?


 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:


Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  • Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  • Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  • Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  • Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.


  1. Актуализация знаний. Проблемная задача.

Мы с Вами вспомнили, из каких отраслей состоит экономика,, поговорили о значении воздуха, воды, почвы и всего другого, что дает нам природа. Сегодня мы подробно остановимся на том, что имеет не менее важную роль для экономики и для людей.


Кто мне скажет, что такое ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА? - ответы детей.

– Как вы понимаете значение слов «копать», «польза»? (Заслушиваются все варианты ответов) 

Копать - разрыхлять; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать;

Польза - выгода, хорошие последствия.

Делая вывод, можете мне сказать какая тема урока сегодня у нас будет? ответы

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Сегодня на уроке нам предстоит найти научный ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые?». Обсудите в группах, а что еще вам было бы интересно узнать по данной теме. (Заслушиваются вопросы групп и записываются учителем на доске. Например: «Откуда берутся полезные ископаемые?» «Из чего они состоят?» «Много ли их на Земле?» «Есть ли полезные ископаемые в нашей местности?» и др.)

- На все эти вопросы мы постараемся ответить на данном уроке. А сейчас я предлагаю вам поиграть в известную игру «Верите ли вы, что…» (У каждого ученика таблица, в которой он знаками «+» или «-» напротив номера с утверждением отмечает свое согласие или несогласие).

Утверждения:

1. Полезные ископаемые надо всегда «выкапывать» из земли. -

2. Дерево является полезным ископаемым. -

3. Есть полезные ископаемые, которые лежат у нас под ногами. +

4. Полезные ископаемые могут быть белого цвета. +

5. Полезные ископаемые могут гореть. +

6. Полезные ископаемые могут находиться в жидком состоянии. +

В течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть насколько были правы.

Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! (Геолог)

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).



Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

1.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)


2. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).


3.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)


4.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)


5.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)


6. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...(Мел)


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Заполняем таблицу.

Название

Состояние

Цвет

Где используют

Нефть


Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

топливо

Каменный уголь


Твердое; тяжелый

черный

топливо

Гранит

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

строительство

Мел

Белый

белый

образование

Песок

В виде крупинок, сыпучий

Серый

Дороги, стекло

Глина

Очень мелкая известь

бурого, желтого, белого и др. цветов

Строительство, посуда


Как добывают полезные ископаемые?


Полезные ископаемые добывают разными способами.

 Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, то выгоднее снять верхний слой земли, дойти до полезного ископаемого и вести добычу в карьере.

 В карьерах добывают глину, песок, известняк, гранит. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, а сейчас — с помощью взрывов. Породу взрывают, а затем её подбирают экскаваторами, грузят в машины и отправляют на переработку.

  

Если полезные ископаемые залегают глубоко, то приходится строить шахты. Так добывают уголь, металлическую руду, калийную соль.

  

Для того чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.


  • Полезные ископаемые Ставропольского края.

  • Вывод: Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металл. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-50, читать, отвечать на вопросы

2. РТ с.28-31 №1,3,4,5,6

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Наше увлекательное путешествие заканчивается.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что же нового вы узнали, чему научились?

- Выберите сигнальную карточку и деятельности на уроке.

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.




Название

Состояние

Цвет

Где используют

Нефть




Каменный уголь




Гранит




Мел




Песок




Глина




приложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!