Конспект урока «Птицы нашего края. Охрана птиц»
11.01.22
Урок природоведение
6б класс.
Тема: Птицы нашего края. Охрана птиц.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.
Задачи:
- Развивать потребность гармоничного общения с природой.
- Воспитывать любовь к родной природе, птицам.
Оборудование: компьютер, проектор ,экран.
Ход урока:
Орг момент.
Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте вспомним ,о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
1.Узнайте птицу по описанию:
Эти птицы обитают на болотах, заросших заболоченных лугах или берегах озер. Питаются журавли насекомыми, червями, семенами, почками и корешками растений.(Журавли)
2. Опишите лебедя по плану:
- Внешний вид
-Где обитает
-Чем питается
-Улетает на зиму или нет
3.Посмотрите на экран и отгадайте за каким квадратом спрятались Чайки? Слайд 1.
Основная часть:
Учитель : Мы с вами сегодня поговорим о повадках и привычках птиц, которых мы видим каждый день, птицах которые живут в нашем крае.
Тема урока «Птицы нашего края.Охрана птиц»
Птицы нашего края беседа по теме.
Учитель: Слайд 2. Само название «воробей» возникло видимо из слов «Вора бей». Так люди называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно. Воробьи остаются зимовать там, где родились и жили.
- Ребята Где живут воробьи, как вы думаете?
Ответы детей.
Учитель: Воробьи живут в гнездах не отличающихся уютом и красотой. А иногда забираются в деревянные скворечники и чувствуют себя в них хозяевами. Выдворить воробья из занятого жилища не так то просто. Воробьи птицы осторожные, умные. Опасность, распознают быстро, поэтому и редко попадаются в лапы кошек.
Слайд 3. Показ картинки с изображением вороны.
Учитель: : Еще одна птица нашего края – это ворона, посмотрите на ее важный вид.
Шумными стаями собираются вороны везде, где живет человек. Эта птица не избегает людей, не пропуская ничего, что подвернется под клюв.
Ребята, а как человек охраняет свой огород от ворон?
Ответы детей (ставят пугало).
Учитель: : Ворону даже можно научить говорить. Конечно – это подражание, а неосмысленная речь. Послушайте как кричит ворона.(звукозапись)
А как выдумаете, где живет ворона?
Ответы детей.
Учитель: : Ворона живет в гнезде которое строит из кучи веток и палок. Внутри устлана мягким пухом, иногда тряпочками, поролоном).
- Ребята, как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Ответы детей (зимующие птицы).
Учитель: : Зимой из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы
У нас они снова находят себе корм себе: появились насекомые, а на освободившейся от снега почве много прошлогодних семян.
- Какая птица прилетает первой.
Ответы детей (грач).
Учитель: Слайд 4. Для чего у него такой длинный нос? Считают, что с прилетом грачей в наших краях начинается весна. С утора до позднего вечера у грачиных гнёзд стоит шум и гам.
А гнездо грачей, ребята называется грачовник (показать слайд 5). После захода солнца в грачовнике все стихает. Грачи снимаются с гнезд и улетают ночевать в лес.
Физминутка:
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:
Кар, кар, кар (громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
Кар, кар, кар! Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар,кар, кар.
-Птица, призванная лучшим певцом в мире? ( Соловей) Слайд 6
Ребята я хочу дополнить ваш ответ:
Соловей- является всенародно признанной как самая голосистая в мире. Трели соловья звучно выделяются из пения остальных птиц. Эти создания по праву считаются искусными пернатыми певцами. Соловьи поют и днем, и ночью. Их вечерние «концерты» вообще достойны отдельной похвалы!
Жаворонок Слайд 7
Жаворонки поют красиво, но немного странно. Дело в том, что услышать жаворонка, сидящего на дереве, практически невозможно. Их пение обязательно сопровождается полетом: птица взлетает вверх и начинает петь. Чем выше взлетает жаворонок, тем звонче и его пение. Когда птица снижается, то его пение носит отрывистый характер. Уже в 20-ти метрах от земли жаворонок полностью замолкает. Если птица вновь взмывает в небо, то пение начинается заново. Забавно, что вокальным мастерством владеют лишь самцы жаворонков. Самки в это время просто сидят на земле и слушают своих кавалеров. Уже во второй половине лета жаворонка не слышно и не видно.
