СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Праздник русской матрёшки" по предмету УГДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Праздник русской матрёшки" по предмету УГДД можно использовать  и во внеурочной деятельности.  При проведении урока учитель использовал не только материал по истории создания этой удивительной игрушки, а также стихи, песни, частушки, посвящённые ей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Праздник русской матрёшки" по предмету УГДД»

МОУ «Металлистовская школа имени Н. Островского»

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики



















«Праздник

Русской матрёшки»




Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Донбасса



Учитель начальных классов

Медяник Л. А.









п.Металлист

2018

Цели: содействовать эстетическому воспитанию учащихся; развивать художественный вкус; углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Задачи: обобщить знания учащихся о матрёшках из Полхов-Майдана, Семёнова, Загорска; воспитывать уважение к традициям своего народа, воспитывать уважительное отношение к человеку и его труду;

Форма проведения:  урок - праздник.

Оборудование для учителя: компьютер, презентация, игрушки-матрёшки, сигнальные карточки, иллюстрации, карточки для игры "Собери картинку", цветы для создания авторской матрёшки.

Оформление праздника:

На классной доске: выставка рисунков учащихся, на столе – матрёшки-сувениры, репродукции, рисунки, костюмы для матрёшек.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать развитию интереса к народным промыслам;

Личностные: ученик получит возможность для формирования интереса к декоративно - прикладному искусству; уважительного отношения к мастерам, их творчеству; развивать свои творческие способности.

Метапредметные УУД:

регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; вносить коррективы в процессе работы;

познавательные: ученик научится самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; организовывать творческое пространство;

 коммуникативные: - умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать учителя и одноклассников.




Учитель:

1

Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую

мы готовили для Вас!

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, пожалуйста, к ним, поздоровайтесь. Садитесь.

- Ребята, у меня есть сундучок. А в нём диво – дивное.

Хотите отгадать, что за диво?

Тогда слушайте загадку!

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша…



Учитель. Действительно это матрёшка.

Так о чем мы будем говорить?

Целеполагание и определение темы урока. Сегодня мы продолжаем говорить о матрёшке. И урок наш необычный – урок – праздник - будет посвящен матрёшке. А раз это праздник, что мы возьмём с собой на праздник? Чем мы будем заниматься?

(На доске открывается надпись « Праздник русской матрёшки»

1 - слайд

Учитель: Готовясь к уроку, мы провели большую поисковую работу. Очень много узнали из книг и сделали сами. И всё - о матрёшках. Предлагаю рассказать это нам.

- Скажите, а что такое матрёшка?


  1. й слайд

Учитель. Действительно, в толковом словаре русского языка мы прочи­тали:

  • Матрёшка - это расписная игрушка-кукла.

    • Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит их 2-х частей.

    • Внутри полая, в неё вставляются другие куклы меньшего размера, но такой же формы..


3 слайд

-Послушайте внимательно стихотворение.

2.  Сообщения девочек 

1-я (Держит игрушки - матрёшку и Ваньку-Встаньку)


Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.


Учитель

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.


3-я - На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:


4.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, а откуда матрешка в Россию пришла? (ответы детей)

Правильно. Идея создания деревянной расписной куклы возникла под впечатлением японской игрушки, привезенной из Японии. Увидел российский художник Сергей Васильевич Малютин, фигурку деревянного Фукурумы.

4 слайдстаричок Фукурума с семьёй

Такой умным-преумным был этот Фукурума, что его голова растянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его семья, поэтому выражение лица у Фукурума было озабоченным, ведь всю семью нужно как-то прокормить. 

5 Слайд Сергей Васильевич Малютин был впечатлён японской куколкой. Он решил создать свою, русскую деревянную игрушку. Народному мастеру по дереву Василию Звёздочкину она тоже понравилась.  Сделал он заготовки из дерева, выточил пустые фигурки и отдал художнику расписывать. 

6 Слайдматрёшка и её семья

- Ребята, какой была первая матрёшка? Художник Малютин изобразил на первой фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. 

7 слайдрусская матрёшка в сарафане с петухом

И так захотелось данной деревянной куколке русское имя отдать! 

В то время самое популярное женское имя было Матрёна!

И стали новейшие игрушки Матрешками. 

Назвали куклу «Матрёшкой» – очень популярно тогда было женское

имя – Матрёна (Матрона). В его основе этого имени лежит слово - мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства,


Учитель

3.Беседа о матрёшке.

