СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА (урок с использованием личностно-ориентированной технологии)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАЧИ 

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
  3. Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

  МАТЕРИАЛЫ: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА (урок с использованием личностно-ориентированной технологии)»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

(урок с использованием личностно-ориентированной технологии)



ЗАДАЧИ 

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.

  3. Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

  МАТЕРИАЛЫ: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги

ХОД ЗАНЯТИЯ 

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Послушайте, ребята, что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина). 

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега 
Сбежали мутными ручьями 
На потопленные луга. 
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

 

Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса… 
(Отрывок из стихотворения «Осень») 

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась… 
( Отрывок из романа «Евгений Онегин») 


Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя… 
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер») 


- Что я вам сейчас прочитала?  Кто автор? 
Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин». 
- А что еще написал А.С. Пушкин? 
Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки». 
- Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? 
Ответы детей: «Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». 
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам? Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам. 
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова). 
-  Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их. 
Ответы детей: « На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель». 
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые? 
Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». 
- Кто из вас знает как точнее называется эта сказка? 
Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…». 
- Кто знает, как начинается эта сказка? 
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки: 
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. 
«Кабы я была царица, - 
Говорит одна девица, - 
То на весь крещеный мир 
Приготовила б я пир». 
«Кабы я была царица, - 
Говорит ее сестрица, - 
То на весь бы мир одна 
Наткала я полотна». 
«Кабы я была царица, - 
Третья молвила сестрица, - 
Я б для батюшки – царя 
Родила богатыря». 
Вопросы к детям по сказке: 
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана). 
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей). 
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»). 
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля). 
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики») 
- Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей). 
- Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь). 
- Расскажите об этих «чудесах» 
Дети читают наизусть отрывки из сказки. 

БЕЛКА 
Ель растет перед дворцом, 
А под ней хрустальный дом; 
Белка там живет ручная, 
Да затейница какая! 
Белка песенки поет 
Да орешки все грызет, 
А орешки не простые, 
Все скорлупки золотые, 
Ядра - чистый изумруд; 
Слуги белку стерегут. 
Служат ей прислугой разной – 
И приставлен дьяк приказный 
Строгий счет орехам весть; 
Отдает ей войско честь; 
Из скорлупок льют монету 
Да пускают в ход по свету… 


ТРИДЦАТЬ ТРИ  БОГАТЫРЯ 
Каждый день идет там диво: 
Море вздуется бурливо, 
Закипит, подымет вой, 
Хлынет на берег пустой, 
Расплеснется в скором беге – 
И останутся на бреге 
Тридцать три богатыря, 
В чешуе златой горя, 
Все красавцы молодые, 
Великаны удалые, 
Все равны, как на подбор; 
Старый дядька Черномор 
С ними из морю выходит 
И попарно их выводит, 
Чтобы остров тот хранить 
И дозором обходить – 
И той страже нет надежней, 
Ни храбрее, ни прилежней. 


ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ 
Царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть. 
Днем свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает – 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава, 
Выступает будто пава; 
Сладку речь-то говорит, 
Будто реченька журчит. 

- Как  заканчивается сказка? (Ответы детей). 
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше. 
На столе у воспитателя появляется красивая коробка. 
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку. 
1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало). 
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).   
3) Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»). 
Задание детям. 
На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке? 
 - А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки. 

На девичник собираясь, 
Вот царица, наряжаясь 
Перед зеркальцем своим, 
Перемолвилася с ним: 
«Я ль, скажи мне, всех милее, 
Всех румяней и белее?» 
Что же зеркальце в ответ? 
«Ты прекрасна, спору нет; 
Но царевна всех милее, 
Всех румяней и белее». 
Как царица отпрыгнет, 
Да как ручкой замахнет, 
Да по зеркальцу как хлопнет, 
Каблучком-то как притопнет!.. 
«Ах ты мерзкое стекло! 
Это врешь ты мне назло. 
Как тягаться ей со мною? 
Я в ней дурь-то успокою. 
Вишь какая подросла! 
И не диво, что бела. 
Но скажи: как можно ей 
Быть во всем меня милей? 
Признавайся: всех я краше. 
Обойди все царство наше, 
Хоть весь мир; мне ровной нет. 
Так ли?» Зеркальце в ответ: 
«А царевна все ж милее, 
Все ж румяней и белее». 
  
- Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»). 
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке». 
Вопросы к детям по сказке: 
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. 
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? 
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый). 
- Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»). 
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания). 

Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке». 
- Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли? 
- Расскажите, чем закончилась эта сказка? 


Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке». 


Вот идет он к синему морю, 
Видит, на море черная буря: 
Так и вздулись сердитые волны, 
Так и ходят, так воем и воют. 
Стал он кликать золотую рыбку, 
Приплыла к нему рыбка, спросила: 
«Чего тебе надобно, старче?» 
Ей старик с поклоном отвечает: 
«Смилуйся, государыня рыбка! 
Что мне делать с проклятою бабой? 
Уж не хочет быть она царицей, 
Хочет быть владычицей морскою; 
Чтобы жить ей в Окияне - море, 
Чтобы ты сама ей служила 
И была бы у ней на посылках». 
Ничего не сказала рыбка, 
Лишь хвостом по воде плеснула 
И ушла в глубокое море. 
Долго у моря ждал он ответа, 
Не дождался, к старухе воротился – 
Глядь: опять перед ним землянка; 
На пороге сидит его старуха, 
А пред нею разбитое корыто. 

- Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и выйдем через нашу «дверь» (макет большой книги). 
Дети перелезают через макет большой книги. 
- Вот мы с вами снова очутились в детском саду. 
- Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин? 
- Какая вам из них больше нравится и почему? 
Заключение воспитателя. 
- Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком. 
Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок. 
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию. 
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок.  
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели кружево. 
 В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде. 
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина. 
В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!