СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Постоянные морфологические признаки существительных.Собственные и нарицательные имена существительные".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок продолжает изучение раздела «морфология». По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала, однако включение повторения изученного на прошлом уроке, а также проверки домашнего задания в форме письменного индивидуального опроса позволяют отнести его к уроку комбинированного характера. Для формирования представления о постоянных морфологических признаках используются репродуктивная беседа, озвученное чтение теоретического материала, а для обобщения и систематизации полученных знаний учащимся предлагается по памяти письменно заполнить схему «Морфологические признаки существительных», после чего осуществляется проверка. Для формирования умения отличать собственные имена существительные от нарицательных имён  используется озвученное чтение параграфа учебника, проводится репродуктивная фронтальная беседа, а затем школьники пишут слуховой распределительный диктант. Для закрепления изученного материала предлагается устная работа: подобрать к ряду имён собственных родовое нарицательное имя. В конце урока учащиеся сами подводят итог.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Постоянные морфологические признаки существительных.Собственные и нарицательные имена существительные".»

Цель урока: дать представление о постоянных морфологических признаках имен существительных, научить различать собственные и нарицательные имена существительные

Задачи урока:

Обучающие:

1. Формировать правильную речь с помощью проверки домашнего задания(ортологической разминки)

2. Формировать представление о постоянных и непостоянных признаках имён существительных с помощью озвученного чтения, репродуктивной беседы и письменного ответа по предмету (заполнение схемы)

3. Формировать умение отличать собственные имена от нарицательных с помощью озвученного чтения, репродуктивной беседы, письменного ответа по предмету

4. Формировать умение употреблять собственные и нарицательные имена существительные в речи с помощью письменного ответа по предмету

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников

  2. Воспитывать самостоятельность учеников в ходе выполнения письменных работ

Развивающие:

  1. Развивать слуховую и зрительную память с помощью письменного ответа по предмету

  2. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету

  3. Развивать логическое мышление с помощью слухового распределительного диктанта

Перечень оборудования: учебник русского языка для 5 класса под ред. Львова, проектор, доска со слайдами

Литература: электронный образовательный портал https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sobstvennie-i-naricatelnie-imena-sus2.html




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания


1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Запишите в тетрадях дату и тему урока. Теперь откройте дневники, запишите домашнее задание.


Метод учения: слушание


Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Письмо, запись в тетради и дневнике


2.Повторение изученного материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что наша речь должна быть выразительной и правильной. Для этого нам нужно изучать такой раздел лингвистики как морфологию, и, кроме того, знать литературные нормы языка. Дома вы должны были выучить ударение в тех словах, с которыми мы работали на речевой разминке. Сейчас мы проверим, как вы с этим справились. Подпишите листочки, которые я вам раздала.

Работать будем так: на слайде вам даны слова, запишите их, подчёркивая ударную букву, так как показано в образце. Кто не понял? Три минуты на работу.

Метод учения: слушание


Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое






































Метод обучения: опрос

Приём обучения: письменный индивидуальный опрос

Сдайте листочки.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Образец письменного ответа по предмету

Свёкла, звонит; позвонишь, щавель,

торты, баловать, цепочка, красивее, танцовщица.




Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили, что самостоятельные части речи имеют морфологические признаки.

Какими бывают эти признаки?

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету


Самостоятельные части речи имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки.


3. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Правильно. Давайте вспомним, какие морфологические признаки есть у имени существительного.

Обратите внимание на слайд. Прочитаем вслух теоретический материал. Кира, прочитай.

Метод учения: чтение

Приём обучения: озвученное чтение












Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Хорошо. Давайте ещё раз повторим, какие морфологические признаки у существительного являются постоянными, а

какие непостоянными?

Диана.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Постоянными морфологическими признаками у существительного являются одушевлённость - неодушевлённость, собственное или нарицательное, род, тип склонения. Непостоянными признаками - число и падеж.



Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Правильно. Теперь в тетради зарисуйте и заполните схему, представленную на слайде.


Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

























Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Ребята, давайте проверим, как вы справились.

Гоша, прочитай, какие признаки ты записал в схеме как постоянные, а какие как непостоянные?

У кого не так? Кто не согласен? Исправляйте, кто построил неверную схему. Работаем дальше.














Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Ребята, вы уже изучали собственные и нарицательные имена существительные. Давайте вспомним, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?





Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Постоянными морфологическими признаками у существительного являются одушевлённость - неодушевлённость, собственное или нарицательное, род, тип склонения. Непостоянными признаками - число и падеж.

















Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

На­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это общее на­зва­ние для всех од­но­род­ных пред­ме­тов и яв­ле­ний. Имя соб­ствен­ное – это имя, ко­то­рым на­зы­ва­ют пред­мет, чтобы от­ли­чить его от дру­го­го од­но­род­но­го пред­ме­та. Соб­ствен­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это на­зва­ния от­дель­ных лиц, еди­нич­ных предме­­тов.










Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Правильно. Теперь откройте учебник на странице 64. Прочитаем определение.

Вика.


Метод учения: чтение

Приём обучения: озвученное чтение






Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

Катя.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Нарицательные имена существительные  это особый подкласс существительных, которые обозначают однородные, неуникальные предметы (явления, живых существ). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.
Собственные имена существительные представляют собой подкласс существительных, которые называют отдельные, уникальные, единичные предметы (живых существ) и обозначают индивидуальное название этих предметов (живых существ). Собственные существительные помогают отделить называемый предмет от других, однородных с ним. Данные слова пишутся с заглавной (большой) буквы и, в зависимости от особенностей значения, могут употребляться в кавычках.




Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Потренируемся находить собственные и нарицательные имена существительные и напишем слуховой распределительный диктант. Разделите тетрадь на две колонки. Я буду диктовать слова. В первую колонку вы записываете имена собственные, а во вторую - нарицательные. Обратите внимание на то, как должна быть оформлена запись имён собственных (заглавная буква, кавычки).

Кто не понял?


Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое




Метод обучения: диктант

Приём обучения: слуховой распределительный диктант


Итак, диктую.

Медведь, Байкал, планета, море, Лондон. Мухтар, опера, Марина,

Ералаш, конфета, улица,

«Кусака». ( Как литературное произведение).

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Образец письменного ответа по предмету

Собственные

Нарицательные

Мухтар

медведь

Байкал

улица

Ералаш

опера

Лондон

планета

Марина

море

«Кусака».

конфета



Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Внимание на слайд, проверяем. Если у вас нет ошибок, поставьте 5. Если 1-2 ошибки - 4. Если больше 2-ух ошибок- 3.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое



4.Закрепление изученного материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Хорошо, работаем дальше. Устно выполним следующее задание. Игра « Кто это? Что это?» Вам дан ряд имён существительных. Вы должны сказать, все ли они собственные или нарицательные. Если все собственные, то нужно будет подобрать одно нарицательное существительное, которое будет объединять все собственные. Например: Австрия, Россия, Германия, Франция, Индия - имена собственные. Имя нарицательное - страна. И так далее. Кто не понял?

Внимание на слайд.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

  • 1. Писатели

  • 2.Литературные произведения

  • 3.Города

  • 4. Реки

  • 5. Композиторы

  • 6.Клички животных

  • 7.Журналы



Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее слово

Хорошо. Теперь подберите 5 своих примеров имён собственных и 5 примеров имён нарицательных. Составьте два предложения с именами собственными и 2 с именами нарицательными.


Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету






Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Проверим, что у вас получилось. Прочитайте сначала слова, которые вы подобрали, затем предложения, которые составили.

Полина. ( Спросить несколько человек).


Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету



5.Обобщение изученного материала. Итог урока.

Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? Давайте вспомним и подведём итог.

Чем отличаются имена собственные от имён нарицательных?










Спасибо за работу, урок окончен!

Резерв: упражнение 542.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Мы говорили, что у имён существительных есть постоянные и непостоянные морфологические признаки. К постоянным признакам относятся род, склонение, категория одушевлённости - неодушевлённости, а также собственное это имя или нарицательное. На­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это общее на­зва­ние для всех од­но­род­ных пред­ме­тов и яв­ле­ний. Имя соб­ствен­ное – это имя, ко­то­рым на­зы­ва­ют пред­мет, чтобы от­ли­чить его от дру­го­го од­но­род­но­го пред­ме­та. Соб­ствен­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это на­зва­ния от­дель­ных лиц, еди­нич­ных пред­ме­тов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!