Урок математики (открытый)
Тема: ВПМ «Узоры и орнаменты на посуде».
Цель: создать условия для участия в проектной деятельности, формирования навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; использования геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о понятиях «узор» , «орнамент», «ритм», «симметрия» и новом использовании геометрических фигур;
формировать навыки проектной деятельности: учить ставить цель, планировать деятельность, представлять результат деятельности;
совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур.
Развивающие: развивать умения искать информацию, навыки самостоятельного принятия решений, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, речь, кругозор.
Воспитывающие: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Тип урока: интегрированный урок - проект открытия новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал, бумажные тарелки, цветная бумага, клей, плакаты, творческие работы учащихся.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Пожелайте друг другу успеха. Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. Тихонечко сели.
II. Актуализация знаний.
1. Звучит песня «Гимн незнайки и его друзей».
- Ребята, узнали, откуда эта песня?
– Это гимн Незнайки и его друзей. Сегодня на урок к нам пришёл один из коротышек (показ изображения художника Тюбика). Слайд 2
– Кто знает, как его зовут?
– Художник Тюбик поможет нам узнать новое на уроке. Но сначала он предлагает выполнить его задание.
2. Решение математических ребусов.
- Тюбик предлагает решить математические ребусы.
- Решая математические выражения, вы составите слова. Работаете в паре.
1-й ряд – слово УЗОРЫ
2-й ряд – слово ОРНАМЕНТ
3-й ряд – слово ПОСУДА
- Проверка по слайду.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Подумайте, как эти слова могут относиться к нашему уроку?
- Сформулируйте тему урока. Слайд 4
- Сегодня у нас урок-проект по теме «Узоры и орнаменты на посуде».
-Что новое вы бы хотели узнать сегодня на уроке? (Отвечают: узнаем, что такое орнамент и узор, чем они отличаются, зачем люди украшали посуду)
- Чему бы вы хотели научиться на уроке? (научимся из геометрических фигур составлять орнаменты, оформлять ими посуду). Слайд 5
IV. Открытие детьми нового знания. Слайд 4
1. Связь с жизнью.
- Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
- Значение слов ПОСУДА, УЗОР, ОРНАМЕНТ. Слайды 7, 8, 9
2. Значение слов.
УЗОР – это рисунок, созданный при помощи сочетания линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
ОРНАМЕНТ – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».
3. Виды орнамента.
- Зачем же люди украшают посуду?
С древних времён люди пытались сделать свой мир вокруг себя прекрасней. Для людей рисунок служил магическим оберегом от стихии и разных злых сил. И только позже цель орнамента определилась - украшать. Поэтому посуду всегда украшали различными орнаментами и узорами.
Орнаменты бывают: Слайд 10
растительные - составленный из рисунков цветов, плодов, листьев, веток
животные – состоящие из чередующихся изображений животных
геометрические - состоящий из различных геометрических элементов
- О каком орнаменте будем говорить сегодня на уроке математики? (геометрическом орнаменте)
4. Загадки о геометрических фигурах.
- Художник Тюбик приготовил для вас загадки о геометрических фигурах! Отгадайте! Слайд 11
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник!
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
Квадрат!
3.Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы –овал.
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!
4. Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а – ромбы
6. 5. Перед тобой бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается точка
Физкультминутка Слайд 12
- А сейчас художник Тюбик приглашает вас на физкультминутку.
Мы встречаем их везде -
На земле и на воде.
В небесах и под землёй.
Нам они нужны с тобой.
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различать их с вами сможем,
Мы без них никак не можем!
V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
- С. 48
- Откройте учебник, напомните тему урока.
- Чтение текста.
- Рассмотрите рисунок.
- Какие предметы посуды мы видим?
- Чем они украшены?
- Давайте ещё раз назовём, какие способы составления орнамента вы знаете? (ритмичное чередование фигур)
- Ребята, а в чём нам могут помочь полученные знания об орнаменте? (составим орнамент для украшения посуды) Слайд 13, 14, 15
2. Подготовка к выполнению орнамента. Работа в группе.
- У художника Тюбика своя мастерская по изготовлению посуды. Он предлагает поработать в этой мастерской и попробовать украсить орнаментом предметы посуды.
- Сейчас вы все попробуете себя в роли художников оформителей.
- Работу будете выполнять в группах.
У вас на столе лежат заготовки.
- С каким материалом будем работать? (С бумагой).
- В какой технике? (В технике аппликация).
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
Называют необходимые для работы инструменты и материалы: заготовка предмета посуды, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
План работы: Слайд 17
1. Выбираем элементы для орнамента.
2. Собираем орнамент в единую композицию.
3. Оформляем работу, наклеиваем элементы орнамента на заготовку.
4. Готовимся представить выполненную работу.
Самостоятельное выполнение работы. Выполняют самопроверку по эталону.
VII. Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся.
- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
-Что не совсем получилось? Почему не получилось?
VIII. Рефлексия. Слайд 18
- Всё ли удалось решить на уроке?
- Что было интересно?
- Какие сложности встретились?
Оцените свою работу на уроке сами. Если все довольны своей работой, подарите Художнику Тюбику на палитру жёлтую краску, если у вас что-то не совсем получилось – зелёную краску, а если, вы не довольны своей работой – красную краску.
Прикрепляют на изображение палитры на доске цветные кружки под песню «Гимн незнайки и его друзей».
- Художник Тюбик благодарит вас за подаренные ему краски и говорит всем спасибо за активную работу!
Урок окончен!