Конспект урока ОБЖ ( 8 класс)
Тема занятия: «Профилактика вредных привычек».
Цель: обеспечение знаниями и навыками о безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1) выяснить представления учащихся о том, что является полезным и вредным для человека;
2) познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
3) способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
4) умения сделать выбор, отказаться осознанно от вредных привычек
Категория: обучающиеся 8 класса.
Время проведения: 40 минут.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник
Материалы для занятия: учебник для 8 класса ,Смирнов Б.О., Хренников М. «Просвещение» 2014г., тетради, ручки
Новые образовательные технологии: Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии (презентация) , работа с учебником ( поисково-проектная деятельность)
Развитие метапредметных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок).
Делать выводы в результате совместной работы в группе.
Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Позитивно проявлять себя в общении.
Договариваться и приходить к общему решению.
Ход занятия:
Учитель:
Посмотрите презентацию и подумайте , какова тема нашего урока (показывается презентация о привычках без названия «вредные» и «полезные»)
Учитель: Добрый день ребята, так о чем мы говорим сегодня? Тема нашей встречи «Профилактика вредных привычек»
«Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше в жизни тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек — существо социальное. Социум — это люди, которые нас окружают . Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, — это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, а есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?» ( беседа по результата просмотра презентации).
Учитель: Сейчас мы с Вами поработаем с учебником и выпишем , что полезно, а что вредно для человека( класс делится на 2 половины- «вредные привычки» и «полезные»)
Итак:
Полезно для человека:
— соблюдать режим дня;
— соблюдать гигиену;
— правильно и регулярно питаться;
— заниматься спортом;
— вовремя и самостоятельно делать уроки;
— обязательно бывать на свежем воздухе;
— делать утреннюю зарядку;
— следить за чистотой своей одежды и своего жилища;
— слушаться родителей и близких людей;
— закаляться;
— посещать кружки;КЛАМА
— читать книги;
— уметь вести себя в коллективе.
Вредно для человека:
— прогуливать занятия в школе;
— грубить и не уважать старших;
— сидеть много у телевизора или за компьютером;
— гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;
— пробовать незнакомые вещества;
— есть чересчур много сладкого;
— грызть ногти;
— курить;
— драться.
2. Что такое привычки.
Учитель: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет эта делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются»
Информация учителя сводится к следующему. Привычка — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться, или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь.
Полезные и вредные привычки.
Учитель: «Как правило, у человека бывает много различных привычек . Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, — это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает так же много».
Учащиеся разбиваются на 2 подгруппы.На доске написаны в таблице привычки и последствия в хаотичном порядке. Каждой подгруппе задания к каждой привычке выбрать последствия из таблицы. Кто быстрее и правильнее сделает, у той команды высшая оценка..
Привычки :
— мальчик чистит зубы;
— мальчик не хочет мыться и умываться;
— группа ребят делает зарядку;
— девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
— ученик грызет ногти на уроке;
— ученик опаздывает на урок;
— группа ребят курит;
— двое взрослых выпивают.
Последствия:
— здоровая красивая улыбка;
— с грязным подростком никто не хочет общаться;
— на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
— членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
— врач лечит мальчику воспаленные пальцы;
— мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
— на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
— алкоголик дремлет на лавке под дождем.
Задание подгруппам.
Форма ответа должна быть следующей: «Если,.., то…»
Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».
Кроме множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Одними из таких привычек является курение и употребление алкогольных напитков
4. Как вы думаете, почему человек имеет вредные привычки?
- проблемы с общением ( не может выбирать нужную компанию, нет нужного примера для подражания)
- не умение сказать «нет», вовлекающим его в данный круг интересов
- интересно попробовать, как будто взрослый, новые ощущения
- одиночество- никто меня не понимает
5.Дети решают кейсы , чтобы выйти из ситуации ( вопрос 4), отвечают после «мозгового» штурма индивидуально
Ответы:
Слушаться взрослых, общаться с не проблемными детьми, занятость после уроков, интересы, увлечения
Найти в себе силы сказать «нет» на увлечение вредными привычками, отказ
Знать медицинские , социальные последствия для организма , их вред, чтобы ответить на вопросы ( ты что маленький?, смотри как мне хорошо и т.д.) и выбрать то, что нужно тебе
Иметь свой круг общения, который поддерживает твои интересы, развитие, для этого надо самому развиваться.
Учитель: теперь вы ребята знаете, как противостоять вредным привычкам.
А о конкретных последствиях вредных привычек мы поговорим на следующем уроке!
Спасибо за внимание!