3
Скворец Слайд 8
Эти птицы являются уникальными певцами. Почему уникальными? Дело в том, что скворцы обладают довольно широким диапазоном звуков, которые позволяют им подражать: эти птицы могут копировать кошачье мяуканье, кваканье лягушек, дребезжание стекол, звук пишущей машинки и прочие шумы. Скворцы – настоящие породисты. Им ничего не стоит скопировать пение той или иной птицы.
4
Иволга Слайд 9
Этих птиц еще называют «лесными флейтами». Считается, что иволга – это не только одна из самых красивых птиц в мире, но и лучшая певунья лесов русских после соловья. Трели иволги похожи на искусную игру на флейте. Разглядеть эту «певицу» практически невозможно – она практически никогда не показывается в густой листве, прячась от посторонних глаз. Такая вот скромная птичка!
Зяблик. Слайд 10. Вес зяблика составляет 15—40 граммов. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. В дикой природе зяблик живёт в среднем 2 года
Сини́ца. Слайд 11 Подвижная, вертлявая птица. В Европе самая крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см
Куку́шка. Слайд 12 Это среднего размера кукушка — длиной сравнимая с некрупным сизым голубем, однако более изящного сложения. Общая длина достигает 32—34 см, размах крыльев 55—65 см, вес до 80—190 г
Пёстрые дятлы Слайд 13. —Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев.
Ребята,а какое значение имеют птицы?
Учитель: Птицы... Почему они гибнут?...
Ответы детей: ...загрязнение окружающей среды, убивают птиц, разоряют гнёзда, они погибают от холода и голода...
( По законам мастерской надо дать ребятам возможность выговориться, но долгой паузы не должно быть)
Учитель: Да, человек- одна из главных причин гибели птиц. Люди вырубают леса, осушают болота, мелеют реки - нарушаются места обитания пернатых.
Учитель: Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
-Я предлагаю вам высказаться в защиту птиц, предложить свои меры по их охране в экологической игре «Напоминающие знаки». Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию Слайд 14. Ваша задача сформулировать правило под этими рисунками. Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе. Например, знак с изображением красной книги - это означает, что редкие и исчезающие виды птиц взяты под охрану. Вы продолжаете...
Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
Не шуми в природе.
Не уничтожайте птиц.
Подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки.
Изготавливать весной искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
Не руби деревья.
Проводить акции по охране и защите птиц.
Учитель : Молодцы, ребята, вы хорошо справились с экологической игрой, но вы не назвали еще один способ охраны птиц.
Расшифруйте анаграмму : каизнакз
5. Словарная работа.
Учитель: получилось слово «Заказник»
- Давайте вспомним, что такое заказник?
Ответы детей: охраняемая территория....
Учитель: Да, ребята, заказник способствует охране не только животных, растений, но и птиц.
Закрепление:
- Посмотрите на картинки и выберете только тех птиц, о которых я загадаю загадки.
Но вы сами должны отгадать, какие это птицы.
1. Всех перелетных птиц – черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь
А зовется – это (грач)
2. На шесте – дворец
Во дворе – певец
А зовут его (скворец)
3. Маленький, серенький, проворный
Крошки у дома клюет,
Прыгает он по дорожке
А подойдешь – упорхнет. (Воробей)
4. Серая птица, грозная птица
Каркает громко, но кошек боится (ворона).
Ответы детей.
5.На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
6.В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? -
(Кукушка)
7.Гнездо под крышей — ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.
8.Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы -
(Соловья)
Найдите зашифрованные названия птиц нашего края.
с | д | я | т | е | л | в | ъ | б |
о | р | й | э | я | х | о | м | ю |
л | п | с | к | в | о | р | е | ц |
о | г | р | а | ч | ф | о | с | т |
в | з | а | к | а | з | н | и | к |
е | и | в | о | л | г | а | ф | ы |
й | л | а | с | т | о | ч | к | а |
Учитель: Молодцы вы хорошо справились с заданием.
Итог:
Учитель:
- О каких птицах мы сегодня говорили? Где они живут?
- С прилетом каких птиц в наших краях начинается весна?
Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали на нашем занятии. Я думаю вы узнали много нового и интересного о птицах нашего края.
Домашнее задание. Выставление оценок