СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Предмет: Окружающий мир Тема: «Искусство России XVIII века » Класс: 4 Тип урока: ОНЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Предмет: Окружающий мир Тема: «Искусство России XVIII века » Класс: 4 Тип урока: ОНЗ»

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Искусство России XVIII  века »

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Цель: сформировать представления об искусстве 18 века.

Задачи:

Образовательные: - расширять знания о русских живописцах, скульпторах, архитекторах, зодчих;

Развивающие: -способствовать развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления.

Воспитательные: -формировать ответственное отношение к результатам учебного труда, бережное отношение к окружающему миру; воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные УУД: имеют представления о российской архитектуре и живописи XVIII века , в том числе и об архитектуре в Курской области .

Метапредметные УУД:

Познавательные: умеют извлекать из учебника нужную информацию, умеют анализировать.

Регулятивные: ставят учебные задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои поступки вносить коррективы с учётом характера ошибок.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание на заданную тему, умение высказывать свое мнение, участвовать в диалоге, слушать собеседника и адекватно воспринимать его.

Личностные УУД :проявляют учебно-познавательный интерес к предмету «Окружающий мир».


Оборудование: учебник. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс УМК « Школа 21 века», презентация.

Ход урока:


Педагогическая деятельность учителя

Учебно-познавательная деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Назовите качества человека, которые пригодятся для успешной работы на уроке.

-Я надеюсь, что именно этими качествами вы будете пользоваться на уроке.


Приветствуют учителя



- Внимание, старание, память, культура

Актуализация знаний

1.Характеристика погоды.

-Какое сегодня число?

-Какое время года сейчас? Как вы определили?

-Какая погода на улице?

-Какое небо?

-Какое направление ветра?

-Температура выше или ниже нуля?


2.Повторение изученного.

-Кто такие скоморохи?


-С чем была тесно связана древнерусская музыка?



-Что такое ремесло?

-Какие ремесла вы знаете ?

-Как называлось ремесло по изготовлению из кожи и шкуры?

-Чем на Руси занимались плотники?

-Назовите основные инструменты плотника.


Выполняют характеристику погоды по вопросам







-Русский скоморох – это актер, который передвигался и веселил людей.



Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом.



-Русский народный промысел.

Ответы детей.

-Кожевенное.


-Работа плотников была связана с обработкой древесины , которую они превращали в разные детали. Стоили бани, дома, целые города.

-Рубанок , топор и молоток.

Проблемное изложение и фиксирование нового знания

1.Подведение к теме урока.

- Чтобы узнать тему урока, «соберите» слово. 

-Что вы знаете об архитектуре?

– Прочитайте, как дано объяснение в словаре.

Архитектура– искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.

-Предположите тему урока.

– Сегодня мы познакомимся с архитектурными памятниками и живописью XYIII века.

-Какие задачи мы поставим перед собой ?

-Ребята, скажите что такое искусство?

-Что мы отнесем к искусству?

- Ребята, скажите, а что это за город, град Петра?


-Ребята, а вы были в этом городе?


-Вы знаете с чего все начиналось?

При Петре I строительство, особенно в его новой столице России, приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы.

Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание Санкт -Петербургского университета.


Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо.


- Кто-нибудь из вас был в Эрмитаже?

Эрмитаж — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге.
- А что же там находится?

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.


Петровский дворец был заложен в 1775 г. по указу императрицы Екатерины II в честь успешного завершения русско-турецкой войны Проект был выполнен выдающимся архитектором Матвеем Казаковым. Петровский путевой дворец — один из н памятников, дошедших до нас почти в первозданном виде.

М. Ф. Казаков -крупнейший русский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре.

- Ребята, но удивительные постройки были не только в этом городе.

Просмотр видеофрагмент с острова Кижи.


-Рассмотрите иллюстрацию«сказка куполов», почему автор дал именно такое название ?

Заповедный остров Кижи, Кижи —архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост,  включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля.  
Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось, ни одного гвоздя!


-Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое портрет?

-Портре́т - изображение или описание какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами.

- Как бы вы назвали человека, который рисует эти портреты?
- Что же такое, парадный портрет?





- В музеях живописи есть картины, подписанные так: «Неизвестный автор». XVIII век. Такие подписи возникали потому, что картины писались крепостными художниками, имена которых не назывались. А художник - дворянин не подписывал своего имени, так как занятие художеством не считалось серьезным делом.

- А теперь рассмотрим портреты на стр.100. Какие из них парадные?


А какие архитектурные сооружения 18 века есть в нашем городе.

Середина восемнадцатого столетия ознаменована в России торжеством пышного и блестящего архитектурного стиля барокко. 

Эти годы совпали с началом строительства в 1752 году в Курске приходской Казанско-Сергиевской церкви, нынешнего Сергиевско-Казанского кафедрального собора, настоящей жемчужины русской архитектуры. 

