Открытый урок. Русский язык. 6 класс. Учитель: Юркевич Ирина Владимировна.
Тема :"Правописание приставок -пре- и -при-"
Открытый урок. Русский язык. 6 класс. Учитель: Юркевич Ирина Владимировна.
Тема :"Правописание приставок -пре- и -при-"
Тема: Правописание гласных в приставках пре- и при-.
Цель: дать общее представление о написании приставок пре- и при-.
Задачи: сформировать представление о правописании приставок при - и пре, показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре, обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод; развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; отрабатывать навыки самостоятельной работы; совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем; развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. формировать положительное отношение к знаниям. воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами
по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Лингвистическая разминка: образуйте слова от следующих корней
-вод-
-гор-
Ребята , какие части речи вы использовали, чтобы получились новые слова? (приставка, суффикс).
III. Изучение нового материала
1. Формулирование правила.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым орфографическим правилом.
На доске : пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть
пр..шить, пр..клеить, пр..битъ
пр..школьный, пр..дорожный
пр..открыть, пр..гореть,
пр..добрый, пр..милый,
пр..градить, пр..рвать
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить. (Выслушать мнения ребят.)
-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?
ВЫВОД:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере
Исключение: существуют слова в которых приставки пре-,при- стали частью корня, их правописание надо запомнить
пре | при |
президент президиум прельщать претензия претендент препарат | природа присяга причина привет приключение приятный придирчивый приоритет |
2. Первичное закрепление
Послушайте стихотворение, из которого надо будет выписать слова с приставками пре- и при-.
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорало – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело – помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой –
ПРЕ- мы напишем об этом.
IV.Закрепление изученного материала
1.Заполнить таблицу (упр.154 стр.69)
В значении «приближение» | В значении «присоединение» | В значении «неполнота действия» | Значение близко к приставке пере- | Значение близко к приставке очень |
……. ……… | …….. …………. | ……… …………. | ………….. ………. | ………. ……….. |
2. Самостоятельная работа
-подберите к данным словам антонимы с приставками пре-, при-
удаляться
убежать
Ускакать
ленивый
отозвать
убавлять
отлив
уважать
отсутствовать
отталкивать
3. Запись текста под диктовку
В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но люди придумали, они привязали к бревну еще бревно, получился превосходный плот. А затем сделали первую лодку, потом прикрепили к ней паруса, прибили по бокам доски.
-подчеркните слова с приставками пре-, при- как члены предложения, объясните значение приставок.
4. Конструирование словосочетаний
- преобразовать фразы в словосочетания, в состав которых входят слова с приставкой при-
Камень у дороги
Присоединить доску к полу при помощи молотка и гвоздей
Приближаться пешком к дому
Приближаться к вокзалу на поезде
Приближаться к аэропорту на самолете
Город, расположенный около моря
Не полностью открыть дверь
Сделать звук немного тише
Приблизить стул к столу
Невысоко поднять голову
Присоединить пуговицу к ткани
Несильно заболеть
V. Рефлексия: Игра «Ассоциация»
К доске выходит учащийся, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка при-, пре-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать, что это за слово. Тот, кто угадал, выходит к доске объяснять новое слово.
VI. Подведение итогов урока
Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
– Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
VII. Домашнее задание: составить предложения со словарными словами, расположенные на стр.68-69