СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг"»

Дата проведения:

Тема урока: Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного и о реформах Избранной Рады; показать сущность и значение проводимых реформ.

  2. Формировать активную жизненную и гражданскую позицию

  3. Развивать умение давать собственную оценку историческим событиям; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом; развивать речь обучающихся.


Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  • понимать причины, сущность и значение проводимых реформ.

  • знать основные даты и исторических личностей

  • анализировать информацию и высказывать свою точку зрения.


План урока:

  1. Правление Елены Глинской

  2. Боярское правление и его причины

  3. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси»

  4. Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение


Ход урока:

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент

Для того, что определить тему сегодняшнего урока, я прочитаю несколько цитат о человеке с именем, которого мы встречались в 6 классе.

Цитата первая:

Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский)

Цитата вторая:

Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский).

Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).

Итак, тема урока: « Правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг»

Эпиграф: Не сияет на небе солнце красное,


Не любуются им тучки синие


То за трапезой сидит на златом венце


Сидит грозный царь Иван Васильевич


( М. Ю. Лермонтов)


“Иван Грозный до сих пор притягивает к себе взоры ученых, людей интересующихся историей. Много труднопонимаемых фактов имеется в этом царствовании, возникновение которых объясняют не всегда одинаково”. В.О.Ключевский



2. Изучение нового материала

1) Правление Елены Глинской







2) Боярское правление и его причины



















3) Венчание на царство

















4) Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение

После смерти Василия III (1533 г.) великим князем стал его сын, Иван. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана (ей было примерно 25 лет) В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Началась реформа местного управления (которую закончил Иван IV), объединены московская и новгородская денежные системы – введен единый московский рубль. Усилен контроль за ростом церковного землевладения, введен запрет на покупку земли у служилых людей. По ее приказу была сооружена Китайгородская стена, при ней было заключено перемирие с Литвой (1536 г.)


В 1538 г. Елена умирает. Иностранцы писали об ее отравлении. После ее смерти началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских, Шуйских, Воронцовых. Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских. Одни из бояр выступали за ограничение власти наместников и волостелей. Другие, наоборот, выступали за усиление феодальной аристократии. К власти приходят то одни, то другие.

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Любознательный, начитанный Иван, видя интриги бояр, зачастую неправый суд и казни, отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу.

В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна, раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом такая ситуация отразилась на экономике страны?

Поэтому все слои населения все свои надежды возлагали на нового царя Ивана IV.


В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Вопрос: До этого времени кого называли царями на Руси?

Запишите историческое значение провозглашения Ивана IV царем

  1. Уравнивало Ивана IV с восточными соседями – астраханским и казанским ханами – наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси и с европейскими правителями.

  2. Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь

Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим.



В том же,1547 году, в Москве занялся сильнейший пожар. Свыше 1700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.), и по Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему — Глинские. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. После пожара сразу начались волнения, разгоралось восстание. Иван IV бежал из Москвы в село Воробьево, а дворы Глинских были сожжены и разграблены. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Именно это восстание подтолкнуло царя к реформам.

К концу 40-х гг. вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была ближняя государева дума. В нее вошли:

  • Представитель незнатных, но богатых землевладельцев Алексей Адашев;

  • Князь Андрей Курбский;

  • Священник Сильвестр;

  • Дьяк Иван Висковатый.

Близок к царю оставался и митрополит Макарий.

Я просила подготовить небольшие сообщения о представителях Избранной Рады.

(Выставление оценок)

В 1549 году был созван Земский собор (напомнить состав: высшее духовенство, московское и городовое дворянство, купцы, посадские люди, служилые люди по прибору, черносошные крестьяне) и на основании его решений было проведено ряд реформ. Реформы середины XVI века – групповая работа с § учебника

I группа: Реформы Елены Глинской;

II группа: Принятие Судебника. Созыв Земского собора 1549 г.

III группа: Реформа центрального и местного управления

IV группа: Военные преобразования. Реформа налогообложения.

V группа: Стоглавый собор.

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, в ходе выступлений групп обучающиеся заполняют таблицу «Реформы Елены Глинской и Избранной рады»:

Реформы

Содержание

Военная

1)Запрещены местнические споры между воеводами

2) Создана «Избранная тысяча»(1070 дворян) в Московском уезде

4) Создание вооруженного огнестрельным оружием стрелецкого войска. Установление единого порядка военной службы, основанного на поместном землевладении, введение единой единицы взимания налогов – большой сохи

Судебная

1) 1550 г. – принят Судебник Ивана IV.

2) Ликвидация привилегий монастырей по податям

3) Введено «тягло» и единый налог «большая соха». Установление единых размеров судебных пошлин и наместнических сборов, наказание за взяточничество, сохранение Юрьева дня, увеличение платы пожилого.

Церковная

1) 1551 г. – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех русских святых; регламентировал церковную жизнь – службы, обряды. Составлен кодекс правовых норм жизни русского духовенства и его отношений с обществом и государством, ограничение прав церковного землевладения

2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных земель

3) усиление контроля со стороны государства

Реформы центрального и местного управления

1) создание приказной системы управления

2) Отмена кормлений (1555 г.)

3) губная реформа



Значение реформ: укрепляли управление, военную систему. Имели цель: укрепление мощи государства и царской власти.












































Ответ: отрицательно, оказала негативное влияние.









Ответ: императоров Византии и ханов Золотой Орды

Записывают в тетради.





















































Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о членах избранной рады.

1. А.Курбский

2. А Адашев

3. Сильвестр

4. И.Висковатый













Заполняют самостоятельно

































































Вывод делают самостоятельно, записывают в тетрадь

3.Закрепление.

1. Избранная рада – это:

А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ

Б) сословно-представительный орган власти

В) орган местной власти

Г) орган для подготовки конституции в России

 2. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:

А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев

3 . Судебник 1550 г. крестьянам:

А) разрешил уходить от феодалов в любое время года, увеличив лишь плату за «пожилое»;

Б) отменил право Юрьева дня и таким образом их окончательно закрепостил;

В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь после уплаты «пожилого»;

Г) оставил без изменения форму, закрепленную в Судебнике 1497 г.

 4. В каком году был принят «Стоглав»:

А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556

5. Новый Судебник наделял Боярскую думу правом:

а) утверждения налогов, о которых просил царь

б) высшего законодательного органа при царе

в) вершить высший суд в стране

г) определять внешнюю политику

6.  В результате изменений в системе местного управления: (Укажите несколько вариантов ответов)

а) окончательно сложилась система приказов

б) отменено кормление

в) изменен порядок замещения высших должностных лиц

г) территория страны стала делиться на уезды

7. Одним из итогов военной реформы стало появление:

а)ополченцев                                                                                в) стрельцов

б)драгун                                                                                         г)гвардейцев


Фронтально

4. Рефлексия

Что я знаю

Что хочу знать

Что узнал



Письменно в тетрадях

5.Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкции по выполнению домашнего задания.

подготовить сообщение на тему «Личность Ивана Грозного». Письменно ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!