СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Путешествие в правовое государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая работа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Путешествие в правовое государство"»

Приложение16.

Конспект урока

Тема урока: «Путешествие в правовое государство»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология: использование проектной технологии, технологии сотрудничества, проблемной технологии

Методы: частично-поисковый, проблемный

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Ученик научится: определять принципы правового государства; характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия « право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации

Ученик получит возможность научится: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позиции, приходить к общему решению; задавать вопросы с целью уточнения информации; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

 Деятельностная цель:

- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;

Образовательная цель:

- формирование представлений о признаках правового государства, его отличии от государств с недемократическими политическими режимами;

- обсуждение вопроса о том, каково положении личности в правовом и неправовом государстве, каковы пути становления правового государства, от каких факторов это зависит, можно ли считать современную России правовым государством


 Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование(понимают значение знаний для человека и принимают его).

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, саморегуляция(принимают учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель).

Познавательные действия: постановка и решение проблем

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Этапы урока

1.Проблемная беседа

Учитель.Томасу Гоббсу принадлежит высказывание: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Учащиеся.(Анализ суждения? Предположение темы урок.)

Тема правовое государство.(учащиеся ставят цели урока)

2. Постановка учебной задачи

- Объяснить значение понятий «правовое государство», «естественное право», «презумпция невиновности», свобода , ответственность;

Объяснить сущность права как меры свободы и справедливости;

Выделить признаки, присущие правовому и неправовому государствам, сравнить их;

3. «Открытие нового знания»

Учащиеся работают с притчей.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь- похоже, что скорбите не впервой?

- так оно и есть ,- ответила женщина.- Когда- то от когдей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

- Здесь нет жестокости властей, - ответила женщина…»

Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?(Предложения учащихся)

«…- Запомни это, ученик,- сказал Конфуций.- Жестокая власть свирепее тигра».

Гоббс назвал такой тип государства Левиафаном, сравнив его с фантастическим чудовищем. Однако не всякое государство можно назвать Левиафаном. В последней трети ХХ века во многих странах мира сложились государства с особыми признаками, которые в совокупности характеризуются как правовое государство.

- Какие смысловые значения имеет понятие «право»?( править, управлять, правда, справедливость).Право устанавливает правильные отношения между людьми- единый, равный порядок в обществе. Право в широком смысле выступает как мера свободы человека, определяющая его права, обязанности, ответственность.

Центральной идеей теории правового государства является идея естественных прав человека. Главный вопрос- соотношение права и закона. Есть две позиции: тоталитарное правопонимание и гуманистическое право.

4. Первичное закрепление

Задание: ставьте в предложенный текст пропущенные слова

Тоталитарное правопонимание

Между правом и законом нет различия: «Право есть совокупность законов, исходящих от государства». Поскольку право- это законы, а законы устанавливаются и охраняются ……………………., понятно, что ………………………есть продукт государственной деятельности. Из этого следует, что государство, произвольно, по своему усматривают устанавливая……………….., само предоставляет (дарует) гражданам те или иные ……………… или лишает их…………………….

В таких условиях права человека жестко …………… властью, какая- либо ответственность власти перед……………….. отсутствует, а сами …………….рассматриваются в качестве «винтиков» государственной машины. Вся ……………… сосредоточивается в руках государственной или партийной элиты, ……………..властей практически отсутствует, управление максимально централизованно, политический плюрализм(многообразие) заменен государством …………….партии, разрешена только……………………….., официальная идеология, инакомыслие жестоко подавляется………………………….. Проводимые выборы реального значения не имеют



Высшая ценность гуманистического права

Сторонники гуманистического подхода полагают что право не тождественно………………………….и означает нечто большее. Закон, утверждают они, являются только одной из форм выражения………….. .

Есть и иные формы……………………….

Законы, установленные ………………………….., относятся к творениям самого человека и называются позитивным правом. Однако не все формы……………………………………..созданы людьми. Существуют еще никем не созданное естественное……………………………… Им обладают люди в силу самого факта своего……………………….- от природы.

Закон, не отвечающий ценностям …………………………..права, не является…………………………………. Высшая же ценность права- это…………………………., его………………………………, а значит, неотъемлемые права. Достоинство………………………………….. никогда не может быть принесено в жертву интересам……………………………………..

По одному представителю из группы комментируют, что такое тоталитарное право понимание и гуманистическое право

Задание: заполните таблицу «Права человека в неправовом и правовом государстве»

Линия сравнения

Государство неправовое(тоталитарное право понимание)

Государство правовое(гуманистическое правопонимание)

Происхождение прав человека

Основные права определяются и устанавливаются государственной властью

Основные права имеют естественное происхождение(то есть присущие человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах

Соотношение права и закона

Право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от их качества

Право производно от основных прав человека, включает только правовые нормативные акты

Сущность права

Право – возведенная в закон воля господствующего класса

Право- мера свободы

Главное предназначение права

Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле

Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества

Соотношение государства и права

Право рождается в «коридорах» государственной власти и полностью подчинено ей

Право зарождается в силу требований самой жизни, оно выше государства

Выступление от групп

Задание. Познакомьтесь с категорическими императивами Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство должно быть правовым, с разделением властей»;

В сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным и общепринятым ограничениям- правовым законом, и это разумное ограничение есть подлинная свобода»;

- в сфере права человека: Поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами».

Вопросы:

  1. Почему, согласно мнению И.Канта, необходимо точное определение и сохранение границ свободы?

