Тема. Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.
Цель: формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики; знать особенности строения и языковые средства репортажа; повысить уровень информированности о проблеме здоровья подростков; формировать культуру общения по данной проблеме;
развивать творческие способности, письменную и устную речь.
Репортаж - глаза и уши читателя.
Ход урока
I. Организационный момент – лингвистическая разминка.
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то
узнаем, что слово «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
- А кто такой репортер?
Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
- Скажите, пожалуйста, а каких спортивных комментаторов знаете вы?
Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.
Уже 11 лет работы в эфире Губерниев за словом в карман не лезет. Да и как иначе? Ведь во время прямой трансляции или торжества случиться может всякое…
«Заполню любую паузу!» — этот слоган легко мог бы стать профессиональным девизом Дмитрия. Давайте в этом убедимся.
3. Давайте устно поработаем над упражнением 125., стр. 88
Какие советы дает начинающим журналистам Н.Н. Озеров? В каком стиле общается с ними?
- Как вы думаете, советы Озерова относятся только к спортивному репортажу или репортажу на любую тему? Обоснуйте ваши ответы.
III. Групповая работа.
Сейчас вы будете работать в группах. Возьмите задания на партах. За три минуты вы должны справиться со своим заданием.
Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.
- Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.
-Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
- Репортер должен владеть правильной литературной речью.
- Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.
Вывод: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера : он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.
Задание № 2. Прочитав газетный материал, выберите характерные особенности репортажа:
Автор прямо не раскрывает своего отношения к событию.
Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица
Ярко выраженное отношение автора к происходящему.
Передача всего хода события, а не одного его момента.
Автор сознательно «остается в тени».
Вывод: Итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.
Задание № 3. Составьте памятку для пишущих репортаж, используя материал учебника стр. 90 – 91.
- Начало (зачин)
- Центральная часть – рассказ о событии.
- Краткий вывод, оценка события (концовка).
Творческая работа.
Представьте себе, что вам надо вести репортаж на одну из тем: «Футбольный матч», «На уроке литературы», «Большая перемена в школе», вы можете выбрать свою тему! Запишите 5 – 7 предложений. Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме, работать динамично.
Зачитывают репортажи.
- Учтены ли требования к написанию репортажа?
VII. Итог.
- О чем шла речь на занятии?
- Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.
Домашнее задание: написать репортаж на тему: «У памятника неизвестного солдата»