Всюду необходимы средства доставки грузов, перевозки людей, обеспечение почтовой связи. Эти средства доставки и перемещения называют транспортными средствами и просто транспортом. Виды транспорта. Существуют 6 основных видов транспорта, которые разделяют по видам среды перемещения и способу движения: железнодорожный, водный, дорожный безрельсовый, воздушный, космический и трубопроводный. Кроме того, существуют комбинированные виды транспортных средств, которые могут перемещаться в 2-х средах – по воде и по суше. Это суда на воздушной подушке (рис. 13.1, а), автомобили-амфибии. Как вид дорожного безрельсового транспорта до сих пор используется и гужевой транспорт (рис. 13.1, б). Он бывает незаменим на селе и в труднопроходимой местности. Характеристики транспорта. При организации перевозок следует учитывать технологические и экономические характеристики каждого вида транспорта. К таким характеристикам относятся: пропускная способность, а также скорость, стоимость, регулярность, дальность и объем перевозок, необходимость в специальной сети дорог и специальных терминалах. Пропускная способность – это наибольшее количество единиц наземного транспорта, которые может пропустить данная дорога за единицу времени. Объем перевозок определяет возможное количество перевозимых грузов или людей. Для их загрузки и разгрузки, обеспечения прибытия и отбытия необходима организация специальных знаний и конструкций (терминалов). Движители. Виды транспорта можно классифицировать по типу движителя – устройства, которое и создает движение. Движители имеют разную конструкцию для разных видов транспорта. Для сухопутного транспорта наиболее распространенным движителем являются колеса. Они используются на железнодорожном и автомобильном транспорте (рис. 13.2, а), в велосипедах, мотоциклах, скутерах. Катковый движитель очень похож по форме и принципу работы на колесном движитель (рис. 13.2, б). Катки могут быть пневмоническими, и машина с такими катками будет обладать большой проходимостью. На мотокультиваторах (рис. 13.3) устанавливают роторно-фрезерные движители, в которых используются роторы-фрезы с поддерживающими колесами или лыжами. В большом количестве транспортных устройств устанавливают гусеничные движители. элементом таких движителей является непрерывная лента из металлических звеньев (траков) или резиновая лента, армированная тканевыми и металлическими нитями. В вездеходных транспортных средствах гусеницы могут сочетаться с колесами или лыжами. Получается полугусеничный (колесно-гусеничный) движитель или лыжно-гусеничный движитель (рис.13.4). такие движители обеспечивают высокую проходимость транспортного средства. Высокую проходимость обеспечивает и шнеко-роторный движитель. Шнек похож на стержень со сплошной винтовой нарезкой. Полые шнеки работают и как поплавки, что позволяет такому транспортному средству передвигаться не только по суше, но и по воде. Перспективными являются транспортные средства, у которых движителями являются конечности, как у человека, животных или насекомых. С применением таких движителей конструируются человекоподобные роботы, шагающие насекомоподобные машины для выполнения работ в труднопроходимой местности, например, при заготовке древесины. Для грузового и пассажирского транспорта является магнитный движитель – маглев. Здесь используется физическое явление притягивания и отталкивания полюсов магнита. транспортное средство как бы парит над поверхностью (рис. 13.5). Самоходные и прицепные транспортные средства. Самоходные транспортные средства могут приводится в движение мускульной силой человека и животных (рис. 13.6, а) или различными двигателями (рис. 13.6, б). Прицепные транспортные средства присоединяются к самоходным для увеличения объема перевозимых грузов или числа пассажиров. Внутрипроизводственный транспорт. В особую группу выделяется транспорт, используемый для предприятий. Он служит для перемещения внутри цехов и между цехами материалов, полуфабрикатов, оборудования и т.п. Перемещение грузов по жестко заданным траекториям осуществляют с помощью конвейеров (рис. 13.7, а, б). Более мобильными являются электрические тали и мостовые краны (рис. 13.7, в, г). Однако эти производственные транспортные средства ограничены пространством одного помещения или небольшой территории. Мобильное перемещение грузов во внутренних помещениях предприятий осуществляется с помощью электромобилей и электрических тележек. Для оперативной работы используются различные виды ручных тележек. Транспорно-подъемными средствами на производстве и в складном хозяйстве являются кары ((рис. 13.8). для работ вне помещений используются автокары с двигателем внутреннего сгорания. В помещениях используются только электрокары, электрический мотор которых питается от установленных в этих машинах аккумуляторов. |