СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : "Пшеничный хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Пшеничный хлеб"»

Тема урока: Пшеничный хлеб. 


Цели:

Образовательная:

-сформировать представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий;

-обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий; сформировать представления о профессии пекаря.

Коррекционно-развивающая:

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к хлебу;

-сформировать представления о профессии пекаря.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: кулинарные инструменты, посуды, электрическая плита, жарочный шкаф технологическая схема приготовления дрожжевого теста безопарным способом; технологическая карта.

Сырье: яйцо, мука, сахар, соль, маргарин, масло растительное, дрожжи.

Ход урока.


Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку.

Сообщение темы и краткий обзор урока

Актуализация опорных знаний:

Кто знает, насколько полезен хлеб, и какие вещества он содержит?

Кто знает, что надо сделать, чтобы хлеб оставался мягким?  

Сегодня мы поговорим о таком важном и полезном продукте питания – как хлеб. Тема нашего урока, которую мы запишем в тетрадь: « Изделия из теста. Хлеб и хлебобулочные изделия».

Изложение нового материала.

На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода. С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. В века пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. В городах Московского княжества был установлен контроль за ценами и качеством продававшихся изделий. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).

Хлеб — кладезь клетчатки, способствующей пищеварению.

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9Хлеб - существенный источник витаминов группы В.

Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г. ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г. пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал.

Вот каким ценным продуктом питания является хлеб.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какие компоненты входят в состав хлеба и хлебобулочных изделий? Из каких продуктов вообще можно приготовить тесто?

Варианты ответов: мука, вода, яйца, дрожжи и т.д.

Да, конечно, все перечисленные вами компоненты могут входить в состав теста.

Но все перечисленные вами компоненты мы можем разделить на 3 группы :

Основные - без которых невозможно замесить тесто;

Дополнительные – которые могут входить в состав теста в зависимости от вида теста;

Добавки – улучшают вкусовые качества теста и изделий из теста.

(ребята записывают в тетради).


К основным компонентам мы относим:

Мука.

Муку вырабатывают в результате размола зерен пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха и других зерновых культур.

Муку каждого вида подразделяют на сорта, отличающиеся по качеству, физическим и химическим свойствам.

Мука пшеничная бывает:

- высшего сорта

- I сорта и II сорта;

- крупчатка;

- обойная.

Жидкость.

Для замеса теста используют:

- молоко и кисломолочные продукты;

- вода.

Количество жидкости может колебаться в зависимости от того, для каких целей предназначено тесто. Тесто бывает жидкое, густое, крутое.

Разрыхлитель.

Разрыхлители добавляют для того, чтобы тесто было «пушистым», неплотным, воздушным.

Разрыхлители бывают биологические - дрожжи ( прессованные, сухие, быстродействующие); химические – сода.

Соль.

Дополнительные компоненты:

Жир: сливочное масло, маргарин, растительное масло.

Сахар, яйца.


Добавки:

ванилин, корица, гвоздика, изюм, цедра, варенье, джем, орехи, мак и т.д.


Технология приготовления изделий из теста.

В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д.

По способу замеса тесто бывает:

Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто.


На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки.

Практическая работа.

а) Техника безопасности при выполнении практической работы.

При нарезании теста ножом, очень осторожно обращаться с ножом, не брать руками лезвие ножа, передавать нож рукояткой, не размахивать ножом, т.к. можешь поранить рядом стоящего.

При подогреве маргарина и молока следить за температурой, чтобы горячий маргарин не начал кипеть и не попал бы работающему в глаза и на руки, брать горячие поверхности только прихватками.

Не оставлять без присмотра электроприборы и включенную духовку.

Санитарно - гигиенические требования:

Перед приготовлением вымыть руки с мылом.

Надеть фартук и косынку, убрать волосы под косынку.

При работе с яичками, вымыть с мылом поверхность яйца, после разбития яйца в тесто вымыть руки еще раз с мылом.

Остатки использованных продуктов сразу убирать в специально- отведенное ведро с мусорным пакетом.

Следить во время выполнения работы за чистотой на столе, своевременно вытирать стол специальной тряпочкой.

Руки во время работы вытирать гигиеническими салфетками и полотенцем.

После работы вся посуда и инвентарь моется специальным средством для мытья посуды, прополаскивается и сушится.

Отходы продуктов не хранятся, а сразу же выносятся в специально отведенное место.


Этапы приготовления теста:

1. Замес теста – просеивают муку, добавляют соль, сахар, дрожжи, теплое молоко или воду. Прежде чем замешивать тесто, надо просеять муку: это обогатит её кислородом и разрыхлит. Тесто получится пышнее. вливайте в муку и перемешивайте.

2. Брожение теста – дрожжи сбраживают сахар и образуют спирт и углекислый газ. Спирт при выпечке улетучивается, а углекислый газ выделяясь, поднимает тесто и делает его рыхлым и пористым.

3. Разделка теста – тесто разделывают на разнообразные изделия.

4. Расстойка теста – перед выпечкой тесто оставляют на несколько минут подойти.

5. Расстойка мелких и сдобных изделий длится дольше, чем крупных и менее сдобных. Выпечка мелких изделий – 10-12 минут, крупных – 45-60 минут при температуре 200-250 градусов.


Процесс приготовления изделий из теста в домашних условиях знаком каждому человеку с детства, мамы, бабушки показывали и вам, а возможно кто-то из вас и помогал им. А вот в промышленных масштабах работникам хлебокомбинатов в производстве помогают машины.


Закрепление новой темы

Что вы нового узнали сегодня?

О каком изделии из теста велась речь на уроке?

Из каких компонентов изготавливают хлеб?

Назовите этапы приготовления хлеба.

6.Итог урока.

Выставление оценок. Уборка рабочего места









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!