  2. В чем, по мнению Канта, заключается высший замысел природы?

  3. Какова, согласно Канту, мера сохранения границ свободы?

Вывод: Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью- беззаконием, произволом, правовым беспределом. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора- право и мораль

Задание. Опираясь на текст, отметьте, какие принципы правового государства нашли отражение в следующих статьях Конституции РФ:

Ст2, Ст7, ст10,ст15,ст17, ст18

Задание. Соотнесите понятия свобода и ответственность.

  1. Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность»

Учитель: свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или иных поступков личности. Ответственность – это та цена, которую мы платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена. Всеобщая декларация прав человека, ст.29: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергатьсятолько таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали.

  1. Итоги урока

Правовое государство

Правовое государство

Применяем метод фиш боун

государство









Назовите признаки правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

господство правовых норм;

гарантии прав и свобод личности

2 урок

Реализация проекта

Учитель: Мы рассмотрели теоретические аспекты темы «Правовое государство». Предлогаю Вам принять участие в проекте, в ходе реализации которого вы сможете:

- научиться различать государства с разными политическими режимами;

- назвать существенные признаки правового государства;

- объяснить, какие условия необходимы для становления правового государства;

- определить положение личности в правовом и недемократическом государстве

- выразить мнение о важности становления правового государства, о том, какими качествами должен обладать гражданин правового государства

Работа в творческих группах

Задание1-ой группе:

  1. Дайте определение понятию «демократический режим»

  2. Представьте, что вы совершили поездку в демократическую страну. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях

Задание 2-ой группе:

  1. Дайте определение понятию «авторитарный режим»

  2. Представьте, что вы совершили поездку в страну с авторитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях

Задание 3-ой группе:

  1. Дайте определение понятию «тоталитарный режим»

  2. Представьте, что вы совершили поездку в страну с авторитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях



Каждая группа представляет словестный проект «своего» типа государства, а также защищает плакат – коллаж «Статус личности в______________________________________________ государстве

Защита проекта.

Итог

Объяснить значение понятий «правовое государство», «естественное право», свобода , ответственность;

Объяснить сущность права как меры свободы и справедливости;

Выделить признаки, присущие правовому и неправовому государствам, сравнить их;

Рефлексия

Метод (шкала достижение)



















Рабочий лист

Тема урока: «Путешествие в правовое государство»

«Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

- так оно и есть ,- ответила женщина.- Когда- то от когдей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

- Здесь нет жестокости властей, - ответила женщина…»

Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?(Предложения учащихся)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: ставьте в предложенный текст пропущенные слова 1вариант

Тоталитарное правопонимание

Между правом и законом нет различия: «Право есть совокупность законов, исходящих от государства». Поскольку право- это законы, а законы устанавливаются и охраняются ……………………., понятно, что ………………………есть продукт государственной деятельности. Из этого следует, что государство, произвольно, по своему усматривают устанавливая……………….., само предоставляет (дарует) гражданам те или иные ……………… или лишает их…………………….

В таких условиях права человека жестко …………… властью, какая- либо ответственность власти перед……………….. отсутствует, а сами …………….рассматриваются в качестве «винтиков» государственной машины. Вся ……………… сосредоточивается в руках государственной или партийной элиты, ……………..властей практически отсутствует, управление максимально централизованно, политический плюрализм(многообразие) заменен государством …………….партии, разрешена только……………………….., официальная идеология, инакомыслие жестоко подавляется………………………….. Проводимые выборы реального значения не имеют

2 вариант

Высшая ценность гуманистического права

Сторонники гуманистического подхода полагают что право не тождественно………………………….и означает нечто большее. Закон, утверждают они, являются только одной из форм выражения………….. .

Есть и иные формы……………………….

Законы, установленные ………………………….., относятся к творениям самого человека и называются позитивным правом. Однако не все формы……………………………………..созданы людьми. Существуют еще никем не созданное естественное……………………………… Им обладают люди в силу самого факта своего……………………….- от природы.

Закон, не отвечающий ценностям …………………………..права, не является…………………………………. Высшая же ценность права- это…………………………., его………………………………, а значит, неотъемлемые права. Достоинство………………………………….. никогда не может быть принесено в жертву интересам……………………………………..

Задание: заполните таблицу «Права человека в неправовом и правовом государстве»

Линия сравнения

Государство неправовое(тоталитарное право понимание)

Государство правовое(гуманистическое правопонимание)

Происхождение прав человека










Соотношение права и закона








Сущность права








Главное предназначение права









Соотношение государства и права









Задание «синквейн» свобода и ответственность 1._______________________________________

2.прилогательных_______________________________________

3.глагола _________________________________________

4.фраза из 4-х слов_______________________________________

5.синоним к 1ому слову__________________________________________

Тест:

1. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) верховенство закона2) наличие органов и структуры правления3) государственный суверенитет4) система разделения властей


Черты сходства

Черты отличия






2.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей в пра­во­вом государстве?

 А. Раз­де­ле­ние вла­стей яв­ля­ет­ся признаком, ха­рак­тер­ным толь­ко для рес­пуб­ли­кан­ских государств.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей за­клю­ча­ет­ся в рас­пре­де­ле­нии пол­но­мо­чий между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ор­га­на­ми власти.

 1) верно толь­ко А2) верно толь­ко Б3) верны оба суждения4) оба суж­де­ния неверны


Самооценка______________

Оценка учителя_____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!