СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Профессиональная карьера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Профессиональная карьера" для учащижся 8 класса, продолжительность заняти 2 часа. В ходе урока рассматриваются такие понятия как: карьера, профессиональная карьера,карьеризм, цель, успех, призвание.Используются такие приемы: приемы работы с текстом организация информации с помощью схем: кластер, фишбоун.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Профессиональная карьера"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

г. Тамбов










План-конспект урока технологии по разделу «Профессиональное самоопределение»





Тема урока: «Профессиональная карьера»





Автор: © Оболенкина Наталия Владимировна

учитель технологии МАОУ СОШ №30


2018 год



Урок технологии 8 класс по разделу « Профессиональное самоопределение»

Тема урока: «Профессиональная карьера»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятиями «профессиональная карьера». «карьеризм», «призвание», «успех»;

  • продолжить формирование навыков профессионального самоопределения; в ходе беседы-диспута выявить, что же влияет на успешную профессиональную карьеру;

  • на примере биографии, Ли Якокка раскрыть нелегкий путь в достижении цели;

  • с помощью психологического теста выявить предрасположенность к успеху.

Воспитательные:

  • содействовать трудовому воспитанию учащихся;

  • влиять на профессиональное самоопределение;

  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

  • воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;

  • воспитание интереса к предмету, к учению;

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, готовность к самообразованию;

- регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, проводить коррекцию деятельности;

- коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, вступать в диалог, выражать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;

- познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в тексте, находить нужную информацию, определять главную идею прочитанного, увиденного или услышанного, сворачивать учебный материал, кратко излагая его.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты:

- формирование мотивации к изучению блока «Профессиональное самоопределение» и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых и межличностных отношении умение ставить цели и строить жизненные планы; формирование готовности и способности к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельному и независимому определению жизненных целей и выбору будущей профессии; формирование коммуникативной компетенции;

Метапредметные результаты:

- умение чётко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность фактов;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе

Предметные результаты:

- знать смысл понятий «профессиональная карьера», «карьеризм», «призвание», «успех»;

- уметь оперировать этими понятиями; продолжить формировать навыки профессионального самоопределения учащихся; уметь работать с информацией по предложенной теме, осуществлять анализ и синтез текстового материала, уметь перерабатывать текстовый материал в графический; уметь публично представлять свои результаты работы, уметь работать с психологическими тестами и трактовать их результат, уметь оценивать свои способности и готовность к труду в конкретной предметной области

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Дидактическое обеспечение: психологический тест «Предрасположенность к успеху», текст «Самый успешный менеджер – Ли Якокка»

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: методы мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, дискуссия), объяснительно-демонстрационный (объяснение нового материала путем решения новых учебных задач), частично-поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения проблемного задания).

Приемы обучения: приемы работы с текстом организация информации с помощью схем: кластер, фишбоун.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

  1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко. Волгоград: Учитель, 2007 с. 92-101

  2. Голубева Я.В. Проблемные классные часы 10-11 классы – Волгоград: Учитель, 2006 с.144 – 147

  3. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.Н. Тесты для подростков., М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2005 с.119-121

  4. Симоненко В.Д. учебник «Технология» 9 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2002 с. 51- 53

  5. Симоненко В.Д. учебник «Технология» 11 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2002 с. 174- 177

  6. Тесленко И.Б., Федин С.В., Федина Н.В. «Менеджмент» учебное пособие по элективному курсу 8-9 класс 2005

  7. Толковый словарь Ожегова

Структура урока:

  1. Оргмомент - 1минута

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 2 минуты

  3. Изучение нового материала – 15 минут

А) методы: рассказ, беседа, дискуссия

Б) Построение кластера «Составляющие профессиональной карьеры».

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Построение Фишбоуна по проблеме «Успех – это подарок бога или очень тяжелый труд» - 12 минут

  1. Практическая работа – 8 минут

  2. Подведение итога урока. Корректировка кластера «Составляющие профессиональной карьеры» – 2 минуты

  3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - 2 минуты

  4. Рефлексия- 3 минуты

Ход проведения

1.Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учащиеся готовятся к восприятию информации. Учитель предлагает догадаться, о чём пойдёт речь на уроке по слайду презентации.

  • Какова же будет задача нашего сегодняшнего урока.

Сегодня ребята мы с вами поговорим о том, что такое профессиональная карьера, из чего складывается профессиональная карьера и какова роль успеха в профессиональной карьере.

3. Изучение нового материала (методы: рассказ, беседа, дискуссия)

Наш разговор мы должны начать с определения понятия «КАРЬЕРА», для этого воспользуемся толковым словарем.

Словарь: КАРЬЕРА - быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.

КАРЬЕРА – французское слово вошло в русский язык в 30-40 годы Х1Х века, как конкурент слова «поприще» (область деятельности)

Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» - значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого, важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий может посчитать, что самое важное – быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, прав каждый по своему, прав в отношении именно своей карьеры. Карьера – понятие индивидуальное, невозможно дать универсальный рецепт успешности. В каком направлении расти и чего достигать – каждый решает для себя сам.

  • Как вы думаете, что такое профессиональная карьера? (ответы учащихся)

Обратимся к словарю с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Словарь: Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Различают вертикальную и горизонтальную карьеру.

Вертикальная карьера – должностной рост, продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера – рост профессионального мастерства, про таких людей говорят «он на своем месте», «слесарь золотые руки» и т.д.

Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх, постоянно повышая собственную планку. С изменением должности меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так, например, учитель химии, становясь заместителем директора (а возможно и директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету, занимаясь в большей степени административной, организационной работой. В данном случае речь идет о карьере по вертикали.

