СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Понятие технологии. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие технологии. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат".»

Технологическая карта урока технологии

Тема урока: «Понятие технологии. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.»

Класс: 5 Дата:
Учитель: Филиппова В.А.

Цель деятельности учителя

Создать условия для расширения знаний, «открытия» нового знания, для формирования нравственных качеств личности.

Тип урока

Урок-исследование

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомить учащихся с понятием технология, ознакомить с техническим процессом, его параметрами, сырьем, ресурсами и результатами.

Метапредметные (УУД):   совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, исследование

Оборудование

проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, план-конспект урока.


Наглядно-демонстрационный материал

презентации по теме урока.

Основные понятия

Технология, продукт труда, предмет труда, средство труда; классификация, единичное производство, серийное производство, массовое производство.







Организационная структура урока



Этапы

урока

Содержание урока

Деятельность

учащихся

Промежуточный

контроль

1.Организационный момент

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник)




2.Формулирова

ние темы урока


Тест по модулю «Социальные технологии»

  1. Расставьте соответствия:

Темперамент

Наличие высоких способностей в той или иной области


Способности

Врожденное качество человека


Одаренность

Свойство человека выполнять какую-либо работу более качественно, чем другие


  1. Зачеркните особенности поведения людей, не относящихся к положительным чертам характера.

Инициативность

Лень

Чувство собственного достоинства

Эгоизм

Замкнутость

Общительность


  1. Подпишите картинки:






  1. Заполните пропуски в тексте.

Человек с замедленной реакцией и почти без эмоций – это  .

Человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих – это  .

Человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни – это  .

Человек подвижный, веселый, жизнерадостный – это  .

  1. Заполните пирамиду потребностей человека с примерами:



Запишите тему урока: «Понятие технологии. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.»


Слушают учителя, участвуют в диалоге

Устные ответы

3.Изучение нового материала


Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Продукт труда – материал

Средства труда – инструмент

Труд человека

Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.

Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.

Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.

Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.


Запись в тетрадях, беседа,

объяснение непонятого материала вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

Устные ответы

4. Практическая работа

(Исследовательская

деятельность)


«Подставка для кисточки».

Для изготовления подставки нам потребуются следующие материалы:

- папки от цветного картона, цветной бумаги, из плотного картона;

- линейка;

- клей ПВА;

- ножницы;

- фломастеры зеленого и красного цвета;

- простой карандаш.

Сначала, необходимо проделать предварительную подготовку. Берем картонную папку и на обратной стороне рисуем прямоугольники со сторонами 10 8 см., для удобства используя фломастер зеленого цвета. Затем, простым карандашом рисуем пунктирные линии с боков, отступая с края по 2,5 см. Красным фломастером проводим пунктирную линию (можно цельную, ровно по середине прямоугольника. Таким образом, сторону 10 см., мы делим на 4 части.

  

Приступаем к вырезанию прямоугольников по зеленым линиям.

   

  

Сначала, надо сложить прямоугольник пополам, по красной линии.

Необходимо сильно прогладить линию сгиба.

Теперь, складываем одну сторону прямоугольника, по пунктирной линии выполненной карандашом.

Вторую сторону складываем точно также. Не забываем проглаживать линии сгиба. Теперь, необходимо перевернуть прямоугольник на обратную сторону (с нарисованными линиями

вверх).

 

Простым карандашом рисуем два треугольника, по стороне линии сгиба.

 

Вырезаем треугольники.


Должно получиться вот так!

Пробуем сложить подставку.

Далее, на одну из сторон наносим клей.

После того, как нанесли клей, прикладываем противоположные стороны друг к другу, в виде треугольника и крепко прижимаем, для прочного склеивания.

Вот такая подставка под кисточку получилась




Оценка практической работы

5.Рефлексия учебной деятельности


Самооценка и оценка  результатов работы

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие моменты урока были самые трудные? Почему?

  • Какие моменты урока оказались самыми интересными?

  • Какой посильный вклад в решение проблем энергетики вы можете предложить?


Высказываю

Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины

сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

Отвечают на вопросы

6.Домашнее

задание

Составьте список технических средств, которые используются в вашей семье для приготовления пищи. Оцените их эффективность. Чем можно дополнить арсенал домашней техники? Обоснуйте свое предположение, учитывая расходы на их приобретение и эффективность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!