СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правила постановки тире в простом предложении".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правила постановки тире в простом предложении".»

Постановка тире в простом предложении (повторение, 2 урока).

План-конспект урока.

  1. Организационный момент.

  2. Тема, структура, цель, задачи урока.

  3. Проверка Д/З.

  4. Новая тема (теоретический материал и упражнения см. ниже, после плана). Организацию повторения с помощью предложенного материала выстраивает учитель (возможна самостоятельная работа учеников с помощью учителя, классический урок и др.).

  5. Подведение итогов урока (рефлексия).

  6. Д/З теорию повторить (выучить), письменное задание по выбору учителя.



Материалы и упражнения к уроку.

1

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

Пример

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже.

Мой отец (подлежащее, сущ. в Им. падеже) – летчик (сказуемое, сущ. в Им. падеже).

Если подлежащее и сказуемое выражены числительным в именительном падеже.

Два и три (подлежащее, числит. В Им. падеже) пять (сказуемое, числит. В Им. падеже).

Если один из главных членов выражен числительным (или словосочетанием с числительным), а другой – именем существительным в Им. падеже (или словосочетанием с существительным в Им. падеже).

Мой рабочий день (подлежащее) восемь часов (сказуемое).

Если подлежащее и сказуемое выражены глаголом в неопределенной форме.

Жить (подлежащее) – Родине служить (сказуемое).

Если один из главных членов выражен глаголом в неопределенной форме, а другой – именем существительным в Им. падеже

Друга спасти (подлежащее) – высшая честь (сказуемое).

Примечание. Во всех перечисленных случаях, если перед сказуемым стоят слова вот, значит, это, то тире ставится пере этими словами. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы (А. С. Пушкин).

Упражнение 1.

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните в них грамматическую основу. Над подлежащим и сказуемым надпишите, какой частью речи они выражены. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически (схема) объясните постановку знаков препинания.

  1. Скромность одна из величайших черт русского народа. (Паустовский К.)

  2. Врать это значит всегда чего-то бояться. (Нилин П.)

  3. Вмешиваться в сугубо личные дела это значит не уважать товарища. (Нилин П.)

  4. Дело художника рождать радость. (Паустовский К.)

  5. Безумство храбрых вот мудрость жизни. (Горький М.)

  6. Наш дар бесценный речь. (Бунин И.)

  7. Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть. (Чехов А.)



2

Условия, при которых тире не ставится никогда

Тире НЕ ставится

Пример

Если подлежащее выражено личным местоимением.

Я (подлежащее) честный человек (сказуемое) и никогда не говорю комплиментов. (Чехов А.)


Примечание. В этом случае тире ставится тогда, когда нужно подчеркнуть выразительность высказывания и на личное местоимение падает логическое ударение.

Я (подлежащее) – гражданин (сказуемое) Советского Союза. (Маяковский В.)

Если сказуемое выражено именем прилагательным.

У нее сердце (подлежащее) очень доброе (сказуемое), но голова (подлежащее) бедовая (сказуемое). (Тургенев И.)

Если перед сказуемым стоит сравнительный союз как, точно, словно, будто, что.

Красивые, ровные зубы (подлежащее) что крупные перлы (сказуемое) у ней (Некрасов Н.)

Если перед сказуемым отрицание НЕ

Офицер (подлежащее) этот не чета (сказуемое) вам (Федин К.)

Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.

Севастополь (подлежащее), очевидно, город чудес (сказуемое). (Паустовский К.)



Упражнение 2.

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните в них грамматическую основу. Над подлежащим и сказуемым надпишите, какой частью речи они выражены. В скобках, после предложения, кратко объясните, почему отсутствует в предложении тире.

  1. Венька решительный и смелый, когда требуют обстоятельства. (Нилин П.)

  2. Егоров не какая-то особенная фигура. (Нилин П.)

  3. Он композитор.

  4. Капли меда словно жемчуг.

  5. Степь словно сплошной солнечный диск. (Солоухин В.)

  6. Сердце не камень.

  7. Такие крыши, конечно, редкость на таежных заимках. (Нилин П.)