Издавна авторство здания приписывают В.Растрелли. Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам В.Растрелли нет. 

Воскресенско-Ильинский храм

Каменное сооружение возвели в 1768 году, через 20 лет оно получило статус главного городского храма. 


-Архитектура .

Ответы детей.

Читают лексическое значение слова "Архитектура"


Предполагают тему урока.

Искусство России 18 века.



Познакомимся с архитектурными сооружениями 18 века на примере города Санкт-Петербурга; Узнаем архитектурные сооружения 18 века в городе Курске; познакомимся с основным направлением живописи 18 века;

Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств .

-Театр, Живопись, Здания, Балет, Скульптура.



-Санкт- Петербург


Ответы детей


-Нет.















Воспринимают речь учителя.


















Ответы детей.

Эрмитаж — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге.


Коллекции произведений искусства , памятники культуры.






















Потому что все сооружения имели большие и красивые купола.












Рассматривают иллюстрацию .







Ответы детей.



Читают лексическое значение слова.






Портретист.

Смыслом и целью авторов парадного портрета было не просто умение максимально точно передать черты личности, а написать так, чтобы восславить, возвеличить человека.










Рассматривают портреты , выделяют из них парадные.








Рассматривают иллюстрации архитектурных сооружений города Курска на презентации .

Первичное закрепление во внешней речи


-Ребята , сейчас вы поработаете в группах .На партах у вас карточки с заданиями на выполнение которых у вас 5 минут .


Работа в группах:

1 группа

Прочитайте информацию в учебнике, расположенную на 96 странице , ответив на вопросы:

1. Какие сооружения в России 18 в. считались самыми красивыми и величественными ?

2.Где происходили изменения в строительстве и архитектуре ?

3. Чему в начале века стали уделять большое внимание ?

4.Назовите имя великого архитектора ,занимавшего особое место среди других архитекторов.

5. Назовите лучшее его творение .


2 группа

Прочитайте информацию в учебнике, расположенную на 98 странице , ответив на вопросы:

1.Что было построено в конце 18 века в Москве?

2.Кто является архитектором этого проекта ?

3. Что называют "сказкой куполов"

4. Где расположена "сказка куполов"

5. Кто построил "сказку куполов"


3 группа

Прочитайте информацию в учебнике, расположенную на 100 странице , ответив на вопросы:

1. Живопись XVIII века – это прежде всего какое искусство?

2.Часто художники писали «на заказ». Какие это были картины?

3.Перечислите несколько фамилий художников XVIII века.

4.Создавая картины "на заказ ", что художник вынужден был подчеркнуть?

Физкультминутка


Слушают задание учителя.







1.Соборы и царские палаты .


2. В столице и крупных городах России.


3.Внешнему виду зданий, домов,театров, учебных заведений.

4.Варфоломей Растрелли.

5.Зимний дворец.








1.Петровский путевой дворец

2. Матвей Федорович Казаков.

3.Деревянные церкви .

4. На острове Кижи в Онежском озере .

5.Нестор.











1.Искусство портрета.

2.Парадные портреты

3.А.Г. Венецианов, И.Н. Аргунов, Д.Г, Левицкий.

4.Красоту и богатство человека.





Самостоятельная работа

Откройте рабочие тетради на странице 31, выполните упражнение 53.

Соедини линией названия архитектурных сооружений с именами их авторов.

Зимний дворец В.В. Растрелли

Петровский путевой дворец М.Ф. Казаков

Кижи Нестор

Соединяют названия архитектурного сооружения с именами авторов .



Включение нового знания в систему знаний и повторение

-О каких архитекторах мы разговаривали сегодня?

-Какие Архитектурные сооружения запомнили?

-Где расположена "сказка куполов".

-Часто художники писали «на заказ». Какие это были картины?

-Перечислите несколько фамилий художников XVIII века.

-Создавая картины "на заказ ", что художник вынужден был подчеркнуть

Варфоломей Растрелли, Матвей Казаков .


Сказка Куполов, Зимний дворец ..

На онежском озере в Карелии .


Парадные портреты.


А.Г. Венецианов, И.Н. Аргунов, Д.Г, Левицкий.

Красоту и богатство человека.

Рефлексия учебной деятельности

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Какие цели мы ставили вначале урока?





-Достигнута ли цель, которую мы ставили перед собой в начале урока?

 Что нового узнали на уроке?

-Какие впечатления у вас остались?

- Что особенно запомнилось?


- Запишите домашнее задание: Учебник стр. 96 - 101, раб. тетр. стр.31 № 53 «Поработаем над проектом»


Искусство России 18 века.

Познакомиться с архитектурными сооружениями 18 века на примере города Санкт-Петербурга; Узнать архитектурные сооружения 18 века в городе Курске; познакомиться с основным направлением живописи 18 века;

Да.



Ответы детей.




Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!