Конспект урока
для детей с нарушением интеллекта
«Путешествие в страну Невидимок»
(ориентировка в пространстве)
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, целостности, полноты, точности зрительного восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи: Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства, а так же словесно обозначать их расположение; закрепить умение составлять схемы пути и их читать; стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мыслительные процессы, тактильно-осязательную чувствительность, мелкую моторику, формировать концентрацию произвольного внимания, совершенствовать вербальную и образную память, точность речевых высказываний.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувство взаимовыручки и взаимопомощи, психологически создавать ситуацию успеха. Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: фланелеграф, игрушки: лягушка, кукла, белка, заяц; предметные картинки, цветик-семицветик, д/и «Кораблик», «На какой цветок села бабочка», цветные карандаши, листы бумаги с заданиями, буквы.
Ход: Орг. момент
П.: Сядет тот, кто назовет слово с противоположным значением:
высокий - выше - маленький –
длинный - больше - низкий –
короткий - белый - грустный –
П.: Ребята, посмотрите сегодня к нам прискакала лягушка, но это не простая лягушка, послушайте ее историю: «Раньше она была любопытноу девочкой, однажды она нарушила запрет своих родителей не пить из болотца, вот и превратилась в лягушку. А помочь ей вернуться в прежний облик может цветик-семицветик. Растет этот необычный цветок в стране Невидимок». По пути в эту страну мы должны собрать все лепесточки этого цветка. А лепесточки мы будем получать, если правильно будем выполнять задания. Ребята, но как же нам добраться до страны Невидимок, вы знаете?
Д.: Нет
П.: Нам нужна карта – схема пути. Лягушка расскажет, как нам добраться до этой страны, а мы с вами составим эту карту.
«Ваш д/с находится в левом нижнем углу фланелеграфа, от д/с дорога ведет вверх до реки. Нужно переплыть реку и идти вверх до цветочной поляны, от поляны дорога поворачивает направо и идет до волшебного леса, от леса до болотца, от болотца дорога вниз до острова, от острова налево до страны Невидимок».
(дети выкладывают из предметных картинок карту)
П.: Вы правильно составили карту и получаете первый лепесток. Отправляемся с вами в путь. А вот и первое препятствие – это река. Нужно переплыть реку. На чем можно ее переплыть?
Д.: на лодке, на катере, на пароходе, на корабле и т.д.
П.: Ну что ж, поплывем на кораблике. Но мы не одни поплывем, с нами еще поплывут пассажиры. Вы должны угадать их и расселить по своим каютам. Кораблик у нас двухпалубный, вот верхняя палуба, а вот нижняя.
«Плывет, плывет кораблик по голубым волнам,
а кто там пассажиры? Ты угадаешь сам».
(загадки о животных: медведь, заяц, еж, белка, сорока)
(дети расселяют животных в каюты по инструкции педагога)
П.: Вы правильно расселили всех пассажиров – получаете второй лепесток. Мы переплыли реку, куда пойдем?
Д.: Вверх до цветочной поляны.
П.: На цветочной поляне растут различные цветы, посмотрите и назовите какие. Давайте поиграем в игру «На какой цветок села бабочка»
игра «На какой цветок села бабочка» (3 варианта в 4-5 действиях)
Молодцы, вот еще один лепесток для вас.
Идем дальше по карте до волшебного леса. В волшебном лесу нас встречает белка, она любит резвиться и играть. И приглашает вас поиграть с ней.
речедвигательная игра «Белочка».
зрительная гимнастика.
П.: Отдохнули, поиграли? Пора отправляться дальше. Куда пойдем?
Д.: Прямо по дорожке до болотца.
П.: Посмотрите, цапля вышла погулять на болото.
(работа на листе бумаги с заданиями на ориентировку)
Молодцы, а вот и еще один лепесток. В каком направлении идти нам дальше?
Д.: Вниз до острова.
П.: Мы с вами оказались на острове, где все перепутано. В том числе и названия частей тела, я буду называть части тела и показывать, а иногда ошибаться и показывать не то что назвала, а вы должны быть внимательными и показывать только то, что я называю.
игра «Это моя голова».
П.: Вы были внимательными и вот вам шестой лепесток. Отправляемся дальше. Куда пойдем?
Д.: Налево до страны Невидимок.
П.: В стране Невидимок нас встречает зайчик. Он нам приготовил угощение. А какое мы узнаем, если правильно разложим буквы.
В центре положите букву О;
Справа от буквы О положите букву К;
Слева от буквы О положите букву С.
Какое слово получилось? Прочитайте.
Д.: Сок
П.: Молодцы, а вот и последний лепесток. Посмотрите, мы прошли весь путь, выполнили все задания и собрали все лепесточки цветика-семицветика. Посмотрите направо, лягушка превратилась обратно в красивую девочку и вот угощение, которое приготовил вам зайчик.
дети пьют сок и благодарят зайчика).
П.: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось и запомнилось? Какие задания для вас были трудными, а с какими вы легко справились?
Подводятся итоги урока.