СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Путешествие по сказкам Ш. Перро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение знаний учащихся о прочитанных сказках, о творчестве Ш. Перро

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Путешествие по сказкам Ш. Перро"»

Открытый урок.

Учитель: Дубовцева Е. В.

Предмет: Литературное чтение - 2 класс.


Тема: Путешествие по сказкам Ш. Перро.

Цели: 1. систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках, о творчестве Ш. Перро;

2. развивать память, внимание, мышление, речь детей, читательский интерес; расширять

кругозор учащихся.

3. воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного; привить любовь к сказкам и их

героям; доброту, любовь к людям, благородство, вежливость, умение видеть и

ценить красоту окружающего мира.


Оборудование: «замок» с окошечками, рисунки сказочных героев, кроссворд (6 листков),

предметы («Бюро находок»), телеграммы, страницы из книг, портрет Ш. Перро,

названия сказок, костюмы к сценке, рисунки сказочных героев (разрезанные),

сладкие орешки.

Оформление доски:


Портрет

Ш. Перро


Хоть в сказке мудрецы

Искать неправды станут,

А всё ж, пока живут мамаши да сынки,

Да бабушки, да внучки, да внучки, –

Её рассказывать не перестанут.



«Золушка»

доброта

«Рике с хохолком»

любовь

«Синяя Борода»

наказание за любопытство

«Волшебница»

доброта и вежливость

«Ослиная Шкура»

любовь

«Кот в сапогах»

ум и ловкость

«Спящая Красавица»

любовь

«Мальчик-с-пальчик»

находчивость

«Красная Шапочка»

не доверять незнакомым




Рисунок замка









Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые и нарядные!

- А вы меня узнали? Кто я? (Фея Сирень).

- Верно!

- Присаживайтесь, пожалуйста!

2. Сообщение темы, целей урока.

а) - А пришла я к вам не просто так…

- Скажите, ребята, вы любите сказки? (Да!)

(выходят 3 ученика, читают стихи)

1. Мы с хорошей сказкой неразлучны.

А чудес у сказки – до небес.

Вы представьте, как бы был скучно,

Если б в мире не было чудес.

2. Когда и кто её сложил

В своей избушке где-то,

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

3. Она живёт в любом дому

И странствует по странам.

А почему? Да потому,

Что без неё нельзя нам!


- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Ш. Перро.

- А какие сказки этого замечательного французского писателя вы знаете?

(Дети называют сказки, учитель-фея – выставляет их названия на доске)

- Молодцы! Все сказки назвали, ни одну не забыли!


б) Просмотр клипа «Сказки Шарля Перро».



-1-

3. Вступительная беседа.

а) - Итак, вы готовы отправиться в сказку? (Да!)

- Тогда идите скорее ко мне поближе, усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно!..

(Дети выбегают в центр кабинета и усаживаются на ковёр. Звучит «сказочная» музыка.)

- Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем Шарля Перро волшебные сказки!

- А в сказку мы отправимся вместе с Золушкой и принцем!

б) Просмотр клипа «Золушка зовёт в сказку».

4. Работа со сказками:

- Ну, вот мы и в сказке! Перед вами сказочный замок, в котором живут герои сказок Шарля

Перро.

- Угадайте, ребята, о каком сказочном герое идёт речь?

Он обманул колдуна – людоеда,

Мчался быстрей королевской кареты,

Верному другу служил не за страх

Хитрый и ловкий… (Кот в сапогах).

(Выбегает Кот в сапогах)

- Посмотрите на меня! Кот в сапожках – это Я!

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Кот в сапогах. Что ты для нас приготовил?!

- А вот что! Из книги выпали страницы, и вам нужно узнать, из какой сказки каждая из них!

- Ну, что, ребята, справитесь?! (Да!)

1) «Страницы, выпавшие из книги»

* Наконец, она дошла до какого-то большого дома. Хозяйка этого дома согласилась принять бедную принцессу к себе в работницы. Принцесса поблагодарила хозяйку и спросила, что она должна делать. Хозяйка велела ей стирать бельё, смотреть за индюшками, пасти овец и чистить свиные корыта. («Ослиная Шкура»)

* И в ту же минуту он обратился в мышь, которая забегала по полу. Как только кот увидел мышь, он сейчас же бросился на неё и съел. («Кот в сапогах»)

* Девушка выполоскала кувшин, зачерпнула воды и подала ей, а сама поддерживала его, чтобы старушке удобнее было пить. Напившись воды, старушка сказала: «Ты очень добрая и вежливая девушка. За твою доброту и вежливость я сделаю тебе подарок». («Волшебница»)

* Она нисколько не побледнела. Щёки у неё были розовые, а губы красные, точно кораллы. И хоть глаза у неё были плотно закрыты, слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть. Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения. («Спящая Красавица»)

* Она ничего не отвечала, когда её спрашивали, или отвечала так глупо, что все затыкали уши. Кроме того, она была такая разиня, что не могла на стол поставить чашку, не разбив её, а когда пила воду, половину проливала себе на платье. И поэтому, несмотря на всю свою красоту, она никому не нравилась. («Рикэ - хохолок»)

* Шли они долго и пришли, наконец, в такой дремучий лес, в котором за десять шагов нельзя было разглядеть друг друга. Дровосек стал рубить дрова, а дети собирали хворост в вязанки.

