СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока - путешествия по теме: «Лишайники»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока путешествие по теме "Лишайники", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - путешествия по теме: «Лишайники»»

Конспект урока - путешествия по теме: «Лишайники» в 6-классе

учитель биологии МБОУ СОШ №4 ст. Зольской

Кировского района Ставропольского края: Куранова Н.И.

Оборудование: материалы для создания проекта: инструкции, карточки- задания, фотографии разных видов лишайников, гербарии разных видов лишайников; толковый словарь, проектор, экран, компьютер, презентация.

Цели урока:

Образовательные:

  • Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением.

  • Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.

Развивающие:

  • Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.

  • Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Воспитательные:

  • Обретение опыта эмпатийного и толерантного взаимодействия в парах, группах.

  • Формирование опыта продуктивного слушания.



Ход урока:

Вид работы

Что делают обучающиеся

Универсальные учебные действия

1.

Задание на определение маршрута изучаемого объекта

Коллективно обучающиеся намечают маршрут изучения с обоснованием выбора. Под руководством учителя дают названия каждой группе

Регулятивные, коммуникативные действия

2.

Работа с вопросами перед параграфом учебника

Выясняют известную ранее и не знакомую информацию

Познавательные общеучебные и универсальные логические действия.

3.

Работа с текстом учебника, слайдами, рассказом учителя

Работая в парах составляют план конспект усваиваемого материала

Познавательные общеучебные и коммуникативные действия

4.

Проблемное задание

Устная коллективная работа по составлению целого из частей

Регулятивные действия; познавательные, общеучебные, универсально-логические действия; коммуникативные действия

5.

Комплексный анализ текста

Выявляют вновь изученное и соответствие строения с выполняемой функцией

Регулятивные действия; познавательные, общеучебные, универсально-логические действия; коммуникативные действия

6.

Закрепление новых знаний

Выполняют задания в формате ГИА

Регулятивные действия; познавательные, общеучебные, универсально-логические действия; коммуникативные действия



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы, целей и задач урока. Актуализация и мотивация знаний учащихся.

  3. Рассказ. На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

Что такое симбиоз? Симбиоз -это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

Сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего путешествия, в которой отражены основные моменты нашего пути.

Станция «Географическая».

Пояснения учителя с демонстрацией слайдов.

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это своеобразная группа организмов, которая состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках , но больше- в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Станция «Биологическая».

Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Строение лишайника.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зе­леного, желтого, черного.

Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из двух различных орга­низмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тес­ная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тон­кий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, мож­но увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водо­росли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Дети отвечают.) Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водорос­ли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и мно­гоклеточные.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Дети делают свои предположения). Нити гриба по­глощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки во­доросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль мине­ральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишай­ников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей—симбионтов — поги­бают.

Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволю­ции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовы­годные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жиз­ненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотноше­ний. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль

  1. Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

  1. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

  2. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

  3. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.



  1. Размножение лишайников.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

Станция «Исследовательская».

Работа с учебником. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

  • Участвуют в первичном почвообразовании.

  • Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных по­род.

  • Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

  • В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами - эдификаторами.

  • Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев.

  • Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельностичеловека:

  • Являются кормом для одомашненных копытных на севере (север­ный олень).

  • Некоторые виды используются в пищу человеком.

  • Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

  • Служат для получения различных природных красителей.

  • Используют в медицине.

  • Используют в парфюмерной промышленности.

  • Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

  • Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

Станция «Экологическая».

1).Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

2). Значение лишайников в природе.

  1. Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт. Об этом процессе мы говорили на уроках природоведения в 5 классе.

  2. Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще.

Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

  1. Обобщение и систематизация новых знаний.

1). А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

  • Тело лишайника называется слоевище (да).

  • Лишайники приносят вред природе (нет).

  • Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

  • Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

  • Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

  • Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

  • Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

  • Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

  • Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

  • Лишайниками питаются некоторые животные (да).

  • Лишайники являются лечебными организмами (да).

  • Лишайники портят своими выделениями почву (нет).

2) Что изображено на рисунке под цифрами 1, 2 и какие функции они выполняют



  1. Пройдите лабиринт и сделайте вывод об усвоении нового материала.



V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: Выучить параграф 13, ответить на вопросы в конце параграфа. Рабочая тетрадь № 43-45

Использованная литература:

А.А.Калинина «Поурочные разработки по биологии 6 класс»

В.В.Пасечник «Учебник биологии 6 класс».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!