СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока.Пунктуационное оформление предложений с прямой речью

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы "Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.Пунктуационное оформление предложений с прямой речью»

5


Дата :29.01.2024 Учитель:Чуприна Н.В. 

Тема .Пунктуационное оформление предложений с прямой речью 5-й класс. ( По сказкам А. С. Пушкина).


Цели:

1. Закрепить изученный материал по теме «Синтаксис»: понятия: «обращение», что такое предложение, «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения».

Продолжать знакомить учащихся с понятиями «прямая речь» и «слова автора», с особенностями интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, отрабатывать умение строить схемы предложений с прямой речью;

Совершенствовать навыки пунктуационного оформления предложений и обозначения пунктограммы «Знаки препинания при прямой речи»; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, монологическую речь, внимание, память, мышление учащихся;

Воспитывать осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к русской литературе.

Оборудование: Учебник Ладыженской« Русский язык. 5 класс", компьютер, мультимедийный проектор, презентация, заранее подготовленные учащимися иллюстрации героев сказок Пушкина

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная, фронтальная работа.


Ход урока:

1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.

на доске иллюстрации героев сказок А.С. Пушкина.


- Здравствуйте, ребята! Я вам очень рада! Сегодня у нас с вами, ребята, необычный урок, урок-игра, урок – путешествие в страну сказок А. С. Пушкина. На материале сказок этого замечательного великого русского поэта мы повторим тему, которой вы уже касались на прошлом уроке, тема «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи в тексте».

Замечательные сказки Пушкина, его прекрасная поэзия с правильной высокохудожественной речью – это благодатный материал для изучения любой темы и по русскому языку. Нас интересует, прежде всего, сегодня на уроке языковая сторона произведений великого мастера, и в то же время мы вспомним его замечательные произведения, которые мы с вами изучали на уроках литературы.



2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.


Прежде чем погрузиться в мир сказок Пушкина и начать изучение новой темы, давайте повторим наши знания по ранее изученной теме «Синтаксис»:


2.1. Фронтальный опрос по теме «Синтаксис»: ( за активную работу на уроке в конце урока выставляю оценки).


1.1.Что такое синтаксис?

1.2. Из чего состоит словосочетание1. Что такое предложение?

2.Какие бываю предложения по цели высказывания? Все эти знания нам потребуются при синтаксическом разборе предложения.

3. По интонации?

4. По количеству грамматических основ?

4.1. Простые предложения какими бывают5. По наличию второстепенных членов?


2.2 Словарная работа

. Прежде чем перейти к словарной работе, построенной на произведениях великого поэта, ( а сегодня мы весь наш урок строим на благодатном языковом материале его сказок), давайте, ребята вспомним героев А. С. Пушкина, это поможет нам, я думаю в выполнении практической части урока.


( Правило. Безударная гласная в корне слова)


Слайды на доске. 3-4 минуты выполнение задания.

Работа в парах.

Учащиеся проверяют друг у друга словарную работу. Выставляют оценки.


2.3 Синтаксический разбор предложений. ( Из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»). Синтаксическая пятиминутка



3. Объяснение нового материала по теме : «Прямая речь, знаки препинания при прямой речи».

3.1 Куда мы с вами отправились сегодня на уроке?


3. 2 А теперь попробуем сформулировать задачи нашего урока.


Появляется слайд. Что такое прямая речь.

 Задачи урока:

1. Понять, что такое прямая речь.

2. Научиться правильно оформлять прямую речь.

3. Совершенствовать навыки пунктуационного оформления предложений. На сегодняшнем необычном уроке на материале сказок А. С. Пушкина.


- Вспомним, (в младших классах вы уже изучали это понятие), что такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно).

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью? ( Слова автора + прямая речь)


4.. Работа по теме урока.

1.Запишите правильно предложения с прямой речью

(Приплыла к нему рыбка, спросила: «Что тебе надобно, старче?» А: «П?»

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка». А: «П».

Говорит старику старуха: «Воротись, поклонись рыбке».

Вывод: Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи. Кавычки – парный знак. Запятая ставится после кавычек, а вопросительный или восклицательный знаки – перед ними (смотрим слайд со схемами прямой речи).

5. Закрепление учебного материала.

Работая по теме «Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи» мы использовали строки из сказок прекрасного русского поэта А.С.Пушкина. Составьте предложения с прямой речью, в которых вы выразите свое отношение к сказкам великого поэта.

Я дочитал книгу и воскликнул: «Как хороши сказки Пушкина!»

«Наверное, нет людей, которые были бы равнодушны к сказкам А.С.Пушкина», - подумалось мне.


6. Итог урока

Наше путешествие по сказкам замечательного автора, великого русского поэта подошло к концу. Надеюсь, вам оно запомниться.

- Что сегодня узнали нового?

- Какие задания запомнились? Понравились?

- Из каких сказок звучали предложения с прямой речью?

- Кому из вас наше путешествие помогло разобраться в данной теме.

Выставление оценок.


Всем спасибо за внимание, все ребята МОЛОДЦЫ!

7. Домашнее задание: подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С..Пушкина
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!