(«Мальчик-с-пальчик»)

* Девушка и полы подметала, и посуду мыла, и бельё стирала. Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке, а сёстры её жили в тёплых светлых комнатах и спали на чистых, мягких постелях под шёлковыми одеялами. («Золушка»)

* Открывай всё, ходи повсюду, но строго-настрого запрещаю тебе входить в эту маленькую комнатку. Если же ты не послушаешь меня и отопрёшь её, тебя ждёт самое страшное наказание. («Синяя Борода»)

* Когда она вошла, волк закрылся одеялом до самого носа, чтобы девочка его не узнала…

(«Красная Шапочка») -2-

- Какие вы молодцы, ребята! Все сказки угадали!

- А вот ещё один сказочный герой. Кто же это?

Спит юная девица уж сотню лет,

Спасителя- принца всё нет и нет. (Спящая Красавица)

(выбегает Спящая Красавица)

- Посмотрите на меня! Ведь принцесса эта – Я!

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй принцесса.

- Ребята, вы знаете, что я спала 100 лет. Я видела много красивых снов, а ещё разгадывала

интересный кроссворд! Хотите попробовать разгадать его?! (Да!)

2) Кроссворд. (Работа в группах)

1.


1.

З

о

л

у

Ш

к

а



2.

с

А

п

о

г

и


3.

Р

о

з

ы



4.

к

о

Л

е

ч

к

о

5.

С

и

р

е

н

Ь



2.


6.

П

а

л

ь

ч

и

к

7.

л

ю

д

о

Е

д

а




8.

к

Р

а

с

н

а

я




9.

Р

и

к

э




10

О

с

л

и

н

а

я




1. Скорей бы закончился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб ей в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

2. Что потребовал кот от своего хозяина, чтобы ему не

больно было ходить по кустарникам?

3. Какие цветы роняла изо рта младшая дочь каждый

раз, когда говорила слово?

4. Что уронила принцесса в пирог, который

стряпала для королевича?

5. Как звали волшебницу, тётю принцессы из сказки

«Ослиная Шкура?»



6. Какого роста был мальчик, младший сын

дровосека?

7. Кого съел Кот в сапогах?

8. Какого цвета была шапочка у девочки,

Которую волк съел вместе с бабушкой?

9. Как звали королевича с хохолком на голове?

10. Шкура какого животного была у

принцессы?



-Молодцы! И с кроссвордом Вы справились! (Проверка кроссворда на экране)

- Что же у нас получилось? (Шарль Перро)


5. Беседа о писателе. Портрет Шарля Перро

(Дети читают стихи:)

4. Как бы мне хотелось 6. Где огонь в камине

Жить в волшебном доме, Создаёт уют,

Где хранятся сказки, И на книжной полке

Как стихи в альбоме, Чудеса живут.

5. Где старушки-стены 7. Где в старинном кресле,

Сплетничают ночью Чуть скрипя пером,

Обо всём, что в сказках Сочиняет сказки

Видели воочию. Друг мой – Шарль Перро.

- Давным-давно (380 лет тому назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Старшего брата звали Жан Перро, он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача, но всё свободное время посвящал архитектуре. Никола Перро стал учёным богословом и математиком, а младший – Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Но его государственные заслуги скоро забылись (может быть, и незаслуженно), потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Вы их, конечно, знаете, но с большим удовольствием перечитываете вновь и вновь.

-3-

6. Физкультурная минутка.

-Угадайте, о ком идёт речь?

К бабушке внучка по лесу бежала.

Серого волка там повстречала.

Очень знакомая старая сказочка.

А называется… («Красная Шапочка»)

(Выбегает Красная шапочка)

- Посмотрите на меня! Красная Шапочка – это же Я!

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Красная Шапочка! Что ты нам предложишь?

- Давайте немножко отдохнём!

(Звучит фонограмма из к/ф «Красная Шапочка», дети под музыку выполняют движения)

3) Инсценирование отрывков сказок.

Красавица, каких не видел свет,

Три платья перед свадьбой попросила.

Но без любви на свете счастья нет –

Заставить полюбить никто не в силах! (Ослиная Шкура)

(Выбегает принцесса «Ослиная Шкура»)

- Посмотрите на меня! Ведь принцесса эта – Я!