3

Тире при обособленном приложении в простом предложении.

Вспомним, что такое приложение.

Согласованное приложение – это определение (отвечает на вопросы какой? чей?), выраженное именем существительным (или существительным с зависимыми словами), согласованным с определяемым словом в падеже и числе.

Несогласованное приложение не согласуется в косвенных падежах с определяемым словом.

Виды приложений по значению.

Значение приложения

Пример

Качество, свойство предмета


Согласованные

(нет петуха-забияки, дать петуху-забияке и т.д.)

Петух-забияка, завод-гигант.

Очень похожи на сложные имена существительные или являются ими (см. контекст).

Петух (какой именно?) забияка


Возраст, звание, род занятий человека.

Согласованные (нет врача Ивановой, дать врачу Ивановой и т.д.)

Прием ведет врач Иванова.

Прием ведет Иванова (какая именно?) врач


Пояснение, более точное название.


Согласованные (нет гена, то есть фрагмента молекулы ДНК и т.д.)

Ген, то есть фрагмент молекулы ДНК, несет в себе наследственную информацию.

Ген (какой именно?) фрагмент молекулы ДНК

Название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т.д.


Несогласованные (нет конфет «Птичье молоко», рассказать о конфетах «Птичье молоко» и т.д.)

Мама любит конфеты «Птичье молоко»

Конфеты (какие?) «Птичье молоко»


Географическое название.

Несогласованные (нет озера Байкал, рассказать об озере Байкал и т.д.)

Озеро Байкал поражает всех величием и красотой.

Озеро (какое?) Байкал



Вспомним правила постановки тире при приложении.

Тире при обособленных приложениях ставятся

Пример

Если перед приложением можно вставить то есть

Возможна вариативность знаков (либо тире, либо запятая); постановка знака препинания зависит от контекста.

В брезентовом поясе радиографов находятся эталоны – металлические пластинки. (Кожевников В.)

Если приложение стоит в конце предложения и подчеркивается его самостоятельность.

Возможна вариативность знаков (либо тире, либо запятая); постановка знака препинания зависит от контекста.

Изолировщицы смолили трубу, бинтовали ее гидроизоляцией и отдыхали на ней – единственном куске тверди в этой заболоченной пойме. (Кожевников В.)

Если нужно выделить с двух сторон приложение, имеющее пояснительный характер.

Возможна вариативность знаков (либо тире, либо запятая); постановка знака препинания зависит от контекста.

К самому древнейшему из всех искусств – искусству труда – у нас почему-то не относятся как к величайшему зрелищу. (Кожевников В.)

Если приложение относится к одному из однородных членов предложения.

Всегда ставится тире, без вариантов.

На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квартире, сестру Нину с двумя подругами.

Упражнение 3.

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните в них грамматическую основу. Найдите приложения, выберите, какой знак препинания (запятую или тире) нужно поставить при приложении. Расставьте все пропущенные знаки препинания.

  1. Шура Дубровина студентка Харьковского университета вернулась в Краснодар к отцу. (Фадеев А.)

  2. На маяке жил только сторож старый глухой швед, бывший шкипер. (Паустовский К.)

  3. Капитан на первый взгляд грубый, жесткий отдает все знания и душевные силы чтобы спасти пассажиров обреченного парохода судна охваченного гибельным пожаром.

  4. Другой моряк механик с этого же парохода думал лишь о собственной выгоде пытаясь втайне от капитана провести запрещенный груз бочки с горючим взрывоопасным веществом.



В помощь учителю.

Упражнение 3.

  1. Шура Дубровина, студентка Харьковского университета, вернулась в Краснодар к отцу. (Фадеев А.)

  2. На маяке жил только сторож - старый глухой швед, бывший шкипер. (Паустовский К.)

  3. Капитан, на первый взгляд грубый, жесткий, отдает все знания и душевные силы, чтобы спасти пассажиров обреченного парохода - судна охваченного гибельным пожаром.

  4. Другой моряк, механик с этого же парохода, думал лишь о собственной выгоде, пытаясь втайне от капитана провести запрещенный груз - бочки с горючим взрывоопасным веществом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!