Тема: Построение чертежа фартука в натуральную величину.
Цели:
Образовательные: познакомить с построением и оформлением чертежей швейных изделий (буквенные обозначения точек, отрезков), ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа фартука, закрепить умения выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий.
Развивающие: развивать пространственное мышление, наблюдательность и самостоятельность в работе.
Воспитательные: воспитывать культуру труда и аккуратность в работе.
Наглядные пособия: образец фартука, инструкционные карты.
Оборудование: чертежные инструменты и принадлежности; линейка закройщика.
Межпредметные связи: природоведение организм человека и охрана его здоровья (скелет и мышцы), математика: число, величина (построение чертежей геометрических фигур).
ХОД УРОКА
Организационный момент
- приветствие;
- проверка присутствующих учащихся;
- проверка готовности к уроку.
Повторение:
Для чего измеряют фигуру человека?
Для чего при снятии мерок опоясывают талию?
По какой стороне фигуры снимают мерки?
Мерки снимают с помощью линейки?
Как называется мерка Ст?
Как обозначается мерка полуобхват бёдер?
Какие мерки надо снять для выполнения чертежа фартука?
Назовите детали фартука?
Объясните, почему будем строить только половину фартука?
Какие мерки не делятся при снятии мерок и почему, а какие делятся и почему?
Покажите, как необходимо произвести снятие мерки Ст, Сб, Ди.
Изучение нового материала:
Сегодня у нас не совсем обычная тема, она очень тесно связана с точными науками, одну вы изучаете с первого класса – это математика, с другой вы ближе познакомитесь в старших классах – это черчение.
А теперь давайте рассмотрим фартуки, которые вы видите на доске. Объясните, в чём разница между этими фартуками: – не у всех есть нагрудник, по форме разные, и разные карманы. А скажите мне, кто создает рисунок? Художник. Знаете ли вы, как называется профессия того, кто разрабатывает чертежи, по которым изготавливается одежда? Это художник – конструктор.
Вы будете сегодня работать художниками – конструкторами, будете создавать чертеж фартука по своим размерам. Что – же такое чертёж? (Вопрос детям.)
Чертеж — это графическое изображение какого – либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
Проще всего изобразить на чертеже плоские фигуры. Они имеют два измерения: длину и ширину. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий отмечают какими – либо буквами. Каждый отрезок на чертеже отмечают двумя буквами.
Если предмет по размеру помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину; если же он больше — его уменьшают в определенное число раз, т. е. изображают в соответствующем масштабе. Последний указывает, во сколько раз предмет уменьшен или увеличен.
Масштаб записывается отношением двух чисел: 1: 1 — натуральная величина, 1: 4 — уменьшение в четыре раза; 2 : 1 — увеличение в два раза.
4. Текущий инструктаж. Правила организации рабочего места для выполнения графических работ: подготовить и разложить все необходимое так, чтобы удобно было брать.
С левой стороны положить линейку, с правой карандаш, ручку. Перед собой – лист бумаги для чертежа.
5. Практическая работа. Построение чертежа фартука в масштабе 1:1
Во время работы следить за осанкой девочек: (минутка отдыха).
На уроке мы сидим
Спинки многие кривим,
Сели ровно, распрямились
И в принцесс все превратились.
Перед построением чертежа поясняю, что при конструировании одежды принято все отрезки обозначать русскими буквами, которые соответствуют данной конструктивной линии, например, верх фартука обозначают буквой В, карманы – К, отрезки, относящиеся к талии – Т, низ фартука – Н.
Построение чертежа фартука с нагрудником
Названия отрезков | Расчет | Построение |
1 | 2 | 3 |
1. Определение линии талии | | В точке Т построить прямой угол. |
2. Определение линии низа | Ди = 35 см | От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н. |
3. Определение ширины фартука | Сб:2 + 6 = 40:2 + 6=26 см | От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки T1 и Н1. Соединить точки T1 и H1 прямой линией. Построить прямоугольник. |
4. Определение длины нагрудника | Постоянная величина | Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней 14 см. Поставить точку В. |
5. Определение ширины нагрудника | 7 см | Из точки В провести влево горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку В1 и из этой точки провести прямую вертикальную линию до линии Т Н. |
6. Определение месторасположения кармана | Постоянная величина | 1. От точки Т вниз отложить 7 см и поставить точку К. 2. Из точки К провести горизонтальную линию влево, отложить 7 см и поставить точку К1. 3. Из точки K1 вниз и влево отложить по 15 см и поставить точки К 2 и К3. 4. Соединить точки К1 и К 2 прямой линией. 5. Из точки К 2 влево и из точки К 3 вниз отложить по 15 см и поставить точку К 4. Построить квадрат. |
7.Определение ширины пояса | 9 см | От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П1. |
8. Определение длины пояса | Ст х 2 + 20 = 30 х 2 + 20 = 80 см. | От точки П отложить длину пояса 80 см. и построить прямоугольник с точками П, П 1, П 2 и П 3. |
Выполнение чертежа фартука проводится на свой размер по пунктам инструкционной карты. Объяснение приёмов расчёта и построения чертежа проводится в процессе выполнения практической работы. Получение формулы для расчёта ширины нижней части фартука объясняет учитель. Девочки строят чертёж на своей бумаге (под контролем учителя). Готовый чертёж обводят сплошной основной линией, надписывают названия деталей и их количество, указывают направление нити основы.
6. Закрепление.
1. Назовите отрезки и покажите линии верха и низа? Как они расположены на готовом фартуке? (Если учащиеся затрудняются, показать на манекене).
2. Покажите на чертеже нагрудник. Назовите отрезки, обозначающие линии верха, низа, бока и середины нагрудника? (Покажите их на готовом фартуке).
3. Какими буквами обозначается отрезок, определяющий расстояние кармана от линии талии? (Покажите его положение на фартуке).
4. Что обозначает отрезок КК1? Покажите его положение на фартуке.
8. Итоги урока.
1. Выставление оценок.
2. Анализ выполнения практических работ: самостоятельность и правильность выполнения работы, наиболее характерные ошибки, допущенные учащимися.