СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание Не и Ни в наречиях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание Не и Ни в наречиях"»

Практикум 1.

Быкова Олеся Вячеславовна, МБОУ «СОШ№32»им.В.А. Капитонова.

Тема урока: «Правописание не и ни в отрицательных наречиях».
Цели урока:

- обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений и других частей речи с не;
- развивающая – развивать умение осмысливать значение 
приставок не и ни, развивать логическое мышление;
развивать умение связно излагать
свои мысли; пополнить словарный запас учеников;
- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению, работа с художественным текстом.
Задачи урока: создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства (индивидуальная работа, фронтальный опрос);
сформировать у учащихся прочные орфографические умения и компетенции на основе изученного правила. 
Тип урока: урок объяснения нового материала. 

Ход урока:
I. Организационный момент –(1 мин.)
II. Проверка домашнего задания – (7 мин.)

- Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках русского языка?
(Правописание наречий на -О и -Е)
- Что такое наречие? Какие группы наречий вы знаете?

- Правописание наречий с приставками ПО-, В-? Как отличить наречие от прилагательного?

Мы гуляем по зимнему лесу.

Мы гуляем по-зимнему одетые.

Практическая работа (проверка изученного материала):

Разноуровневые задания: 1-й уровень сложности — словарный диктант, 2-й – выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Определите, какое задание будете выполнять.
1. Словарный диктант. Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.
2. Карточки. 
1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.
1) Здесь было совсем пустынно.

2)Издали доносился шум и плеск.

3)Беспрестанно идут дожди.

4)Вдали сгущался ночной полумрак. 
5)Ветер дует без устали.

6) Идём по дороге медленно, вразвалку.
7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.
8) Мальчик был в курточке нараспашку.
9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи превращается в лёгкую массу.

10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.
2) Подчеркните в тексте наречия как члены предложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.
Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.
3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.
Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показалось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, которую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.
Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил поля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
III. Работа над темой урока.
Сообщение темы, цели урока.
1.Повторение изученного.
1) Лексическая разминка.(5 мин.)
Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите их в тетради:
1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, — это (невесомость).
2) Вымысел, лживое сообщение — это (небылица). I
3) Незнание, неосведомленность — это (неведение).
4) Невоспитанный, грубый человек — это (невежа).
5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то — это (невежда).
6) Простодушие, наивность — это (невинность).
Задание 2. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия. Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как убитый; выполнить работу без сучка без задоринки.
2) Наречия или местоимения? (Это задание выполняется дифференцированно: «сильные» учащиеся самостоятельно на оценку выполняют упражнение № …, а «слабые» работают с учителем) (5 мин.)
Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова — наречием или местоимением?
1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)
2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)
3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)
4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
1) НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Познакомьтесь с теоретическим материалом на странице ... 
-Чем являются не и ни в наречиях? Как пишутся?
Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:
негде — нигде, некогда — никогда.
-Отчего зависит выбор написания не или ни?
Под ударением пишется не, в безударном положении — ни:
несколько — нисколько.
2) Проблемный вопрос.
Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.
1) Местоимение. 2) Имя прилагательное. 3) Имя существительное.
Ответ: местоимение.
IV. Закрепление нового материала. (15 мин.)
Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?
Некому н_ известно, приблизиться незаметно, н_искренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал.
Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.
Ответ. Никому не известно, приблизиться неза¬метно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуж¬денно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал.
Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде — нигде. Некуда — никуда. Неоткуда — ниоткуда. Некогда — никогда. Незачем — …… — никак.… — нисколько.
Задание 3. Закончите предложения.
1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударени¬ем пишется приставка… (не).
2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пи¬шется приставка… (ни).
Задание 4… Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)
1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.
2) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.
4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости… 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.
Задание5. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ. (выполняется «слабыми» учениками)
1) (Не, ни)где не видно жилья.
2) (Не, ни)чем не измерить простора полей.
3) (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни)чего (не, ни)испугаюсь, (не, ни)с чем не соглашусь.
4) (Не,ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места.
5) Писем ждать было (не, ни)откуда.
Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)
Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.
1) Ум — одежда, которая………… (никогда) не износится, знание — родник, который …………..(никогда) не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).
3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было…………. (неоткуда).
5) Но …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.
6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру. 
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: «3» — упр№…; «4» и «5» — из художественных произведений выбрать предложения (5 – 7) с наречиями, определить, каким членом предложения они являются, произвести их морфемный анализ. 
 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!