Другой вариант развития – двигаться вглубь, все лучше и лучше осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек, - стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель химии не будет стремиться к должности заместителя, а будет постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая различные курсы, семинары и становясь учителем первой, высшей категории, заслуженным учителем. Здесь мы говорим о карьере по горизонтали.

Вопросы для беседы:

  • Скажите, что лучше для человека продвижение по вертикали или горизонтали при профессиональной карьере?

  • Почему вы так считаете?

  • А могут ли, находиться в какой-то взаимной связи должностной рост и мастерство?

  • Правильно ли утверждение, что если есть мастерство, то должность приложится?

Очень часто параллельно с понятием «карьера» проходит такое понятие как «карьеризм».

Обратимся к словарю:

Словарь: Под карьеризмом понимается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженных или нечестным образом полученных (взятка, лесть, обман, шантаж).

  • Как вы считаете, карьеризм это хорошо или плохо?

Мы с вами выяснили, что такое карьера, профессиональная карьера, а сейчас давайте подумаем, из чего же может складываться, профессиональная карьера.

Задание. Построение кластера «Составляющие профессиональной карьеры». Работа выполняется в парах по составления кластера на листе формата А-4. Кластер далее используется в качестве плана для описания названных составляющих. В ходе дальнейшей работы, какие- то составляющие уходят на второй план, а внимание заостряется на основополагающих. В ходе урока учащиеся вносят в свой кластер изменения и на этапе рефлексии предлагается доработанный кластер на доске

Рассказ учителя.

Для достижения профессиональной карьеры, человеку необходимо иметь ЦЕЛЬ, ПРИЗВАНИЕ и хоть немного УСПЕХА ( об этом мы с вами и поговорим)

ЦЕЛЬ.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Человек может поставить перед собой цель заниженную, завышенную или реальную.

  • Как будет складываться профессиональная карьера человека при той или иной цели?

  • Какая из этих целей будет стимулировать человека к её достижению? Почему?

ПРИЗВАНИЕ.

Призвание - склонность к тому или иному делу, профессии.

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека, требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию, кроме внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения процессом деятельности.

Давайте прочтем высказывание великого педагога В.А.Сухомлинского о призвании и ответим на вопрос:

  • На какой основе может развиться и сформироваться призвание?

«Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благоприятной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нем – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек творец своего призвания» (В.А.Сухомлинский).

Условия, на которых развивается призвание:

  1. Надо знать мир профессий, избираемую профессию, а для этого профессию надо изучить не только, теоретически, но и практически.

  2. Надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т.д.) В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «Я»).

Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:

  • Человек показывает высокие результаты труда

  • Быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела

  • Соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы

  • У человека возникает чувство удовлетворения результатами своего труда и самоуважение

УСПЕХ.

На профессиональную карьеру оказывает влияние, как считает большое количество населения – успех.

Успех – удача в достижении чего-нибудь, хорошие результаты в работе, учебе или другом виде деятельности

Соответственно возникает вопрос:

  • Является ли успех подарком бога или это очень тяжелый труд?

Ответить на этот вопрос нам поможет история известного менеджера компании Форд и Крайслер Ли Якокка.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Построение Фишбоуна по проблеме «Успех – это подарок бога или очень тяжелый труд»

Задание:

  1. Прочтите текст «Самый успешный менеджер – Ли Якокка» (индивидуальная работа учащихся с текстом) (Приложение 1)

  2. Работая в группах по 4 человека, составьте схему Фишбоуна (рыбий скелет)

  3. Обсудите результаты своей работы со всем классом, сделайте вывод, по решаемой проблеме

По окончании работы на доске заполняется схема «Фишбоуна» каждая группа поочередно предлагает по одному условию решения проблемы и личные качества необходимые успешному человеку. (Приложение 2).

В ходе беседы находится решение поставленной проблеме.

  • Итак, является ли, успех подарком бога или это очень тяжелый труд?

  • Какими чертами должен обладать человек, желающий

добиться успеха?

Черты:

  • Способность предсказывать развитие событий;

  • Упорство в утверждении своей личности;

  • Физическая выносливость;

  • Способность контактировать с окружающими;

  • Особая гибкость (умение признавать своё поражение и пойти на разумный компромисс);

  • Способность убеждать других.

  1. Практическая работа.

Выполнение учащимися психологического теста «Ваша мотивация к успеху» (Приложение 3)

  1. Подведение итога урока.

Сегодня мы с вами поговорили о профессиональной карьере человека, к которой он должен стремиться. Строить карьеру не поздно в любом возрасте. В этом отношении строгие ограничения найти сложно. Другое дело, что для людей разного возраста, с разным профессиональным опытом и уровнем образования этот путь будет, имеет свои особенности.

Задание: Скорректируйте кластер «Составляющие профессиональной карьеры» (Приложение 4)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание 1. В различных источниках подберите информацию о людях построивших свою профессиональную карьеру и будьте готовы кратко сообщить эту информацию на следующем уроке. Сообщение может представлено в виде словесного изложения или презентации.

Задание 2. Предложите кластер «Для моего жизненного успеха необходимо…»

  1. Рефлексия.

Рефлексия проводится с помощью приема «Облако «Тегов» - на слайде предложены теги, которые необходимо дополнить. Каждый ученик выбирает по одному и заканчивает его.

Теги:

  • Сегодня я узнал…..

  • Было трудно….

  • Я понял, что….

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Было интересно узнать, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…


Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!