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй принцесса.

- Больше всего на свете я люблю сказки! А ещё больше я люблю их смотреть! Покажите мне

сказку, пожалуйста!

- Ну, что ж, ребята, давайте покажем принцессе отрывки из сказок!

1) «Спящая Красавица» (4 ученика)

2) «Красная Шапочка» (2 ученика)

- Спасибо нашим артистам! Они прекрасно справились со своими ролями!

4) Викторина по сказкам.

Она на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же.

Кто такая? Кто нам подскажет? (Золушка)

(Выбегает Золушка)

- Посмотрите на меня! Золушка, конечно, Я!

(Золушка и принц исполняют вальс)

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Золушка!

- А я хочу узнать, какие вы внимательные читатели!

(Игра «Пересадки»)

- Сколько братьев было у Маркиза Карабаса? (2)

- Когда Золушка должна была вернуться с бала? (до полуночи)

- Сколько времени дал на раздумье принцессе Рикэ с хохолком? (1 год)

- Сколько волшебниц пригласил король на пир в честь рождения дочери? (7)

- Сколько платьев заказала принцесса королю перед свадьбой? Какие? (3 платья: цвета чисто

голубого неба, лунного цвета и блестящее, как солнце)

- Сколько лет спала Спящая Красавица? (100 лет)

- Сколько братьев было у Мальчика- с-пальчик? (6)

- Как звали сестру жены Синей Бороды? (Анна)

- Сколько дочерей было у Людоеда? (7)

- Чем Золушка угостила своих сестёр на балу? (апельсинами и яблоками)

- Где Спящая Красавица укололась веретеном? (в загородном замке, на самом верху)

-4-

- Где встретились принцесса и Рикэ с хохолком? (в лесу)

- Замок на двери этого дома отпирался очень просто: нужно было дернуть за веревочку. А кто

жил в доме? (бабушка Красной шапочки)

- Уезжая из дома, Синяя Борода отдал своей жене ключи от всех дверей и замков в доме. Был

здесь и маленький ключик. Какая дверь им открывалась? (Дверь в комнате в конце коридора)

- В какой сказке с губ доброй и ласковой девушки за её доброту стали падать изумруды и розы?

Волшебница»)

- В какой сказке принц и принцесса были награждены: один - замечательным умом; другая –

красотой? («Рикэ с хохолком»)

- В какой сказке принцесса уронила свое колечко в пирог и оно досталось прекрасному принцу?

(«Ослиная Шкура»)

- В какой сказке волшебница подарила девушке прекрасные туфельки? («Золушка»)

- В какой сказке король получил в подарок двух куропаток и кролика? («Кот в сапогах»)

- В какой сказке «в какие-нибудь четверть часа вокруг замка выросло столько деревьев, больших

и маленьких, столько колючего кустарника – терновника и шиповника – …, что ни человек, ни

зверь не могли бы пробраться сквозь такую чащу» ? («Спящая красавица»)

- Она «...чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты». Кто она? (Золушка)

- В корзинку Красной шапочки мама положила пирожок и горшочек. Что же находилось в

горшочке? (масло)

- По слухам, людоед из сказки «Кот в сапогах» умел «превращаться в любого зверя». В каких

двух зверей он превратился по просьбе кота? (во льва и мышку)

- Что сделал Мальчик-с-пальчик в доме людоеда, чтобы спасти от смерти себя и своих братьев?

Он собрал шапки братьев и надел их на головы людоедских дочерей, а их золотые короны на

своих братьев»)

- Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? (Старший – мельницу,

младший –осла).

- Замечательно! Вы показали прекрасное знание сказок Шарля Перро и то, что вы - очень

внимательные читатели!

5) Собери картинку. (Работа в группах)

Сынишка младший сплоховал:

И неказист, и ростом мал.

Зато умён, зато смышлён

И сердцем добрым наделён! (Мальчик-с-пальчик)

(Выбегает Мальчик-с-пальчик)

- Посмотрите на меня! Мальчик-с-пальчик – это Я!

- Здравствуйте, фея Сирень! Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Мальчик-с-пальчик!

- А я предлагаю поиграть. Вам нужно собрать картинку сказочного героя и угадать: кто это и из

какой он сказки?

(Дети собирают картинку, сказочного героя и дают ему характеристику. Остальные должны

догадаться, о ком идёт речь.)

6) «Сказка – ложь, да в ней намёк..»

- Ребята, скажите, чему же учат нас сказки Ш. Перро?