1) Кто скажет, какой секрет у русской матрёшки? (ответы детей) Да, эта деревянная куколка с секретом! Внутри у неё живут куклы меньшего размера. Как будто это мама с детишками, целая семья деревянных куколок. Вот и говорят, что матрёшка – символ семьи.

Послушайте, какое стихотворение расскажут нам мальчики.

Стихи:

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.


Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.- Сколько кукол?


- Кукол пять

Учитель: Действительно, их 5, а были ещё и 6 -, 8 -, 12-местные матрешки. Свое виртуозное мастерство токари проявляли в больших наборах, насчитывающих до 50 штук.

Игра. Разбери матрёшку. Сейчас мы с вами поработаем в группах . Давайте вспомним правила работы в группах .


У кого на парте тюльпан, Те, ребята работают за последней партой 1 ряда, а у кого ромашка – те работают за партой 2 ряда. Подойдите к партам.


У Вас на партах матрёшки. Сейчас вы разберёте их.

У Вас задание – разобрать и посмотреть, кого из членов семьи, могут представлять эти матрёшки.


У Вас задание – разобрать и посмотреть, какие они по величине.

А теперь задание посложнее, Разбирая матрёшки, назовите каждую разным именем!

Поработали, а теперь отдохнём.

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

8 слайд. Садитесь и послушайте интересную историю. Которую нам приготовила Тая. Однажды Евгений Безруков, семеновский мастер, долго бродил по лесу – искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой ровно в метр. Нашел, вырезал и принес матрешку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек, и каждая в неповторимом наряде.

Учитель. Матрешка сегодня – это популярный сувенир.

Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей. О матрёшках существует много стихотворений и песен. Вот одну из них приготовили наши матрёшки. Посмотрите и послушайте пожалуйста.

Дети поют и танцуют танец «Русские матрешки».



-Спасибо, девочки. Ребята, а ведь матрёшки бывают разные.

Послушайте внимательно, какие они бывают. Сейчас нам об этом расскажут сами матрёшки.

9 слайд 1 ученица - Загорская матрёшка.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Рассказ .Учитель. С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрёшек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания

вытянется от Загорска до Москвы.

10 слайд 2 ученица - Семёновская матрёшка. Рассказ

Учитель. Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

11 слайд 3 ученица – Полхов - майданская матрёшка.

Рассказ

Вы внимательно слушали наших матрёшек, и запомнили, чем они отличаются? а теперь я предлагаю вам игру

"Собери картинку".

- Работать будем в парах.

- Вам нужно собрать картинку из этих фигур. Пара, которая быстрее справится с заданием, поднимает руки вверх.

- И что же получилось? (матрёшки).

-Какая матрёшка у Вас?.. Как вы определили? 12 слайд

Учитель. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме». С последним трудно

не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа,

настоящего произведения искусства.




Учитель:

В лавке, на прилавке Матрёшечки стоят.

Удивляет, завлекает затейливый наряд.

Сарафаны расписные, щечки зорькою горят

Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

А наши матрёшки приготовили нам частушки. Частушки.

Учитель. У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. Она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой, и готова подарить людям свою тайну, кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

- Ребята, давайте мы создадим свою матрёшку. Вы знаете, что на территории нашей школы, расположен школьный ландшафтный парк «Гармония». На

клумбах нашего парка растёт много красивых цветов. 13 слайд

Вспомните, как называются эти цветы? Такие же цветы лежат У вас на партах , выберите те из них, которые вам нравятся, и поместите их на передник матрёшки.

- Как назовём эту матрёшку?

По ярким цветам на переднике нашей матрёшки, видно что урок вам понравился.

И завершим мы его игрой «Дополни предложение»:

Сегодня на уроке я узнал…..

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Молодцы я вижу, что вы внимательно слушали и всё запомнили, и у нас получилась замечательный праздник.

- Спасибо за урок! 14 слайд

А нашим гостям мы хотим на память подарить подарок.

Примите гости дорогие наши матрёшки озорные!

Блиц – турнир.

  1. О чём мы сегодня с вами говорили? (О матрёшке)

  2. Как звали японского деревянного старичка? (Фукурума)

  3. Кто был первым создателем русской матрёшки? (художник Сергей Васильевич Малютин и мастер по дереву Василий Звёздочкин)

  4. Кого держала в руках первая матрёшка? (петуха)

Молодцы я вижу, что вы внимательно слушали и всё запомнили, и у нас получилась замечательный праздник.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!