(Дети отвечают, учитель – фея выставляет слова на доске, напротив каждой сказки)

Работа с доской:

«Золушка»

доброта, трудолюбие

«Рикэ с хохолком»

любовь

«Синяя Борода»

наказание за любопытство

«Волшебница»

доброта и вежливость

«Ослиная Шкура»

любовь

«Кот в сапогах»

ум и ловкость, хитрость

«Спящая Красавица»

любовь

«Мальчик-с-пальчик»

находчивость, смекалка

«Красная Шапочка»

не доверять незнакомым


Все, что мы с вами полюбили, для нас прекрасно и умно.





-5-

8. Просмотр клипа «Красная Шапочка».


6) Игры:

«Путалка» (Сказки перепутались)

1. «Кот-с-пальчик».

2. «Красная Шкура».

3. «Мальчик-Хохолок».

4. «Ослиная Шапочка».

5. «Рике в сапогах».

6. «Синяя красавица».

7. «Спящая Борода».

«Почемучка»

- Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете либо по содержанию сказки, либо придумываете что-то своё.

Например:

- Почему кот съел Людоеда?

- Потому что Людоед превратился в мышь.

- Почему Людоед превратился в мышь?

- Потому что Кот сомневался, что Людоед может превращаться в разных зверей, а особенно в

мышь.

- А почему Кот сомневался?

- Он хотел обмануть Людоеда.

- А почему он хотел обмануть Людоеда? и т. д.

9. Итог урока.


8. Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.


9. Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в реки, глядятся.


10. Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду,

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!



- Ребята, сегодня мы побывали в стране сказок Шарля Перро, встретились со всеми героями. В сказках Шарля Перро и, надеюсь, в жизни, побеждает ум, как в сказке «Кот в сапогах», любовь, как в сказке «Ослиная шкура», доброта, как в «Золушке» и находчивость, как в «Мальчике-с-пальчик». А волшебство? Ну, разве что злосчастный ключ из «Синей Бороды», феи, колдуньи и волшебные палочки. Но, если забыть эту маленькую уступку колдовским делам, то всё оказывается взаправду. И жизнь, и любовь, и слёзы, и труд. А волшебство черпается в нашей душе. К ней же обращены и сказки Шарля Перро! Живите, мудрейте, растите! А старые волшебные сказки и старый сказочник научат вас самому главному – жизни на земле.


10. Рефлексия.

На экране - эпиграф:

Хоть в сказке мудрецы

Искать неправды станут,

А всё ж, пока живут мамаши да сынки,

Да бабушки, да внучки, да внучки, –

Её рассказывать не перестанут.

- Моя любимая сказка – «Три орешка для Золушки».

- Там Золушка получает в подарок 3 орешка, которые исполняют желания.

- И сегодня я приготовила для вас волшебные орешки.

- Вам нужно загадать желание, съесть орешек и оно обязательно сбудется!


(каждый ребёнок получает сладкий орешек и загадывает желание)


-6-

Дополнительный материал:


«Наборщик»

1. Мыши, карета, часы, туфельки, принц. («Золушка»)

2. Мельница, кролики, сапоги, Людоед, король, мышь. («Кот в сапогах»)

3. Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые веночки. («Мальчик -с-пальчик»)

4. Феи, веретено, замок, принц, сон, злая колдунья. («Спящая красавица»)

5. Дровосеки, пирожок, бабушка, волк. («Красная шапочка»)

6. Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осел. («Ослиная Шкура»)

7. Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость, жабы, лягушки. («Волшебница»)

8. Глупая красавица, умный принц, фея, портрет. («Рике – хохолок»)

9. Ключ, борода, замок, потайная лестница, любопытство. («Синяя Борода»)


«От кого телеграмма?»

1. Извините меня, но приехать не смогу – босая на одну ногу. («Золушка»)

2. Уж, вы, меня извините, что я не приехал к вам. У меня столько было забот да хлопот, пока

устраивал дела своего хозяина. Пришлось даже людоеда съесть. («Кот в сапогах»)

3. Всем! Всем! Всем принцам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу

спать! («Спящая красавица»)

4. А я маленький, да удаленький. («Мальчик -с-пальчик»)

5. Бабушка меня очень любила. Шапочку красную мне подарила. («Красная Шапочка»)

6. Помогите! Не могу выбрать из трёх платьев самое красивое! («Ослиная Шкура»)


«Бюро находок»

- колечко (Ослиная Шкуре)

- хрустальная туфелька (Золушке)

- красная шапочка (Красной Шапочке)

- ключ (Синей Бороде)

- сапог (Коту)

- кувшин (младшей дочери из сказки «Волшебница»)


«Подбери ключ»

-подобрать ключи к замочкам


«Помоги Золушке»

-разобрать семена (бобы и горох)

Жесток, сердит и очень властен. Но волк, увы, чем кажется скромней,

Он в гневе может быть опасен. Тем он всегда лукавей и страшней.

Его узнаешь без труда –

Ведь это ж Синяя … (Борода)
















-7-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!